Узнали, как избежать ошибок в налогах и не переплатить лишнего

Дата
15.09.23
Рубрика
Автор статьи
Галина Русакова
Поделиться

Как вести налоговый и бухгалтерский учет на маркетплейсах? 6 вопросов эксперту

Продавцы на маркетплейсах часто ведут бухгалтерию своими силами: собирают чеки и накладные, считают доходы и расходы, заполняют отчеты и отправляют их в ФНС. Но есть проблема: если заниматься всем самостоятельно, не всегда понятно, как считать выручку, откуда брать доходы для налоговой и как выбрать между разными режимами УСН.

В этой статье отвечаем на самые популярные вопросы продавцов о налогах при продаже товаров через маркетплейсы. Разобраться во всем поможет Анна Мишенькина — автор телеграм-канала по бухгалтерии на маркетплейсах.

Материал подготовлен совместно со «Справочной» — медиа для бизнеса от банка «Точка».

1. Что выгоднее для маркетплейсов — УСН «Доходы» или «Доходы минус расходы»?

Когда выбираете объект налогообложения для упрощенки, обратите внимание на три параметра:

  • Расходы. Если основные расходы идут на зарплату и составляют менее 60 % от выручки, выбирайте УСН «Доходы». Если они идут на сырье и материалы и составляют более 60 % от выручки, выгоднее остановиться на упрощенке с объектом «Доходы минус расходы».

  • Подтверждающие документы. На УСН «Доходы минус расходы» затраты на закупку и доставку товара нужно доказать. В этом помогут чеки, агентские договоры, накладные и счета-фактуры. Если доказательств нет, расходы учесть не получится. Придется заплатить 15 % почти со всей суммы продаж.

Подтвердить расходы может быть сложно, если вы закупаете товар без договоров или переводите деньги физлицу. Например, вы ремонтируете и продаете б/у гаджеты на Маркете. Товар покупаете у физлиц — без договора и с оплатой на личный счет в банке. В этом случае вам будет сложно доказать, что ваш перевод был целевым, и ФНС может не признать расходы.

Налоговые каникулы — установленный законодательно срок, в течение которого впервые зарегистрированные ИП на УСН могут применять нулевые налоговые ставки, установленные в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2014 № 477-ФЗ.
  • Региональные льготы. В разных субъектах РФ ставки налога могут различаться. Например, по доходной упрощенке ставка может быть снижена до 1 %, а по доходно-расходной — до 5 %. Для новых ИП из некоторых сфер деятельности действуют налоговые каникулы: налоговая ставка 0 %. Перед тем как сделать выбор, проверьте условия в вашем регионе.
«Часто продавцы недооценивают сложность ведения налогового учета на упрощенке „Доходы минус расходы“: надо быть готовым оплатить услуги бухгалтера. Если заниматься самим, можно запутаться, неверно рассчитать налог и попасть на штрафы и пени. »
Анна Мишенькина
автор телеграм-канала «Бухгалтерия маркетплейсов с Anna_kvors»
Читайте также:
Какую систему налогообложения выбрать для торговли на маркетплейсах

2. Как считать выручку для налога: за минусом комиссии маркетплейса или целиком?

Обычно маркетплейс сразу вычитает стоимость услуг из дохода продавца. Бывает, продавцы на УСН «Доходы» упускают этот момент и могут ошибочно взять за основу сумму, которую маркетплейс перевел на счет, а потом еще отнимают от нее комиссию. В итоге уменьшают налоговую базу и недоплачивают в бюджет.
Например, предприниматель работает на упрощенке с объектом «Доходы» и ведет налоговый учет самостоятельно. Он продал товар на 400 000 рублей. Из них 60 000 рублей отдал маркетплейсу за упаковку и хранение, продвижение и доставку до покупателя. В итоге продавец заработал 340 000 рублей. Налог он заплатит не с этой суммы, а с 400 000 рублей.
По итогам года предприниматели сдают декларацию, которую ФНС проверяет три месяца. Инспекторы смотрят обороты по расчетному счету, кассовые чеки, могут запросить книгу учета доходов и расходов и пояснения.

Несмотря на то что маркетплейс является агентом и получает деньги от покупателей, в кассовых чеках указан ИНН продавца — того, от чьего имени реализуется товар. Налоговая видит эти цифры и легко может сравнить выручку от продажи товаров через маркетплейсы и поступления на счет.

