Как продавать хендмейд на маркетплейсах: топ-5 категорий и лайфхаки от экспертов

Рассказываем, как выбрать нишу и организовать мастерскую

Дата
02.10.2023
Рубрика
Автор статьи
Милана Борисова
Поделиться
Сделай сам — выбор для тех, кто начинает бизнес с хобби. Маша любит рисовать — она выходит на маркетплейс с расписными футболками ручной работы. Игорь любит ювелирное дело — он открывает магазин с авторскими украшениями. Создавать поделки своими руками для продажи может каждый. Все это прибыльно и можно масштабировать. Главное — разобраться, как превратить любимое дело в бизнес.

Хендмейд на маркетплейсе

Маркетплейсы — это не только про массовый продукт. Здесь можно построить бизнес на товарах, сделанных своими руками. Мастерить для продажи можно все что угодно: украшения, одежду или декор для дома. Если горите своим делом и хотите заработать на нем, маркетплейс поможет масштабироваться.
«Долгое время я не работала и все думала, чем заняться. В голове были мысли, что хочу делать что-то своими руками. Я вспоминала своих бабушек, как они вручную шили ковры и вязали носки. И вот в один день моя сестра предложила посмотреть на „Ютубе“ канал девушки, которая мастерила изделия из джута.

И тут я поняла: это мое. Начала изучать это дело: что такое джут, какую швейную машину купить, какие материалы заказать. В результате стала самозанятой и открыла свой бизнес. Сейчас я изготавливаю корзины, сумки и салфетки из джута. Получаются приятные на ощупь, практичные, экологичные и полезные товары для дома. Продаю их на Маркете и в своем телеграм-канале».

Светлана Ковалева,
владелица магазина декора для дома SV-Home_k на Маркете
Продавцы используют Маркет как дополнительный или основной канал продаж. Статистика по новым продавцам хендмейда за последний год показывает, что это выгодно:

Плюсы и минусы продажи хендмейда на маркетплейсе

Как у любой бизнес-идеи, у производства товаров своими руками на продажу есть достоинства и недостатки. С одной стороны, легкий старт, свое производство, возможность поставить бирку «ручная работа», гордый статус авторского изделия. А с другой — ограничения в масштабировании, временные и трудозатраты.

Преимущества

  • Для старта достаточно самозанятости. Минимум отчетности, максимум свободы от налогов. Если мастерите товары сами, нужно следить только за годовым оборотом: он не должен превышать 2,4 млн рублей. Налоги со ставкой, а 4% или 6% можно платить раз в месяц по счету, который выставляет ФНС.

  • Дешево запуститься. Если вы все делаете сами, ваш стартовый капитал будет небольшим — при условии, что вы уже занимались этим делом и у вас есть нужное оборудование и расходники.

  • Свобода в управлении. Свой бизнес можно менять как хочешь. Когда вы изготавливаете товары сами, можно гибко управлять технологией, качеством, функциями и всем остальным.

  • Поддержка со стороны Маркета. Когда все решения за бизнес принимаете вы, можно позволить себе объединиться с единомышленниками. Например, поучаствовать в проекте «Ремёсла» на Маркете — он поможет выйти на маркетплейс тем, кто мастерит своими руками. Сейчас в проекте участвуют декораторы, керамисты, художники и другие мастера со всей России.

  • Высокая наценка. Если удалось раскрутить бренд, можно добавить к себестоимости неплохой процент. Например, затраты на свечи могут быть небольшими, а продавать их можно с наценкой 200% и выше. Главное — упаковать все в фирменный дизайн и использовать силу бренда.

Недостатки

  • Масштабируемость. У ручной работы есть предел производительности, который можно преодолеть только передачей производства на аутсорс.

  • Ограниченный выбор идей. Ассортимент ограничен вашими навыками и ресурсами: если порог входа в шитье банных шапочек невысок, то запустить частную ювелирную студию сложнее.

  • Сложности с ценообразованием. Например, новичку непросто рассчитать, сколько должен стоить товар: часто цена занижена, ведь хочется побыстрее продать. В результате можно уйти в минус.

  • Возвраты. У нефабричных товаров может быть больше возвратов, поэтому нужно уделить особое внимание качеству и проработке деталей. Старайтесь оформить карточку товара так, чтобы у покупателей точно не возникло вопросов: составьте подробное описание, сделайте много фото, снимайте видео.

