Анализ ниши: показатели, которые нужно отслеживать постоянно
Это вторая статья из цикла. В первой статье мы рассказали, как анализировать нишу перед выходом на маркетплейсы. Готовить материалы нам помогают эксперты из Moneyplace, поэтому мы приводим примеры с использованием этого сервиса.
В этой статье расскажем, какие показатели отслеживать, чтобы увеличивать продажи.
На что смотреть после запуска магазина
После запуска магазина нужно отслеживать несколько ключевых показателей.
Позиции товаров в поисковой выдаче.
Это поможет понять, на каком месте находятся ваши товарные карточки среди карточек конкурентов. Если ниша высококонкурентная и товары далеко от топа, их могут не видеть и не покупать. Здесь поможет продвижение и SEO. Мы уже писали, как оптимизировать карточку товара, чтобы покупатели её находили.
Выше в выдаче показываются товары с подробным описанием, качественными фотографиями, полными характеристиками, ключевыми словами. Источник: market.yandex.ru
Цены конкурентов на аналогичные товары и их динамика.
В аналитических сервисах можно отследить цену, по которой товар покупают чаще всего. Ваша цена должна быть в рамках рынка. Чтобы работать в плюс, достаточно назначить на товар такую цену, которая покроет все издержки. В то же время она не должна быть слишком высокой, иначе покупатели уйдут к конкурентам. Мы уже писали о ценообразовании на маркетплейсах.
Динамика оборота.
При правильной стратегии оборот должен расти с течением времени. Если он снижается, вот самые очевидные причины:
- непопулярный или некачественный товар;
- высококонкурентная ниша;
- завышенные цены;
- неправильное продвижение.
Остатки по каждой позиции.
Если товара нет в наличии, он быстро теряет позиции в поиске. Чтобы этого не допустить, следите за наличием товара на складах.
Процент возвратов.
Чем реже покупатели возвращают товар, тем выше будет рейтинг магазина. Проверьте, указаны ли в карточке товара все параметры и характеристики, соответствуют ли фото реальности, описана ли комплектация. Мы уже писали, как снизить количество возвратов на маркетплейсах.
Заказы по регионам. Чтобы сэкономить на логистике, отправляйте товар на те склады, откуда его чаще всего отгружают покупателям.
Рост показателей категории и поисковых фраз. Показывают, как часто покупатели вводят определённые запросы, ищут и покупают товары в конкретных категориях. Если рост остановился или снизился, то спрос на рынке падает и товары стали искать реже. В таком случае необходимо скорректировать поставки и обновить ассортимент.
Показатели топ-товаров в вашей нише. Показывают, как меняется спрос на самые популярные товары: как часто их ищут, открывают, заказывают. Это поможет понимать тренды и желания покупателей. Также обратите внимание на дизайн карточек этих товаров. Карточки с инфографикой и детальными фотографиями вызывают больше доверия, и такие позиции покупают чаще.
В топе выдачи по запросу «Скетчбук» находятся карточки с дизайнерским оформлением. Источник: market.yandex.ru
Как работать с ассортиментом
На основе цифр можно принимать бизнес-решения. Например, что товар А лучше снять с продажи, а товар Б нужно добавить в ассортимент. Вот на что нужно обратить внимание.
Средняя цена.
Товары, средняя цена на которые не позволяет выйти в стабильный плюс, необходимо ликвидировать.
Категория, упущенный оборот и поисковые запросы.
Товары, у которых нет положительной динамики, могут принести меньше денег, чем товары из растущих ниш.
АВС-анализ.
Это способ узнать, какие товары приносят больше всего денег. Согласно ABC-анализу, товары можно разделить на три группы:
- Группа A составляет 20% от ассортимента и приносит 80% продаж.
- Группа B — 30% от ассортимента, которые дают 15% продаж.
- Группа C — 50% от ассортимента, которые дают всего 5% продаж.
Анализ учитывает оборачиваемость товара, процент выкупа и чистую прибыль. Он подскажет, какой товар нужно ликвидировать и почему. Если пользуетесь сервисом Moneyplace, то анализ можно провести автоматически.
Анализ показателей в Moneyplace
Большинство показателей можно найти на главной странице в личном кабинете, как только вы подключите магазин к сервису. Здесь можно увидеть общую картину и быстро перейти к любому разделу.
На главной отображаются важнейшие показатели: оборот, товары в топе, количество возвратов и подобное. Источник: moneyplace.io
Удельная прибыль. Показывает, сколько чистой прибыли приносит товар после продажи. Эксперты советуют ликвидировать товары с удельной прибылью меньше 50 ₽. На таких товарах можно заработать только за счёт больших объёмов — 500–1000 продаж в месяц.
Можно настроить фильтр, чтобы увидеть только товары с определённой удельной прибылью. На скриншоте видно, что у одного товара удельная прибыль вообще отрицательная. Источник: moneyplace.io
Заказы и возвраты по регионам. Этот показатель можно посмотреть на главной странице, пролистав вниз, — здесь вы увидите общую картину за конкретный период. Если кликнуть на вкладку «Заказы» на верхней панели, там отразятся заказы в пути, завершённые заказы и возвраты. Их можно группировать по складам, товарам, регионам и странам.
Показатель поможет оценить, какие регионы приносят больше всего продаж. Например, если на Дальнем Востоке покупают всего пару раз в месяц, его можно отключить. Прибыль этот регион приносит небольшую, но съедает деньги на дорогой логистике.
По графику видно, что Москва и Московская область приносят больше продаж, чем все остальные регионы, вместе взятые. Источник: moneyplace.io
Процент возвратов и потери по логистике. Во вкладке «Возвраты» можно увидеть конкретные товары, от которых отказались покупатели. Каждый возврат — это потеря денег и падение рейтинга на маркетплейсах. В идеале процент возвратов должен стремиться к нулю.
Количество возвратов снизилось на 27%, но магазин потерял из-за них 1 622 ₽ на логистике и недозаработал 169 966 ₽. Источник: moneyplace.io
Процент выкупа, количество продаж и другие финансовые показатели. Отображаются во вкладке «Финансы». Здесь можно отслеживать динамику за разные периоды: от одного дня до года. Например, капитализация склада показывает себестоимость складских остатков. На графике ниже показатель падает, значит, количество товара на складе уменьшается, пора его пополнить.
С 25 июля по 24 августа магазин продал 2 077 товаров с хорошим процентом выкупа — 94,66%. Источник: moneyplace.io
ABC-анализ. Отображает товары по степени их востребованности у покупателей и ценности для бизнеса. С помощью фильтров можно отсортировать товары с упущенным оборотом или низкой выкупаемостью, чтобы оптимизировать ассортимент. Товары категории A — самые выгодные для продаж. С категорией В нужно работать: менять позиционирование, цену, описание и прочее. От товаров в категории С эксперты советуют избавляться.