Главная
Все спрашивают
8 показателей товарной аналитики на маркетплейсах: следите за ними, чтобы расти

    8 показателей товарной аналитики на маркетплейсах: следите за ними, чтобы расти

    Отслеживать показатели на маркетплейсе можно двумя способами: использовать инструменты аналитики Маркета или сторонние сервисы. Об инструментах Маркета уже рассказали в статье «Зачем и как читать отчеты на Маркете». Сейчас поговорим о том, как пользоваться внешними сервисами аналитики и на какие показатели смотреть.

    На какие показатели смотреть продавцу

    Сервисы аналитики собирают разные цифры: от объема продаж в категории до количества запросов «купить товар X» в поиске. Эту информацию они объединяют в метрики — числовые показатели, которые помогают продавцу оценить свой бизнес и нишу. Например, метрика «Продажи» показывает, сколько товара заказали и забрали покупатели. Много продаж — товар востребован, спрос есть. Мало продаж — товар непопулярен. Ниже разберемся подробнее, какие бывают метрики и как их анализировать.

    Можно сравнить все эти метрики по периодам и понять, как менялся рынок от месяца к месяцу. Это поможет принять обоснованное решение о том, как, когда и с чем выходить на маркетплейс.

    Как помогут разные показатели товарной аналитики

    Выбрать товарную нишу. Не формируйте ассортимент «по наитию» — сперва изучите спрос, оцените объем и емкость рынка, проверьте количество продавцов и товаров в нише. На основе этой информации подберите ассортимент с лучшим потенциалом продаж и выручки.

    Данные MPSTATS по выручке и продажам в категории «Косметика, парфюмерия и уход» на Маркете

    Данные MPSTATS по выручке и продажам в категории «Косметика, парфюмерия и уход» на Маркете

    Например, чем больше выручка, меньше товаров и продавцов в категории, тем легче будет освоить нишу. Другой пример: если в нише мало продавцов и небольшие обороты — скорее всего, категория не востребована.

    Проверить сезонность. Спрос на товары меняется в зависимости от времени года, праздников, случайных событий и трендов. Сервисы аналитики собирают данные о колебаниях спроса и отображают их на графике. Используя его, можно выбрать лучшее время для продаж и заполнить склад нужным количеством товара в подходящий момент.

    График продаж в период с 28 октября 2023 года по 26 января 2024 года в категории «Кремы и сыворотки» на Маркете, сервис аналитики MPSTATS

    График продаж в период с 28 октября 2023 года по 26 января 2024 года в категории «Кремы и сыворотки» на Маркете, сервис аналитики MPSTATS

    Например, график выше показывает всплеск продаж 11 ноября 2023 года. В это время на Маркете проходит ежегодная акция «Черная пятница». Если хотите хорошо заработать в ноябре 2024 года, начните договариваться с поставщиками уже в июне, подготовьте карточки в августе, заполните склад ближе к сентябрю и присоединитесь к акции в октябре. Если работаете по модели FBY, первые 90 дней платить за хранение не нужно.

    Мы заранее готовимся к праздникам и распродажам. Например, на 8 Марта подключились к акциям за месяц до праздника. Для продвижения использовали скидки до 40% и промокод 10%. А еще мы подключили полки в категории «Красота», чтобы привлечь дополнительное внимание покупателей. В итоге с конца февраля по 8 марта мы продали 15 000 товаров. Это на 40% больше, чем обычно.

    Ольга Маторина
    Ольга Маторина
    менеджер по работе с маркетплейсами компании ARAVIA

    Оценить конкуренцию. Выручка среди продавцов распределяется неравномерно. В одних нишах есть продавцы-монополисты, в других доли продавцов относительно равные. Например, в категории «Косметика, парфюмерия и уход» представлено больше 200 продавцов, но 24% всех продаж и 17% выручки распределены неравномерно. Зато в нише нет продавца-монополиста, который бы занял треть рынка. Есть явные лидеры, но они не превосходят других в разы. Значит, новичку будет легче получать свою долю от «общего пирога».

    Данные по рыночным долям продавцов в категории «Косметика, парфюмерия и уход» на Маркете, сервис аналитики MPSTATS

    Данные по рыночным долям продавцов в категории «Косметика, парфюмерия и уход» на Маркете, сервис аналитики MPSTATS

    Посмотреть ценовую сегментацию. Инструмент поможет оценить, в каком ценовом диапазоне больше продаж и как формируется выручка: за счет большого количества продаж или за счет высокой цены товара. Исходя из этого, можно определить, какой товар выгоднее всего продавать: дешевый или дорогой.

    Ценовые сегменты в категории «Кремы и сыворотки» на Маркете, сервис аналитики MPSTATS

    Ценовые сегменты в категории «Кремы и сыворотки» на Маркете, сервис аналитики MPSTATS

    Например, в категории «Кремы и сыворотки» у дешевых товаров больше продаж, но меньше выручка. У дорогих, наоборот, меньше продаж, но больше выручка. При этом в разных сегментах разная конкуренция: в дорогих она низкая, в дешевых — высокая.

    Это не значит, что нужно выбирать дорогую нишу: такой товар будет дольше продаваться и презентовать его сложнее. Новичку лучше рассмотреть среднеценовые сегменты — от 500 до 800 рублей: там уже относительно высокая выручка и все еще высокие продажи.

    На главное место в карточке товара попадает наиболее выгодное покупателю предложение. При этом 80% всех продаж приходится именно на товар с главного места на карточке товара на маркетплейсе. Поэтому мы рекомендуем постоянно анализировать цены и сравнивать их с предложениями конкурентов.

    Илья Зинченко
    Илья Зинченко
    руководитель аналитических и FBY-продуктов Яндекс Маркета

    Проанализировать товары конкурентов. Поможет оценить текущие продажи и потенциал товаров конкурентов перед тем, как формировать собственный ассортимент. Сервисы аналитики покажут, как продается конкурентный товар: сколько продаж в день и в месяц, какая выручка, какие остатки, на какие периоды приходится пик продаж и как формируется цена. Помимо этого, можно посмотреть рейтинг и отзывы о товаре.

    Инструмент MPSTATS «Карточка товара».

    Инструмент MPSTATS «Карточка товара». Показывает основные характеристики товара: продажи за 30 дней, потенциал, среднее количество продаж в день, остатки, рейтинг и отзывы

    Коротко о главном: как использовать показатели сервисов аналитики при торговле на Маркете

    • Следить за собственными продажами в категории и в ценовом сегменте, а также сравнивать тренды за разные периоды.
    • Мониторить продажи конкурентов — за счет каких факторов растут и в каких ситуациях ошибаются, чтобы учиться на чужом опыте.
    • Отслеживать тренды рынка — оценивать покупательскую способность населения, рост числа новинок и интерес к ним, ценовое позиционирование.
    • Выявлять прибыльные категории — оперативно присоединиться к растущей нише или держаться от экспериментов подальше.
    • Обращать внимание на сезонность продаж — возможно, пики продаж связаны с праздниками или погодными изменениями, поэтому в следующий сезон есть шанс заработать еще больше.
    Вам может быть интересно
    • Что продавать на 8 Марта: лучшие категории в 2025 году
    • Календарь сезонности: что и когда продавать в 2025 году
        Календарь сезонности: что и когда продавать в 2025 году
      читать ещё