«Плюсов в бизнесе по производству товаров своими руками много: я научилась всему сама и сейчас не трачу много денег на изготовление. Даже не покупаю материалы оптом: розничные цены вполне подходят. Здесь главное — любить свое дело. Если горишь бизнесом — минусов не заметишь. Единственное — болит спина, когда засижусь за швейной машинкой».
Светлана Ковалева,
владелица магазина декора для дома SV-Home_k на Маркете

Что можно сделать своими руками на продажу: 5 идей

Ответить на вопрос: «Что можно сделать на продажу своими руками» поможет наша подборка. Чтобы было легче выбрать, мы отметили сложность бизнес-идеи звездочками по 5-балльной шкале. Вот как выстраивали рейтинг:

  • Одну звездочку можно присвоить изготовлению хендмейд-открыток: для старта понадобится только набор для скрапбукинга. В нем вы найдете все необходимое для начала: различную бумагу, штампы, бусины, перышки, ленты и другие материалы.

  • Пять звезд за сложность мы бы дали кованым изделиям: для начала подобного бизнеса нужна серьезная профессиональная подготовка, помещение для кузни, дорогие инструменты и материалы.

Мыло ручной работы

Оборудование и материалы ⭐⭐⭐

Сложность ⭐⭐⭐

Бизнес-идея по организации мыловаренной мастерской приходит на ум одной из первых: кажется, что начать производство с нуля достаточно просто. Но это не так: потребуется пройти курс по теории мыловарения, а еще лучше — взять несколько мастер-классов.

Красивое, ароматное и держащее форму мыло сварить совсем непросто. Нужно понимать физику процесса и разбираться в ингредиентах.

Потребуется: стеклянная посуда, сита, электронный термометр, точные электронные весы, набор индикаторных полосок, погружной блендер, силиконовые формы, мыльная основа, красители, ароматизаторы, упаковка.

Продажи. Мыло ручной работы можно разделить на две категории — подарочное и уходовое. Первое — тематическое и эффектно упакованное — пользуется спросом перед праздниками, его дарят на 8 Марта, Новый год, 23 Февраля, День учителя. Уходовое мыло варится из дорогих ингредиентов, но выглядит не так декоративно; его покупают для личного пользования и в подарок друзьям. Этот товар имеет не такой большой, но стабильный спрос.

Куклы и детские игрушки

Оборудование и материалы ⭐⭐

Сложность ⭐⭐⭐

Освоить изготовление игрушек ручной работы по плечу каждому, но и здесь потребуется минимальное знакомство с теорией и практика. Различных стилей и течений в этом направлении хендмейда много. Самые популярные: тряпичные куклы-тильды, японские вязаные игрушки амигуруми и мишки Тедди — искусственно состаренные плюшевые звери, похожие на тех, с которыми мы в обнимку спали в детстве.

Потребуется: швейная машинка, нитки и пряжа, крючки и вязальные спицы, ткани, ленты, материал для набивки, фурнитура для глаз и носов, фигурки для антуража, выкройки.

Продажи. Игрушки, сделанные своими руками, на маркетплейсах хорошо продаются, особенно если стоимость товара невелика. Спрос высокий круглый год, но особенно на романтические праздники: Новый год, День Святого Валентина.

Бижутерия и украшения

Оборудование и материалы ⭐⭐

Сложность ⭐⭐⭐

Изготовление бижутерии — одно из самых выгодных направлений хендмейда: себестоимость товара как правило не велика. Дело в том, что украшения можно делать из недорогих составляющих (фурнитуры и бусин), цена которым — от 50 рублей за килограмм. Все зависит от вашей фантазии, навыков и вкуса.

Но есть и дорогая бижутерия, которую делают из натуральных камней и хирургической стали. Есть настоящие произведения искусства — например, из полимерной глины. У каждого направления — свои покупатели и сторонники. В наш рейтинг мы включили хендмейд, который можно изготовить с нуля, пройдя короткий курс.

Потребуется: базовый набор инструментов — тонкогубцы, бокорезы и круглогубцы для изготовления петель, бусины, замки, резинки, леска, шнурки и т. п. Также понадобятся услуги фотографа: без идеального фотосета этот вид хендмейда продать невозможно.

