Как зарегистрировать ИП для торговли на маркетплейсах — пошаговый гайд с чек-листом

Рассказываем, как зарегистрировать ИП для торговли на маркетплейсах и почему это выгодно для начинающих предпринимателей.

Дата
18.08.23
Рубрика
Автор статьи
Элина Симцова
Поделиться
Чтобы торговать на маркетплейсе, нужно зарегистрировать бизнес.

Можно стать самозанятым, но в этом случае ваш ассортимент будет ограничен — по закону вы сможете продавать только товары собственного производства.

Если планируете расширить ассортимент, но не хотите вести сложную отчетность, лучше всего открыть ИП. При регистрации вам понадобятся только паспорт и СНИЛС. Как зарегистрировать ИП для торговли на маркетплейсах и почему это выгодно — расскажем в этом материале.

Зачем регистрировать ИП

На маркетплейсах могут торговать индивидуальные предприниматели, организации и самозанятые. Начинающие продавцы чаще всего выбирают между самозанятостью и ИП. Во многом эти модели сходны: для получения статуса понадобится минимум документов и отчетности, да и закрыть бизнес достаточно просто. Упрощенная система налогообложения — еще один плюс.

Но между самозанятостью и ИП есть разница. Прежде всего — в ассортименте: если самозанятый может продавать только товары собственного производства, то индивидуальный предприниматель может расширить свой ассортимент, перепродавая другие вещи.

Большой плюс ИП перед самозанятым — возможность перепродавать товары. Это помогает выйти на хорошие обороты и начать зарабатывать больше.
Александр Быстров
владелец мастерской Solidwood
Например, самозанятый может продавать самодельные украшения, но не может перепродавать украшения других ювелиров. То есть в продажу поступают товары, произведенные лично самозанятым. Кроме того, годовой доход самозанятого не может превышать 2,4 млн рублей.

Индивидуальный предприниматель может продавать самодельные украшения или заключить контракт с другими ювелирами для перепродажи их изделий. Ограничений на ассортимент нет — можно продавать все, что не запрещено на маркетплейсах.

Мы производим деревянные мольберты. В день изготавливаем до 200 единиц товара. Так как самозанятость не подходила из-за ограничений по доходу, я зарегистрировал ИП по упрощенной системе налогообложения.

В сравнении с ООО, мне не нужно сдавать ежемесячную отчетность и платить НДС в размере 20%. Это помогает освободить время и средства на закупку нового оборудования и расширение производства.

Сергей Семенов
владелец компании DINART
Подробнее о разнице между ИП и самозанятостью можно посмотреть в таблице.
Читайте также:
Как выйти на маркетплейсы и начать зарабатывать: быстрый гайд для новичков

Что нужно перед регистрацией ИП

Перед тем как зарегистрировать ИП, выберите код ОКВЭД и систему налогообложения. Код ОКВЭД используется для классификации видов экономической деятельности, а система налогообложения определяет порядок и размер налоговых платежей. Это важно для того, чтобы избежать проблем с налоговой и правильно оформить все документы.

Выберите код ОКВЭД

При регистрации ИП нужно указать, в какой сфере будет работать бизнес. В этом поможет Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) — база, в которой перечислены коды основных видов экономической деятельности на территории РФ.

Каждому виду деятельности соответствует уникальный код из 4−6 цифр. Их нужно вписать в заявление на регистрацию ИП. Эти коды помогут налоговой, Росстату и банкам узнать, за счет чего вы получаете доход.

Чтобы определить код, выберите один основной вид деятельности и при необходимости несколько вспомогательных. Например, маркетплейсы подразумевают продажу через интернет и почту. Значит, в качестве основного нужно указать код 47.91 «Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет». Внутри него есть четыре группы, которые уточняют деятельность.

Важно не ошибиться с кодами ОКВЭД. Платежи должны соответствовать заявленному бизнесу, иначе ограничат операции по расчетному счету.

Например, предприниматель с кодом 47.91 получает на счет крупную сумму по коду 49.42 «Предоставление услуг по грузоперевозкам». Это вызовет вопросы у налоговой и банка.

Список кодов можно менять и дополнять без ограничений. Если раньше вы доставляли товары через посредников, а затем организовали собственную доставку, можно зарегистрировать еще один код ОКВЭД. Так же стоит поступить, если продаете как на маркетплейсе, так и в офлайн-магазине. Главное — в течение недели сообщить об этом в налоговую.

