Главная
Все спрашивают
Доход, выручка, прибыль: объясняем разницу на примерах

    Доход, выручка, прибыль: объясняем разницу на примерах

    Продать товар на маркетплейсе может каждый, а сделать из этого успешный бизнес — только тот, у кого при расчете «доходы минус расходы» еще остаются деньги. В статье подробно разбираем главные финансовые показатели для продавцов и 5 способов увеличить прибыль, если торгуешь на маркетплейсах.

    Соотношение понятий: доход, выручка, прибыль

    Если прибыль — это та часть денег, которую предприниматель может заработать себе, а выручка — это вообще все средства от продаж, поступившие на счет, то что тогда доход? Разбираемся по порядку.

    Доход

    Доход — общая сумма денежных средств и других «бонусов», которые компания получает за расчетный период из различных источников. Например, это доходы от акций других компаний, банковских вкладов и инвестиций. Доходы рассчитываются без учета издержек — всех расходов, которые были затрачены предпринимателем на их получение.

    Мастер ёлочных игрушек Олег Зотов продал на маркетплейсе в ноябре 100 товаров на общую сумму 50 000 рублей. Весь товар, который Олег подготовил к сезону, давно лежит на складе — в этом году он завершил все процессы по созданию украшений на елку. У Олега остались расходные материалы — ленты и бусины, их он продал местному ателье за 5 000 рублей. 50 000 рублей в месяц от продаж ёлочных игрушек + 5 000 рублей от продажи расходных материалов = 55 000 рублей — доходы Олега.

    Мастер ёлочных игрушек понимает, что не сможет потратить все 55 тысяч рублей. Ему нужно заплатить налоги и купить расходные материалы для новых креативных идей. Но сколько он точно может потратить? Считаем дальше.

    Выручка

    Выручка — деньги, которые предприниматель получает от продаж на Маркете. Другими словами — доход только от основной деятельности бизнеса, без инвестиций, дивидендов и других бонусов.

    Выручка также рассчитывается без расходов на сырье, доставку товара и хранение его на складе продавца, зарплаты сотрудников, амортизацию или другие операционные издержки.

    Возвращаемся к изготовителю ёлочных игрушек. Напомним, что Олег Зотов продал на маркетплейсе в ноябре 100 товаров на общую сумму 50 000 рублей и перепродал расходники за 5 000 рублей.

    Выручка Олега — 50 000 рублей от продаж ёлочных игрушек; а 5 000 — внереализационный доход, который не считается выручкой, потому что не относится к основной деятельности компании.

    На данном этапе Олег все ближе к цифре реального заработка. Что еще нужно посчитать, чтобы это выяснить? С этим поможет понятие «прибыль».

    Прибыль

    Прибыль — это те самые «доходы минус расходы». К расходам бизнеса относят стоимость материалов, необходимых для производства товаров, зарплаты сотрудников, налоги и взносы, амортизацию и аренду, проценты по кредитам. Прибыль показывает, насколько эффективно работало предприятие за расчетный период.

    Пример. Изготовитель ёлочных игрушек Олег Зотов продал на маркетплейсе в ноябре 100 товаров на общую сумму 50 000 рублей. На производство 100 ёлочных игрушек Олег потратил 15 000 рублей — материалы, аренда мастерской.

    50 000 рублей в месяц от продаж ёлочных игрушек — 15 000 рублей затрат на их производство = 35 000 рублей — прибыль.

    Олег Зотов не сможет потратить все 35 тысяч рублей так, как бы ему хотелось, — нужно заплатить налоги. Но мы уже совсем близко к реальным деньгам!

    Прибыль также делится на разные виды: валовая, операционная, чистая. Подробно о каждом виде рассказали в статье: «Прибыль на маркетплейсе: основные виды и способы расчета».

    Как увеличить прибыль, если торгуешь на маркетплейсах — 5 шагов

    Рассказываем, какие 5 шагов нужно предпринять, чтобы заработать больше на Маркете, — от бизнес-планирования и аналитики до красивых карточек товара.

    Проверять финансовые показатели магазина

    Финансовая отчетность показывает, насколько эффективно ведется торговля на маркетплейсах. Ведь сотни проданных товаров на предновогодней распродаже не могут гарантировать, что у продавца прибыльный бизнес.

    Отслеживать динамику финансовых показателей нужно всегда, но особенно это важно при бизнес-планировании. Так, данные о расходах магазина стоит учитывать при закупке или производстве новой партии товара — при формировании финальной цены товара нужно убедиться, что в нее заложены издержки и наценка.

    Мы постоянно держим руку на пульсе: анализируем отчеты и следим за ценами. Используем аналитику маркета и на ее основе подключаем инструменты продвижения: буст продаж и программу лояльности Яндекс Плюс. Это дает нам большие возможности для дальнейшего роста.

    Алексей Литвиненко,
    Алексей Литвиненко,
    основатель компании «Энергосила_Я»

    Быть в курсе цифр просто, работая на Маркете: в личном кабинете продавца доступны отчеты с финансовыми показателями вашего магазина. Благодаря такой аналитике вы сможете отслеживать, сколько денег приносит каждая товарная позиция, где вы теряете, насколько успешен буст продаж и многое другое.