«Некоторые предприниматели ошибочно считают, что можно платить налог с суммы поступлений на счет. Это не так. Если подать декларацию только с суммами поступления на счет, налоговая пришлет требование: исправить суммы доходов и доплатить налог. »
Анна Мишенькина
автор телеграм-канала «Бухгалтерия маркетплейсов с Anna_kvors»
Читайте также:
Юнит-экономика на маркетплейсе: что это, как считать и зачем она вообще нужна
Яндекс Справа: Как работает договор на продвижение

Если покупатель оплатил заказ баллами Плюса или Маркет сам сделал скидку, сумма покупки пойдет в основной договор, а компенсация скидки — в договор продвижения

3. Из какого отчета брать суммы, чтобы рассчитать налог?

Маркет переводит продавцам деньги двумя разными платежными поручениями. Это выплаты по двум договорам:

  • на размещение — непосредственно за проданные товары;

  • на продвижение — выплаты за скидки покупателю за счет маркетплейса.

Сумму дохода с площадки вы узнаете по этим двум платежным поручениям, но, чтобы корректно рассчитать налог, к этим поступлениям еще надо будет прибавить оплату за услуги маркетплейса. По договору продвижения Маркет просто платит деньги, а по договору размещения — платит и вычитает траты по тарифам. Рассмотрим подробнее, из каких отчетов брать суммы для каждого дохода.

Как узнать доход на размещение

При ведении учета для расчета дохода по договору на размещение есть два подхода: на основе позиции Минфина или ФНС. В первом случае доход — это сумма, которую вы получили на расчетный счет от Маркета. Во втором — это сумма, которую получил Маркет. Можно выбрать любую, главное — посчитать, какая выгоднее.
Позиция Минфина из писем от 03.04.2020 № 03-11-11/26872, от 26.09.2019 № 03-11-11/74067 и от 29.07.2016 № 03-11-06/2/44819.
Если считать по позиции Минфина, доходом будет сумма, которую вы получили на расчетный счет от Маркета, и сумма за удержанные услуги. Чтобы рассчитать доход, сложите две суммы из отчета об исполнении поручения:
  • из строки «Перечислено исполнителем на счет заказчика»;

  • из строки «Стоимость оказанных услуг по актам (включая вознаграждение за исполнение поручения)» за услуги Маркета.

Как считать доход на размещение, по мнению Минфина
Если считать по позиции ФНС, доходом будет сумма, которую с ваших продаж получила сама площадка. Для расчета дохода нужно:
  • взять из отчета об исполнении поручения сумму полученных Маркетом платежей — строка «Получено от потребителей в адрес заказчика»;

  • вычесть из нее сумму возвращенных заказов — строка «Возвращено потребителям за счет заказчика и компенсировано расходов исполнителю»;

  • прибавить сумму компенсаций за потерянные заказы — строка «Компенсации исполнителя в адрес заказчика по претензиям в рамках договора».

Как считать доход на размещение, по мнению налоговой
«Разница подходов в дате признания дохода, а не в сумме. По мнению налоговой, например, какие-то поступления могут быть приняты в марте, а по мнению Минфина — в апреле. Так или иначе, все суммы будут учтены.»
Анна Мишенькина
автор телеграм-канала «Бухгалтерия маркетплейсов с Anna_kvors»

Как узнать доход на продвижение

Доходом следует считать сумму, которую вы получили на расчетный счет от Маркета по договору на продвижение. Найти эту сумму можно по назначению платежа в банковской выписке.
Читайте также:
Как рассчитать себестоимость товара, чтобы работать только в плюс

4. Надо ли вести книгу учета доходов и расходов и какие суммы в ней указывать?

Книгу учета доходов и расходов (КУДиР) ведут все предприниматели, кроме тех, кто применяет налог на профессиональный доход (НПД) или работает по автоматизированной упрощенной системе налогообложения (АУСН). Даже если вы на упрощенке с объектом «Доходы», вести учет в книге все равно надо, но раздел «Расходы» оставляйте пустым.

Онлайн-бухгалтерия банков ведет КУДиР автоматически, но туда попадают только все поступления с расчетного счета. Чтобы книга заполнялась корректно, а налог рассчитывался верно, нужно вручную вносить разницу между поступлением на счет и продажами. Указывайте в КУДиР и поступления на счет, и сумму оплаченных на маркетплейсе тарифов.