Выбрать систему налогообложения

Чтобы продавать на маркетплейсе, ИП может использовать два налоговых режима:
  • основную систему налогообложения (далее — ОСНО);
  • упрощенную систему налогообложения (далее — УСН).
Какое ИП зарегистрировать — УСН или ОСНО? Разберемся с налоговой нагрузкой:
Продавцам, работающим по ОСНО, нужно вести налоговый учет и уплачивать 20% от прибыли и до 20% добавленной стоимости товара в зависимости от категории товара. В этом случае продавец платит больше налогов, но освобождается от ограничений по прибыли и количеству сотрудников.
Для работы на маркетплейсах выгоднее использовать УСН: не нужно платить налог на доходы физических лиц, НДС и налог на имущество. При этом продавец с УСН может выбрать налоговый режим. Есть два варианта:
  • «Доходы минус расходы» — ставка 15% с прибыли;
  • «Доходы» — ставка 6% со всех доходов от продаж.

«Доходы минус расходы».

Этот режим выгоднее тем продавцам, у кого в штате есть бухгалтер и расходы составляют более 60% от доходов. Чтобы уменьшить налоговую базу, расходы нужно подтвердить закрывающими документами:
  • актами выполненных работ,
  • товарными накладными,
  • чеками,
  • квитанциями.

«Доходы».

Этот вид УСН предполагает меньше работы с документами. Не нужно учитывать расходы, и общая налоговая нагрузка меньше. Но нужно понимать, что не получится вычесть расходы на услуги маркетплейса и на закупку товара. Доходом считается вся выручка от продажи товаров, а не сумма, которую вывели на расчетный счет.

Сравним, по какой модели выгоднее работать.

Допустим, вы закупили товар на 270 000 рублей. Реализовали через маркетплейс на сумму 200 000 рублей. Еще 11% с доходов заплатили маркетплейсу и 20 000 рублей потратили на упаковку и хранение на складе. Рассмотрим, какая модель УСН будет выгоднее всего продавцу.
  • Посчитаем налог продавца на УСН «Доходы» — 6%.
6% × 270 000 = 16 200 рублей.
  • Посчитаем налог продавца на УСН «Доходы минус расходы» — 15%.
270 000 − 200 000 − 11% × 200 000 − 20 000 = 26 000 рублей.
15% × 26 000 = 3 900 рублей.
В этом случае выгоднее платить налог по УСН «Доходы минус расходы».
Мы платим налоги по модели «Доходы» — отдаем 6% от выручки и не беспокоимся об отчетности. Если же вы работаете по схеме «Доходы минус расходы», вам нужно доказать свои расходы: собрать все договоры с поставщиками, товарные накладные, акты, банковские выписки и платежные документы. Для этого нужен бухгалтер и время, которого не всегда хватает.
Сергей Семенов
владелец компании DINART
Читайте также:
Что и как продавать на Яндекс Маркете: подробная инструкция

Кому подойдет ИП с УСН в 2023 году

В таблице — лимиты и ограничения для применения УСН в 2023 году.
Ставки на УСН увеличатся, если штат сотрудников превысит 100 человек или доходы превысят 188,55 млн рублей (150 000 000 рублей с коэффициентом-дефлятором на 2023 год — 1,257). Ставки составят 8% при налоговом режиме «Доходы» и 20% — при налоговом режиме «Доходы минус расходы» (п. 1.1 и 2.1 ст. 346.20 НК)).

Если штат сотрудников превысит 130 человек или доходы превысят 251,4 млн рублей (200 млн рублей с коэффициентом-дефлятором 1,257 на 2023 год), необходимо уведомить налоговую и перейти на ОСНО.

Читайте также:
Как посчитать доход от продаж на Маркете, если работаете по УСН

Куда подать документы на регистрацию ИП

Есть шесть способов зарегистрировать ИП в 2023 году:
  • на сайте Федеральной налоговой службы;
  • при личном посещении налоговой по месту регистрации;
  • в МФЦ по месту регистрации;
  • через Госуслуги;
  • через банк;
  • через нотариуса.
Ниже можно посмотреть сравнительную таблицу с преимуществами и недостатками разных способов регистрации ИП.

Регистрация через банк

Простой и бесплатный способ — зарегистрировать ИП в банке. За вас подготовят документы и откроют счет. Для этого на сайте банка нужно заполнить онлайн-анкету, загрузить скан паспорта и свидетельства ИНН.

После этого с вами встретится представитель банка для подписания документов. Когда ИП зарегистрируют в налоговой, вам на почту придет решение о регистрации ИП. Курьер банка привезет готовые документы.

Так выглядит регистрация ИП в «Тинькофф Банке». Источник: tinkoff.ru
Онлайн-анкета в Сбере. Источник: sberbank.ru

Регистрация в налоговой или в МФЦ

Вам потребуется оплатить госпошлину в размере 800 рублей. Если вы воспользуйтесь услугами частных юристов или фирм профессиональных регистраторов, то открытие ИП обойдется в несколько тысяч рублей. В регионах эта сумма — 3000 рублей, в Москве и Санкт-Петербурге — 5000 рублей.
Документы нужно будет собрать самостоятельно. Вот список:
  • паспорт и его копия;
  • свидетельство ИНН;
  • заполненное заявление на регистрацию ИП по форме Р21001 (бланк есть на сайте ФНС);
  • квитанция об оплате госпошлины 800 рублей (не нужно, если регистрируетесь в МФЦ);
  • уведомление о выборе специального налогового режима, если вы не планируете оставаться на ОСНО.
С этими документами нужно прийти в отделение налоговой по месту своей регистрации или в МФЦ.

