Как рассчитать оборотный капитал: подробный гайд для продавцов на маркетплейсах
Бизнес существует за счёт оборотного капитала: производит продукцию, закупает товары, оплачивает аренду и переводит зарплату сотрудникам. Размер оборотного капитала показывает, насколько компания финансово устойчива и может работать самостоятельно — без заёмных средств.
Рассказываем, из чего складывается оборотный капитал, как его рассчитать и как им управлять и всегда ли высокий оборотный капитал — это хорошо, а низкий — плохо.
Что такое оборотный капитал
Оборотный капитал — это активы, которые компания использует, чтобы получить прибыль за один операционный цикл. Он начинается с закупки товаров для продажи или сырья для производства и завершается поступлением денег от покупателя.
Например, 19 мая продавец обуви закупил у поставщика партию кроссовок и начал их продавать. Последнюю пару из партии покупатель забрал в пункте выдачи заказов 21 июня, а 25 июня выручка пришла на счёт продавцу. Операционный цикл длился с 19 мая по 25 июня. На полученную выручку продавец может закупить новую партию обуви и начать новый операционный цикл.
Схема одного торгового цикла у продавца на маркетплейсе
Бизнесу важно знать размер оборотного капитала, чтобы понимать, хватит ли средств на все расходы и обеспечение операционного цикла.
Например, продавец может оплатить часть товара заранее, до отправки с производства, — чтобы забронировать всю партию. Для этого нужно внести на депозит предоплату, а остаток доплатить в момент поставки. Такой сценарий возможен, если у компании достаточно оборотных денег, — иначе в сезон продавец останется без товара на складе и не получит прибыль за операционный цикл.
Из чего складывается оборотный капитал
Оборотный капитал = оборотные активы − оборотные обязательства.
Или по-человечески: сколько у вас осталось свободных денег после того, как вы расплатились по всем текущим счетам. Если в кассе ноль и вы должны всем вокруг — у вас отрицательный оборотный капитал. А если есть запас и вам особо никто не должен — значит, вы управляете оборотным капиталом как профи.
Что входит в оборотный капитал компании
Деньги | Средства в кассах, сейфе или на счёте в банке |
Запасы | Материалы для производства, товар на разных стадиях готовности, продукция на складе |
Дебиторская задолженность | Предоплата поставщикам, рассрочка для покупателей |
Кредиторская задолженность | Задолженности поставщикам, зарплаты сотрудникам, платежи по кредитам, краткосрочные обязательства |
Чтобы понять, сколько средств есть у компании на самом деле, нужно суммировать все активы компании и вычесть из них кредиторскую задолженность, в том числе краткосрочные обязательства. Этот показатель называют собственным, или чистым, оборотным капиталом.
Собственный оборотный капитал (СОК) показывает, сможет ли компания расплатиться с кредиторами, если продаст все оборотные активы. Это важно, например, для банков — когда они оценивают риски при выдаче кредита.
Как рассчитать оборотный капитал
Оборотный капитал — величина переменная. Её значение зависит от стадии операционного цикла. Для финансового анализа оборотный капитал обычно считают на конец отчётного периода — года, квартала или месяца. Расскажем, как рассчитать собственный оборотный капитал.
Для расчёта оборотного капитала используют формулу:
Разберём на примере.
Михаил продаёт спортивную обувь на маркетплейсе. Он взял в кредит на месяц 20 000 рублей и закупил у поставщика партию кроссовок на 200 000 рублей — с условием, что 20 000 рублей выплачиваются сразу, а 180 000 — через две недели. Маркетплейс продал часть партии на 150 000 рублей и выплатит деньги Михаилу через 7 дней.
Каким оборотным капиталом располагает Михаил:
Деньги | 0 рублей |
Запасы | 200 000 рублей — партия кроссовок |
Дебиторская задолженность | 150 000 рублей — выплаты маркетплейса за проданный товар |
Кредиторская задолженность | 180 000 рублей — задолженность поставщику |
Рассчитаем СОК для бизнеса Михаила.
Как оценить значение показателя:
СОК > 0: компания финансово устойчива и может развиваться.
СОК = 0: компания может закрыть текущие долги, но средств на развитие не хватит.
СОК < 0: у компании высокий риск банкротства.
Формально бизнес Михаила финансово устойчив — СОК больше 0. Но пока Михаил не продаст всю партию и не получит деньги от маркетплейса, он не сможет погасить задолженность перед поставщиком. Свободных денег у Михаила нет, поэтому придётся брать ещё один кредит — чтобы избежать банкротства.
Как анализировать оборотный капитал
При анализе СОК важно сравнивать текущее значение показателя с предыдущими — так вы поймёте, какие проблемы есть у бизнеса. Риски для бизнеса может нести как низкий, так и высокий СОК.
Возможности | Риски | |
Высокий СОК |
|
|
Низкий СОК |
|
|
Как управлять оборотным капиталом
Чтобы оценить, насколько эффективно бизнес управляет оборотным капиталом, нужно рассчитать коэффициенты оборачиваемости. Расскажем, как это сделать, и покажем расчёты — на примере бизнеса Михаила, продавца спортивной обуви на маркетплейсе. За отчётный период возьмём 12 месяцев.