    Планировать развитие бизнеса на годы вперед — в деталях

    Задача любого бизнеса состоит в приумножении прибыли его владельца. Это невозможно без детального планирования этапов производства, транспортировки и реализации товара. Для успешных продаж важно понимать экономику каждой позиции ассортимента — возможно, стоит сделать больше наценку на товары-бестселлеры, а расходные материалы закупать у поставщика с более выгодным ценовым предложением, тем самым сокращая издержки.

    Строить планы по захвату товарной ниши на маркетплейсах — полезное упражнение, так как только грамотное бизнес-планирование приводит к большой прибыли. Так, важно готовиться к сезонным распродажам Маркета заранее — например, путь от анализа конкурентов в нише товаров для продажи на День всех влюбленных и до участия в предпраздничной акции Маркета может занимать больше года.

    Вести учет финансовых показателей важно, если продавец хочет иметь действительно успешный бизнес. Например, иногда отличное решение — вывести убыточные СКЮ из ассортимента и сосредоточиться на увеличении поставок товаров-лидеров по продажам.

    Мария Пиперкова,
    Мария Пиперкова,
    продуктовый маркетолог в Яндекс Маркете

    Отдавать решение операционных задач бизнеса профессионалам

    В любом бизнесе важно делегировать задачи профессионалам — в противном случае можно потерять деньги. Так, если вы хорошо умеете договариваться о сроках производства или поставки товара на склад, но не владеете Excel таблицами, большую часть времени стоит тратить на первое, а для второго найти сотрудника с опытом.

    Для того чтобы продавцам маркетплейса было легче на старте, Маркет регулярно обновляет список сертифицированных агентств, готовых взять на себя все операционные задачи бизнеса. Специалисты занимаются созданием контента, работой с производителями, маркетинговым продвижением и предоставляют услуги фулфилмента.

    Искать возможности для расширения бизнеса

    Сделать бизнес больше можно двумя способами: расширить географию, на которой продаются товары, или увеличить количество СКЮ на полке. Так, многие продавцы, достигнув максимальных значений по дистрибуции, выбирают работу с ассортиментом. Один из вариантов — бизнес в смежной категории, которая заинтересует покупателей.

    СКЮ, SKU (stock keeping unit), переводится как «единица складского учета». Это уникальный код, по которому определяют конкретную единицу товара в магазине или на складе.

    Например, средняя выручка в категории «Садовая техника» за месяц — 5,5 миллиона рублей. Если в ассортимент добавить товары из категории «Садовая мебель», есть все шансы заработать еще 3,3 млн.

    Средняя выручка категории «Садовая мебель» за месяц на Яндекс Маркете

    Средняя выручка категории «Садовая мебель» за месяц на Яндекс Маркете

    Маркет также анализирует свой ассортимент и предлагает готовые решения с подборками товаров, успешных в продаже или отсутствующих на полке. В отчете «Нет в продаже на Маркете» можно увидеть востребованные товары, которые не продаются на маркетплейсе.

    Отчет доступен в личном кабинете продавца, как и отчет «Самые востребованные товары». С его помощью можно узнать, что чаще всего покупают на Маркете. В этом же отчете есть отдельный блок с рекомендациями для модели Экспресс, где видно, какие товары ищут рядом с вашим складом.

    Работать над продвижением — пользоваться готовыми решениями Маркета

    Чтобы выделить товар среди предложений конкурентов и привлечь как можно больше покупателей, важно грамотно его продвигать. В этом помогут буст продаж, полки, баннеры, акции, отзывы за баллы и другие инструменты Маркета.

    Например, буст продаж помогает сделать ваши предложения заметнее в поисковой выдаче. Товары с бустом показываются выше в поиске, соревнуются за позиции в специальных местах на витрине — буст-блоках — и привлекают новых покупателей.

    Товары с бустом могут продвигаться и за пределами Маркета — в рекламной системе Яндекс Директ. Они будут чаще появляться в поиске, на рекламных площадках Яндекса и привлекать покупателей из рунета.

    Кроме того, Маркет дает 10 000 бонусов на первые кампании по продвижению. Для продавцов это удобно — можно протестировать инструменты и остановиться на самых прибыльных.

    Лиана Фаизова,
    Лиана Фаизова,
    старший продуктовый маркетолог Яндекс Маркета

    Коротко: что такое доход, выручка и прибыль

    • Доход — общая сумма денежных средств и других финансовых поступлений, которые компания получает за расчетный период из различных источников.
    • Прибыль — это «доходы минус расходы».
    • Выручка — доход только от основной деятельности бизнеса, без инвестиций, дивидендов и других бонусов.
    Вам может быть интересно
    • Что продавать на 8 Марта: лучшие категории в 2025 году
    • Календарь сезонности: что и когда продавать в 2025 году
        Календарь сезонности: что и когда продавать в 2025 году
      читать ещё