Главная
Все спрашивают
Как рассчитать оборотный капитал: подробный гайд для продавцов на маркетплейсах

    Как рассчитать оборотный капитал: подробный гайд для продавцов на маркетплейсах

    Бизнес существует за счёт оборотного капитала: производит продукцию, закупает товары, оплачивает аренду и переводит зарплату сотрудникам. Размер оборотного капитала показывает, насколько компания финансово устойчива и может работать самостоятельно — без заёмных средств.

    Рассказываем, из чего складывается оборотный капитал, как его рассчитать и как им управлять и всегда ли высокий оборотный капитал — это хорошо, а низкий — плохо.

    Что такое оборотный капитал

    Оборотный капитал — это активы, которые компания использует, чтобы получить прибыль за один операционный цикл. Он начинается с закупки товаров для продажи или сырья для производства и завершается поступлением денег от покупателя.

    Например, 19 мая продавец обуви закупил у поставщика партию кроссовок и начал их продавать. Последнюю пару из партии покупатель забрал в пункте выдачи заказов 21 июня, а 25 июня выручка пришла на счёт продавцу. Операционный цикл длился с 19 мая по 25 июня. На полученную выручку продавец может закупить новую партию обуви и начать новый операционный цикл.

    Схема одного торгового цикла у продавца на маркетплейсе

    Схема одного торгового цикла у продавца на маркетплейсе

    Бизнесу важно знать размер оборотного капитала, чтобы понимать, хватит ли средств на все расходы и обеспечение операционного цикла.

    Например, продавец может оплатить часть товара заранее, до отправки с производства, — чтобы забронировать всю партию. Для этого нужно внести на депозит предоплату, а остаток доплатить в момент поставки. Такой сценарий возможен, если у компании достаточно оборотных денег, — иначе в сезон продавец останется без товара на складе и не получит прибыль за операционный цикл.

    Из чего складывается оборотный капитал

    Оборотный капитал = оборотные активы − оборотные обязательства.

    Или по-человечески: сколько у вас осталось свободных денег после того, как вы расплатились по всем текущим счетам. Если в кассе ноль и вы должны всем вокруг — у вас отрицательный оборотный капитал. А если есть запас и  вам особо никто не должен — значит, вы управляете оборотным капиталом как профи.

    Что входит в оборотный капитал компании

    Деньги

    Средства в кассах, сейфе или на счёте в банке

    Запасы

    Материалы для производства, товар на разных стадиях готовности, продукция на складе 

    Дебиторская задолженность

    Предоплата поставщикам, рассрочка для покупателей

    Кредиторская задолженность

    Задолженности поставщикам, зарплаты сотрудникам, платежи по кредитам, краткосрочные обязательства

    Чтобы понять, сколько средств есть у компании на самом деле, нужно суммировать все активы компании и вычесть из них кредиторскую задолженность, в том числе краткосрочные обязательства. Этот показатель называют собственным, или чистым, оборотным капиталом.

    Собственный оборотный капитал (СОК) показывает, сможет ли компания расплатиться с кредиторами, если продаст все оборотные активы. Это важно, например, для банков — когда они оценивают риски при выдаче кредита.

    Как рассчитать оборотный капитал

    Оборотный капитал — величина переменная. Её значение зависит от стадии операционного цикла. Для финансового анализа оборотный капитал обычно считают на конец отчётного периода — года, квартала или месяца. Расскажем, как рассчитать собственный оборотный капитал.

    Для расчёта оборотного капитала используют формулу:

    Разберём на примере

    Михаил продаёт спортивную обувь на маркетплейсе. Он взял в кредит на месяц 20 000 рублей и закупил у поставщика партию кроссовок на 200 000 рублей — с условием, что 20 000 рублей выплачиваются сразу, а 180 000 — через две недели. Маркетплейс продал часть партии на 150 000 рублей и выплатит деньги Михаилу через 7 дней. 

    Каким оборотным капиталом располагает Михаил:

    Деньги

    0 рублей

    Запасы

    200 000 рублей — партия кроссовок

    Дебиторская задолженность

    150 000 рублей — выплаты маркетплейса за проданный товар

    Кредиторская задолженность

    180 000 рублей — задолженность поставщику
    20 000 рублей — платёж по кредиту

    Рассчитаем СОК для бизнеса Михаила.

    Как оценить значение показателя: 

    СОК > 0: компания финансово устойчива и может развиваться.

    СОК = 0: компания может закрыть текущие долги, но средств на развитие не хватит.

    СОК < 0: у компании высокий риск банкротства.

    Формально бизнес Михаила финансово устойчив — СОК больше 0. Но пока Михаил не продаст всю партию и не получит деньги от маркетплейса, он не сможет погасить задолженность перед поставщиком. Свободных денег у Михаила нет, поэтому придётся брать ещё один кредит — чтобы избежать банкротства.

    Как анализировать оборотный капитал

    При анализе СОК важно сравнивать текущее значение показателя с предыдущими — так вы поймёте, какие проблемы есть у бизнеса. Риски для бизнеса может нести как низкий, так и высокий СОК.

    Возможности

    Риски

    Высокий СОК

    • Можно гасить задолженности из свободных средств
    • Есть средства на расширение ассортимента и обновление оборудования
    • Деньги могут «застрять» в активах, и их нельзя будет использовать
    • Активы компании могут терять стоимость — например, из-за снижения цен на залежавшийся товар

    Низкий СОК

    • Нет рисков, если у компании короткий операционный цикл: например, в ресторанах быстрого питания или продуктовом ритейле
    • Может не хватить средств для закупки сырья или товаров
    • Могут потребоваться заёмные средства, чтобы погасить задолженность
    • Банки могут отказать в кредите

    Как управлять оборотным капиталом

    Чтобы оценить, насколько эффективно бизнес управляет оборотным капиталом, нужно рассчитать коэффициенты оборачиваемости. Расскажем, как это сделать, и покажем расчёты — на примере бизнеса Михаила, продавца спортивной обуви на маркетплейсе. За отчётный период возьмём 12 месяцев.