Регистрация на сайте ФНС или через «Госуслуги»

Если у вас есть квалифицированная электронная подпись (КЭП), ФНС или «Госуслуги» — самый быстрый способ зарегистрировать ИП в России. От момента подачи заявления до решения налоговой обычно проходит три рабочих дня.
Если у вас еще нет электронной подписи, ее можно получить в налоговой. Саму КЭП налоговая выпускает бесплатно, но для ее использования понадобится купить токен и лицензию на программу «КриптоПро CSP». Если у вас уже есть токен или действующая лицензия, заменять их не нужно.
В анкете регистрации ИП внимательно заполните все пункты, загрузите документы и подтвердите их электронной подписью. Через три рабочих дня вы получите электронные копии документов на ваш имейл, а через неделю оригиналы придут на почту.
Читайте также:
Как продавать товары 18+ на маркетплейсе — много неожиданных нюансов

Что делать после регистрации ИП

Когда получите статус ИП, нужно открыть расчетный счет, зарегистрироваться на маркетплейсе, заплатить страховые взносы и разобраться с отчетами.

Расчетный счет.

Если вы регистрируете ИП через банк, вам откроют расчетный счет через 1−3 дня после внесения данных в ЕГРИП. Если регистрировать ИП через ФНС или «Госуслуги», нужно открыть такой счет самостоятельно — подойдет любой банк для бизнеса.

Регистрация на маркетплейсе.

Яндекс Маркет проверяет ИП по ИНН, поэтому для регистрации на маркетплейсе необходимо получить статус предпринимателя. После этого можно собрать документы на бизнес, товар и бренд, и заключить договор с Маркетом.

Страховые взносы.

Если вы выбрали УСН, нужно будет заплатить налоговой фиксированные страховые взносы. Если на УСН «Доходы» вы заработали более 300 000 рублей за истекший год, нужно также оплатить дополнительный страховой взнос — 1% с превышения.

Отчеты.

ИП сдают отчеты в налоговую по своей деятельности. Например, от ИП на УСН без работников требуются такие отчеты:
  • Налоговую декларацию по УСН. Ее сдают раз в год до 25 апреля года, следующего за отчетным.
  • Уведомление об исчисленной сумме авансовых платежей. Его сдают до 25 апреля, июля и октября. По нему налоговая списывает деньги в зачет платежей с единого налогового счета — ЕНС.
  • КУДиР — книга учета доходов и расходов. Она нужна, чтобы рассчитать налоговую базу. КУДиР не нужно никуда сдавать — предприниматель заполняет ее каждый месяц и хранит у себя на случай проверки налоговой.
С этими документами нужно прийти в отделение налоговой по месту своей регистрации или в МФЦ.
Читайте также:
Все модели работы на Яндекс Маркете: выбираем самую выгодную для продавца

Чек-лист: как зарегистрировать ИП

Зарегистрировать ИП для торговли на маркетплейсе можно в четыре шага:
  • Выбрать коды ОКВЭД.

    Продавцам маркетплейсов нужно указать код 47.91 «Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет» и по желанию другие коды.
  • Выбрать систему налогообложения

     — это поможет оптимизировать расходы. Индивидуальным предпринимателям на маркетплейсах выгоднее работать по УСН. Главное — выбрать подходящий вид «упрощенки»: «Доходы» или «Доходы минус расходы». На УСН «Доходы» платят 6% с дохода, а на УСН «Доходы минус расходы» — 15% с прибыли.
  • Собрать документы:

    паспорт и СНИЛС. При регистрации через сайт ФНС или «Госуслуги» нужно зарегистрировать КЭП.
  • Подать документы на регистрацию ИП

    и дождаться решения. Простой и бесплатный способ — обратиться в банк, который предлагает услуги регистрации ИП. За вас подготовят документы и откроют счет.
18.08.23
Поделиться
Развивайте своё дело на Маркете
Еще по теме
смотреть еще
За что могут заблокировать на маркетплейсах: полный гайд по запрещенке
Начать 22.02.24
Успеть к праздникам: как выйти на Маркет и получить больше продаж в горячий сезон
Начать 16.02.24
Как фотографировать товары дома: собираем фотостудию
Начать 15.02.24
Как выбрать товарную нишу на Маркете: советы экспертов
Начать 26.03.24

Начните зарабатывать вместе с Маркетом

Стать продавцом

none
Thu Sep 19 2024 14:37:51 GMT+0300 (Moscow Standard Time)