4 показателя товарной аналитики, за которыми нужно следить на Маркете
Анализ данных из отчётов поможет определить товары, которые нужно закупать в больших объёмах, и те, которые стоит вывести из ассортимента, чтобы не потерять деньги.
Конкурентность цен
На главное место в карточке товара попадает наиболее выгодное покупателю предложение. При этом 80% всех продаж приходится именно на товар с главного места на карточке товара на маркетплейсе. Поэтому мы рекомендуем постоянно анализировать цены и сравнивать их с предложениями конкурентов.
Илья Зинченкоруководитель аналитических и FBY-продуктов Яндекс Маркета
Где отслеживать:
- раздел «Аналитика» → отчет «Цены конкурентов».
- раздел «Сводка» → отчет «Конкурентность цен».
Как работать с показателями. Проверить средние и минимальные цены на товар. Это можно посмотреть в личном кабинете или скачать Excel-таблицу, если у вас широкий ассортимент. Важно держать конкурентность цен в диапазоне от 1 до 1,01. Если стоимость будет выше, Маркет порекомендует её снизить.
Объём и динамика продаж
Некоторые товары не пользуются спросом у покупателей и, как следствие, остаются на складе Маркета на долгое время. Нужно регулярно оценивать эффективность такого размещения и вовремя выводить непопулярную продукцию из ассортимента.
Где отслеживать:
- раздел «Аналитика» → отчет «Динамика продаж»;
- раздел «Аналитика» → Показы и продажи;
- раздел «Бухгалтерия» → Финансовые отчёты → По заказам.
Как работать с показателями. Отследить динамику продаж и их количество по категориям товаров и по отдельным наименованиям. Это позволит увидеть точки роста и проблемные зоны, с которыми нужно работать.
Например, можно отметить товары, которые быстро заканчиваются, и увеличить поставки на склад. Или, наоборот, найти непопулярные товары и вывести их из ассортимента или перевести с модели FBY (продажи со склада Маркета) на FBS (продажи со склада продавца), чтобы не платить за хранение.
Упущенные продажи
В этом разделе отражается список товаров, которые стали реже выигрывать главное место на карточке товара. Обычно это происходит, если цена на товар завышена.
Где отслеживать:
- раздел «Упущенные продажи» в отчёте «Цены конкурентов».
Как работать с отчётом. Изучить список товаров, которые потеряли позиции на карточках, посмотреть товары конкурентов и скорректировать цены.
Оборачиваемость
В Маркете оборачиваемость считается на категорию товаров и влияет на оплату хранения. За склад не нужно платить, когда общая оборачиваемость категории за месяц высокая — до 45 дней, даже если внутри одной категории товары распродаются с разной скоростью.
Оборачиваемость показывает, какие товары плохо продаются. Для этого нужно зайти в категорию и посмотреть, какие продажи стоит ускорить, а какие в норме. Рядом со статусом оборота Маркет автоматически высвечивает рекомендации, что стоит делать с продажами конкретных товаров.
Илья Зинченкоруководитель аналитических и FBY-продуктов Яндекс Маркета
Где отслеживать:
- для модели FBY — в разделе «Логистика» → отчет «Хранение и оборачиваемость».
Как посчитать. По формуле:
Остатки рассчитываются в литрах в день, продажи — в литрах.
Как работать с показателем на примере FBY. Рекомендуемая оборачиваемость товара при работе со склада Маркета — от 45 до 60 дней. Это оптимальный срок, в течение которого сохраняется бесплатное хранение, и при этом у продавца есть достаточно времени, чтобы пополнять запасы.
Если оборачиваемость:
- больше 120 дней, то продавцу придётся оплачивать хранение товаров, которые слишком долго находятся на складе Маркета. Чтобы минимизировать расходы, возможно, стоит снизить объём поставок и распродать непопулярный товар;
- меньше 10 дней, то продавец может не успевать пополнять запасы вовремя. Скорее всего, стоит увеличить объём поставок на склад Маркета. Когда продукцию раскупают слишком быстро, делать поставки приходится слишком часто, в противном случае снижается количество продаж из-за нехватки товаров.
Это лишь часть показателей, которые нужно отслеживать, чтобы эффективно развивать магазин на Маркете. Они помогут не потерять доход и не допустить дефицита или избытка товаров на складе.
Резюме: какие данные о товаре следует отслеживать
Чтобы ваш товар хорошо продавался на Маркете, нужно контролировать 4 показателя:
- Конкурентность цен. Цены влияют на то, как товары будут представлены на витрине Маркета.
- Объём и динамика продаж — позволит увидеть точки роста и проблемные зоны, с которыми нужно работать.
- Упущенные продажи. Важно изучить причину — почему товары потеряли позиции. Возможно, следует пересмотреть цены.
- Оборачиваемость. Выгодно иметь высокий показатель — до 45 дней. Тогда продавцу не нужно платить за хранение на складе Маркета.
Следите за четырьмя показателями товарной аналитики. Их анализ даст понимание спроса и предложения. Вы будете знать, какие товары следует закупать в больших объёмах, а какие вывести из ассортимента, чтобы не потерять деньги.
- Что продавать на 8 Марта: лучшие категории в 2025 году
- Календарь сезонности: что и когда продавать в 2025 году