Продажи. Бижутерия пользуется устойчивым круглогодичным спросом, но чтобы раскрутить украшения, созданные своими руками, нужно найти собственное направление и стиль, а также вложиться временем или деньгами в раскрутку продукции в соцсетях.

Эко-декор для дома

Оборудование и материалы ⭐⭐

Сложность ⭐⭐⭐⭐

Начать осваивать изготовление декоративных корзинок и подставок под посуду лучше с одной-двух вещей, но они должны быть исполнены во всех возможных размерах и цветах. Больше всего на маркетплейсах пользуются спросом корзины для хранения и сумки, сплетенные из натурального текстиля.

«Когда начинала свой бизнес, я все изучала сама. Например, смотрела мастер-классы у девушек, которые уже мастерили корзинки. Я и сейчас всегда в поиске новых идей: стараюсь усовершенствовать шитье, сделать товар прочнее и приятнее для покупателя. Отзывы на Маркете помогают понять, как улучшить изделие».
Светлана Ковалева,
владелица магазина декора для дома SV-Home_k на Маркете
Потребуется: набор джутовых шнуров разных цветов, спицы, крючки, шаблоны и схемы готовых изделий. Если хотите выпускать больше, понадобится швейная машинка.

Продажи. Эко-декор для дома пользуется спросом зимой и весной, когда люди проводят больше времени дома. Вне сезона можно нарастить ассортимент, а также заняться маркетинговой составляющей: красиво оформить карточки товара и аккаунты в соцсетях, настроить продвижение на Маркете, продумать коллекции к зимним праздникам.

Свечи

Оборудование и материалы ⭐⭐ Сложность

Одна из самых простых на старте бизнес-идей. Многие мастера признаются, что начинали бизнес с просмотра роликов в «Ютубе» и продажи самых простых восков и парафинов, залитых в баночку от детского питания. Продавцы, которые сумели создать красивые долгогорящие изделия с приятным устойчивым ароматом, не остаются без заказов.

Полезно заранее продумать тематические коллекции, они активно продаются к праздникам и дням рождения. Важно подготовить соответствующую упаковку, заказать фотосессии для размещения фото на маркетплейсах и в соцсетях.

Потребуется: парафин и воск, фитили, посуда для плавления, формы для отливки, стеклянные емкости, красители, отдушка, элементы декора.

Продажи. Спрос на свечи также подвержен сезонности: традиционно их дарят и зажигают во время зимних праздников, а также на Валентинов день и 8 Марта. Однако если сделать коллаборацию со спа-салонами или ресторанами, можно обеспечить себя заказами и в несезон.

Какой товар нужно сертифицировать

Большинство товаров ручной работы не нужно сертифицировать. Но есть и те, которые по закону требуется проверить на соответствие требованиям безопасности. Вот список таких товаров:

  • детские игрушки — для их продажи нужно получить сертификат по ТР ТС 008/2011;

  • косметика ручной работы — требует декларирования, сертификат по ТР ТС 009/2011;

  • мебель — декларирование ТР ТС 025/2012 и сертификация для детской мебели;

  • товары для детей — должны пройти оценку по ТР ТС 007/2011 (госрегистрация, сертификация или декларирование);

  • текстиль — декларация или сертификат по показателям ТР ТС 017/2011.

Сертификат или декларация оформляется на срок от 1 года до 5 лет. Чтобы выпускать и продавать изделия из этого списка, нужно зарегистрировать ИП или ООО. Следовательно, помещения, в которых производятся эти товары, надо будет привести в соответствие требованиям пожарной и санитарной безопасности и получить разрешение соответствующих инстанций.

Как определить себестоимость при работе с маркетплейсом

В себестоимость хендмейд-товаров входят не только материалы, но и время, затраченное на производство. Чтобы все правильно посчитать, можно использовать такую формулу:

Разберемся на примере, как рассчитать себестоимость. Представим, что Жора вяжет костюмы для собачек у себя дома. Перед тем как установить цену продажи, нужно посчитать, сколько денег уходит на изготовление товара:

  • Материалы и их доставка от поставщика. Для изготовления одного изделия Жора использует пряжу. Стоимость всех материалов составляет 180 рублей, а доставка от поставщика обойдется в 20 рублей. Тогда общая стоимость материалов и их доставки будет 200 рублей.