    Коэффициент оборачиваемости капитала

    Что показывает: насколько быстро оборачиваются ваши средства — сколько раз они проходят операционный цикл за отчётный период. 

    Как рассчитать коэффициент оборачиваемости капитала:

    Пример. Допустим, за 12 месяцев бизнес Михаила достиг таких показателей:

    Годовая выручка

    2 250 000 рублей

    СОК в начале периода

    300 000 рублей

    СОК в конце периода

    150 000 рублей

    Сначала посчитаем средний СОК за год: (300 000 + 150 000) / 2 = 225 000 рублей. Затем по формуле рассчитаем коэффициент оборачиваемости капитала: 2 250 000 / 225 000 = 10 раз.

    Это значит, что за год Михаил прошёл цикл от закупки товара у поставщика до получения денег от маркетплейса 10 раз. Оценить, насколько хорош результат, поможет динамика год к году. Например, если в предыдущем году пройти цикл удалось 8 раз, значит, в этом году  оборачиваемость капитала увеличилась на два пункта. То есть бизнес получает больше выручки на единицу капитала.

    Коэффициент оборачиваемости запасов

    Что показывает: сколько раз у вас получается продать запасы за отчётный период.


    Как рассчитать коэффициент оборачиваемости запасов:

    Пример. Сделаем расчёты для Михаила за тот же период.

    Годовая выручка

    2 250 000 рублей

    СОК в начале периода

    250 000 рублей

    СОК в конце периода

    200 000 рублей

    Сначала узнаем, сколько составляют средние запасы за год: (250 000 + 200 000) / 2 = 225 000 рублей. Дальше вычислим коэффициент оборачиваемости запасов: 2 250 000 / 225 000 = 10 раз.

    Это значит, что Михаилу удалось распродать запасы 10 раз за год. Коэффициент стоит сравнить с показателем в предыдущем периоде: если оборачиваемость запасов падает, значит, у бизнеса растёт количество товаров на складе, которые могут стать неликвидными. От неликвида стоит избавиться, чтобы высвободить деньги и вложить их в новую закупку.

    Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности 

    Что показывает: насколько быстро к вам возвращаются деньги за выполненные обязательства. 

    Как рассчитать коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности:

    Пример. Узнаем, насколько эффективно Михаил управляет дебиторской задолженностью.

    Годовая выручка

    2 250 000 рублей

    Дебиторская задолженность в начале периода

    150 000 рублей

    Дебиторская задолженность в конце периода

    50 000 рублей

    Вычислим среднюю дебиторскую задолженность: (150 000 + 50 000) / 2 = 100 000 рублей. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности составит: 2 250 000 / 100 000 = 22,5 раза.

    Это значит, что Михаил получает оплату от контрагентов примерно 22 раза в год. Чем выше этот показатель, тем лучше — Михаил сможет быстрее расплачиваться с поставщиками и закупать новую партию товаров. Чтобы увеличить коэффициент, можно пересмотреть условия работы с контрагентами и, например, уменьшить отсрочку по оплате товара.

    Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

    Что показывает: сколько раз за отчётный период у вас получается погашать долги перед контрагентами.

    Как рассчитать коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности:

    Пример. Рассчитаем коэффициент кредиторской задолженности для бизнеса Михаила. 

    Годовая выручка

    2 250 000 рублей

    Кредиторская задолженность в начале периода

    120 000 рублей

    Кредиторская задолженность в конце периода

    180 000 рублей

    Средняя кредиторская задолженность составит: (120 000 + 180 000) / 2 = 150 000 рублей. Тогда коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности получится таким: 2 250 000 / 150 000 = 15 раз.

    Михаил расплачивается с поставщиками 15 раз в год, а оплату от контрагентов получает за этот же период 22 раза. Это хорошее соотношение: если бы было наоборот, бизнесу Михаила грозила бы вероятность кассового разрыва — когда на счёте компании временно нет денег и нечем оплачивать обязательства.

    Коротко: что нужно знать об оборотном капитале

    • Оборотный капитал — это средства, которые нужны бизнесу, чтобы получать прибыль за один операционный цикл. 
    • Оборотный капитал состоит из оборотных активов — денег, запасов, дебиторской задолженности, и пассивов — кредиторской задолженности и краткосрочных обязательств.
    • Сколько денег у компании на самом деле, показывает собственный, или чистый, оборотный капитал (СОК) — сумма оборотных активов за вычетом кредиторской задолженности, в том числе краткосрочных обязательств
    • Чтобы оценить, насколько эффективно вы управляете оборотным капиталом, рассчитайте коэффициенты оборачиваемости и сравните их с показателями прошлых периодов.
    • Высокий СОК говорит о финансовой стабильности компании. Важно эффективно управлять запасами и инвестировать избыток свободных средств. 
    • Низкий СОК несёт для компании риски кассовых разрывов и банкротства. В то же время для бизнесов с быстрой оборачиваемостью товара низкий СОК не имеет значения.
    Вам может быть интересно
    • Семь способов увеличить средний чек: апсейл, акции и другие хитрости продавцов
        Семь способов увеличить средний чек: апсейл, акции и другие хитрости продавцов
      • Как предпринимателю решать конфликты в команде и не терять людей
          Как предпринимателю решать конфликты в команде и не терять людей
        читать ещё