«По закону вести КУДиР обязательно — книгу в любой момент может запросить налоговая. Кроме того, КУДиР — это просто удобно. Собирая все поступления за период, вы видите общий итог, а если понадобится получить кредит или пособие, книгу можно предоставить как документ, подтверждающий доход.»
Анна Мишенькина
автор телеграм-канала «Бухгалтерия маркетплейсов с Anna_kvors»

5. Надо ли вычитать возвраты из суммы дохода для расчета налога на УСН и как это сделать?

Возвраты товаров покупателями уменьшают доход продавца в том периоде, в котором были возвращены. Например, сумку купили 25 февраля — это ваш доход, отразите его в КУДиР в первом квартале. Вернули покупку 2 апреля — уменьшайте доход за второй квартал.

На УСН «Доходы» в книге учета доходов и расходов впишите сумму в графу доходы со знаком минус. На упрощенке «Доходы минус расходы» скорректируйте сумму расходов за первый квартал: придется пересчитать налог и доплатить его вместе с пенями и расходами в квартале возврата.

«Как правило, маркетплейсы сразу учитывают возвраты в своих расчетах. Но если вы применяете УСН „Доходы минус расходы“ и ведете товарный учет, отслеживайте движение реализованных и возвращенных товаров для верного расчета налога.»
Анна Мишенькина
автор телеграм-канала «Бухгалтерия маркетплейсов с Anna_kvors»
Читайте также:
Как посчитать доход от продаж на Маркете, если работаете по УСН

6. Как платить налоги, если вы применяете НПД?

Платите налог с общей суммы продаж товаров через маркетплейсы — уменьшить его на сумму расходов нельзя. Например, если продали браслеты на 30 000 рублей и маркетплейс удержал 5%, налог считают с 30 000 рублей, а не с 28 500 рублей.

Отражайте доходы в приложении «Мой налог» и раз в месяц платите сумму, которую начисляет ФНС. При продаже товаров физлицам ставка налога будет 4%, если товары приобретают юрлица или выкупает сам маркетплейс — 6%. Составлять декларации и сдавать их в налоговую не нужно.

«В практике часто сталкиваюсь с тем, что продавцам кажется, будто маркетплейс перечисляет деньги за минусом налога. Это не так: налоги — личная ответственность предпринимателя, поэтому отражать чеки в приложении и вовремя платить — забота продавца, а не маркетплейса.»
Анна Мишенькина
автор телеграм-канала «Бухгалтерия маркетплейсов с Anna_kvors»
Более того, за непробитые чеки плательщикам НПД грозит штраф до 100% от суммы дохода. Например, если не отразили продажу товаров на 30 000 рублей, оштрафовать могут на эти же 30 000 рублей, а не только на сумму неуплаченного налога.

Кратко: как платить налоги на маркетплейсах

  • Выбирайте подходящий режим. Если покупаете товары официально, а траты составляют более 60% оборота, рассмотрите УСН «Доходы минус расходы». Если доля расходов меньше или подтвердить их документами не получится, выгоднее перейти на УСН «Доходы».

  • Научитесь считать доход. К поступлениям на счет прибавляйте расходы на услуги маркетплейса, иначе расчет налога будет некорректным.

  • Определите, где смотреть суммы для расчета налога. На Маркете оплата продавцу приходит разными платежами: за размещение и продвижение. Есть два способа рассчитать доход. Решите, чья позиция вам ближе — Минфина или ФНС.

  • Ведите КУДиР. Это требование закона, а еще книга поможет подтвердить доход, если понадобится оформить пособие или взять кредит. Указывайте и сумму поступлений на счет, и сумму, удержанную площадкой за услуги.

  • Учитывайте возвраты. Уменьшайте доход в том квартале, когда вернули реализованный товар. Если нужно, скорректируйте расходы и доплатите налог.

  • Платите налоги на НПД. Отражайте выручку в приложении «Мой налог», иначе грозит штраф до 100% от невнесенной суммы дохода.

15.09.23
Поделиться
Развивайте своё дело на Маркете
Еще по теме
Маржа и маржинальность: в чем разница и как рассчитать
8 показателей товарной аналитики на маркетплейсах: следите за ними, чтобы расти
Рентабельность продаж: что это такое и как рассчитать
Сервисы аналитики: обзор лучших для выбора ниши и анализа конкурентов на маркетплейсах

Начните зарабатывать вместе с Маркетом

Стать продавцом

none
Sun Jun 16 2024 18:47:42 GMT+0300 (Moscow Standard Time)