  • Почасовая стоимость. На изготовление одного изделия Жора тратит два часа. Предположим, для начала он хочет зарабатывать 50 000 рублей в месяц. Работает он 22 дня в месяц по шесть часов в день. Значит, в час ему нужно зарабатывать примерно 378 рублей. Тогда стоимость труда на изготовление одного костюмчика составит: 378 × 2 = 756 рублей.

  • Накладные расходы. Жора посчитал, что на изготовление одного изделия он тратит 5 рублей на электричество и воду, 20 рублей на упаковку и 296 рублей на услуги маркетплейса. Тогда общая стоимость накладных расходов составит 316 рублей. Сертифицировать одежду для животных необязательно — на этом Жора экономит.
«У Маркета есть калькулятор, который помогает узнать стоимость услуг, если вы еще не подключились к маркетплейсу и хотите прикинуть сумму расходов на товар. С его помощью можно заранее вычислить рентабельность: сколько денег нужно потратить на услуги Маркета и какую цену установить, чтобы покрыть затраты».
Мария Пиперкова,
продуктовый маркетолог в Яндекс Маркете
  • Амортизация инструментов и оборудования: Жора использует спицы, иглы для шитья, ножницы, рулетку, маркеры и линейки. Предположим, стоимость всех инструментов и оборудования составляет 5 000 рублей и их срок службы составляет 2 года. Тогда амортизация на один рабочий день рассчитывается так: 5 000 рублей / (2 года × 365 дней) ≈ 6,85 рублей. Так как Жора может производить три изделия в день, амортизация на одно изделие составляет ≈ 2,3 рубля.

Таким образом, общая стоимость изделия, учитывающая материалы и их доставку, почасовую стоимость на изготовление, накладные расходы и амортизацию инструментов и оборудования, будет равна:

«Я ориентируюсь на цены коллег по цеху. Сейчас продаю дешевле конкурентов, чтобы набрать больше отзывов и сформировать базу довольных клиентов. Интерес к товарам подогреваю акциями, стоимость которых Маркет чатсично компенсирует за свой счет. Когда только вышла на маркетплейс, они помогли мне увеличить продажи. В будущем планирую увеличить цены и подключить буст продаж».
Светлана Ковалева,
владелица магазина декора для дома SV-Home_k на Маркете

Чек-лист: как выйти на маркетплейс с товарами ручной работы

Хендмейд-товары хорошо продаются на Яндекс Маркете. Чтобы упростить выход на площадку и зарабатывать больше, используйте наши подсказки:

  • Зарегистрируйте самозанятость или ИП. Самозанятость подойдет тем, кто продает товары собственного производства с оборотом до 2,4 млн рублей в год. ИП — тем, кто хочет расширить ассортимент и производить товары, для которых нужна сертификация: детские товары, мебель, косметику и текстиль.

  • Найдите поставщика. Закупите инструменты и материалы на первую партию товара. Выгоднее — мелким оптом. Поставщиков можно найти на оптовых форумах и тематических площадках.

  • Разместите товар на Маркете. Сделайте качественные фотографии своих изделий, чтобы представить их на маркетплейсе. Детальные фото и видео помогут привлечь внимание покупателей и повысить продажи.

  • Продвигайте бренд. Сделайте свои товары узнаваемыми, чтобы сформировать вокруг них лояльную аудиторию. В этом помогут соцсети и реклама у блогеров, имиджевые инструменты продвижения на маркетплейсе — например, баннеры и полки, а также коллаборации с другими мастерами.

  • Участвуйте в спецпроектах. Например, проект «Рёмесла» поможет выйти на маркетплейс тем, кто мастерит своими руками. Чтобы участвовать, достаточно заполнить заявку.
16.08.23
Поделиться
Развивайте своё дело на Маркете
Еще по теме
За что могут заблокировать на маркетплейсах: полный гайд по запрещенке
Начать 22.02.24
Успеть к праздникам: как выйти на Маркет и получить больше продаж в горячий сезон
Начать 16.02.24
Как фотографировать товары дома: собираем фотостудию
Начать 15.02.24
Как выбрать товарную нишу на Маркете: советы экспертов
Начать 26.03.24

Начните зарабатывать вместе с Маркетом

Стать продавцом

other
Fri Sep 27 2024 03:44:21 GMT+0300 (Moscow Standard Time)