Коэффициент оборачиваемости капитала
Что показывает: насколько быстро оборачиваются ваши средства — сколько раз они проходят операционный цикл за отчётный период.
Как рассчитать коэффициент оборачиваемости капитала:
Пример. Допустим, за 12 месяцев бизнес Михаила достиг таких показателей:
Годовая выручка | 2 250 000 рублей |
СОК в начале периода | 300 000 рублей |
СОК в конце периода | 150 000 рублей |
Сначала посчитаем средний СОК за год: (300 000 + 150 000) / 2 = 225 000 рублей. Затем по формуле рассчитаем коэффициент оборачиваемости капитала: 2 250 000 / 225 000 = 10 раз.
Это значит, что за год Михаил прошёл цикл от закупки товара у поставщика до получения денег от маркетплейса 10 раз. Оценить, насколько хорош результат, поможет динамика год к году. Например, если в предыдущем году пройти цикл удалось 8 раз, значит, в этом году оборачиваемость капитала увеличилась на два пункта. То есть бизнес получает больше выручки на единицу капитала.
Коэффициент оборачиваемости запасов
Что показывает: сколько раз у вас получается продать запасы за отчётный период.
Как рассчитать коэффициент оборачиваемости запасов:
Пример. Сделаем расчёты для Михаила за тот же период.
Годовая выручка | 2 250 000 рублей |
СОК в начале периода | 250 000 рублей |
СОК в конце периода | 200 000 рублей |
Сначала узнаем, сколько составляют средние запасы за год: (250 000 + 200 000) / 2 = 225 000 рублей. Дальше вычислим коэффициент оборачиваемости запасов: 2 250 000 / 225 000 = 10 раз.
Это значит, что Михаилу удалось распродать запасы 10 раз за год. Коэффициент стоит сравнить с показателем в предыдущем периоде: если оборачиваемость запасов падает, значит, у бизнеса растёт количество товаров на складе, которые могут стать неликвидными. От неликвида стоит избавиться, чтобы высвободить деньги и вложить их в новую закупку.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности
Что показывает: насколько быстро к вам возвращаются деньги за выполненные обязательства.
Как рассчитать коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности:
Пример. Узнаем, насколько эффективно Михаил управляет дебиторской задолженностью.
Годовая выручка | 2 250 000 рублей |
Дебиторская задолженность в начале периода | 150 000 рублей |
Дебиторская задолженность в конце периода | 50 000 рублей |
Вычислим среднюю дебиторскую задолженность: (150 000 + 50 000) / 2 = 100 000 рублей. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности составит: 2 250 000 / 100 000 = 22,5 раза.
Это значит, что Михаил получает оплату от контрагентов примерно 22 раза в год. Чем выше этот показатель, тем лучше — Михаил сможет быстрее расплачиваться с поставщиками и закупать новую партию товаров. Чтобы увеличить коэффициент, можно пересмотреть условия работы с контрагентами и, например, уменьшить отсрочку по оплате товара.
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности
Что показывает: сколько раз за отчётный период у вас получается погашать долги перед контрагентами.
Как рассчитать коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности:
Пример. Рассчитаем коэффициент кредиторской задолженности для бизнеса Михаила.
Годовая выручка | 2 250 000 рублей |
Кредиторская задолженность в начале периода | 120 000 рублей |
Кредиторская задолженность в конце периода | 180 000 рублей |
Средняя кредиторская задолженность составит: (120 000 + 180 000) / 2 = 150 000 рублей. Тогда коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности получится таким: 2 250 000 / 150 000 = 15 раз.
Михаил расплачивается с поставщиками 15 раз в год, а оплату от контрагентов получает за этот же период 22 раза. Это хорошее соотношение: если бы было наоборот, бизнесу Михаила грозила бы вероятность кассового разрыва — когда на счёте компании временно нет денег и нечем оплачивать обязательства.
Коротко: что нужно знать об оборотном капитале
- Оборотный капитал — это средства, которые нужны бизнесу, чтобы получать прибыль за один операционный цикл.
- Оборотный капитал состоит из оборотных активов — денег, запасов, дебиторской задолженности, и пассивов — кредиторской задолженности и краткосрочных обязательств.
- Сколько денег у компании на самом деле, показывает собственный, или чистый, оборотный капитал (СОК) — сумма оборотных активов за вычетом кредиторской задолженности, в том числе краткосрочных обязательств.
- Чтобы оценить, насколько эффективно вы управляете оборотным капиталом, рассчитайте коэффициенты оборачиваемости и сравните их с показателями прошлых периодов.
- Высокий СОК говорит о финансовой стабильности компании. Важно эффективно управлять запасами и инвестировать избыток свободных средств.
- Низкий СОК несёт для компании риски кассовых разрывов и банкротства. В то же время для бизнесов с быстрой оборачиваемостью товара низкий СОК не имеет значения.