Как придумать артикул и присвоить его товару: гайд для продавцов на маркетплейсе

Разбираемся, как правильно присваивать артикулы своим товарам для торговли на маркетплейсах

Дата
14.12.23
Рубрика
Автор статьи
Ирина Задохина
Поделиться
Содержание:
Чтобы легче ориентироваться в ассортименте, продавцы используют специальные коды — артикулы. Они помогают отличить один товар от другого и сделать поиск нужного наименования по каталогу более удобным. Завести артикул несложно, но есть нюансы. Какие — расскажем в статье.

Что такое товарный артикул

Это уникальный буквенно-цифровой код, который продавец присваивает каждому товару в своем магазине. Так владелец магазина идентифицирует свою продукцию, чтобы можно было легче отличить товар: по цвету, производителю, размеру, комплектации и другим характеристикам.
Часто артикулы на товары путают с моделью или видом изделия, но, в отличие от этих параметров, идентификатор привязывают к более конкретным характеристикам. У одной вещи может быть сразу несколько артикулов. Чтобы было проще разобраться, поясним на примере.
В ассортименте магазина представлено несколько моделей детских зимних комбинезонов. Есть модели для мальчиков и девочек, с капюшонами и без, и каждая из них выпускается в нескольких расцветках. Чтобы продавец или менеджер магазина не запутался в ассортименте, он должен присвоить отдельный артикул для каждого типа и расцветки товара.
Важно: Во всех инструкциях и гайдах по работе с маркетплейсами встречается аббревиатура SKU (от англ. Stock Keeping Unit — «складская единица учета»). По-русски ее произносят как «СКЮ» или «СКУ». Для онлайн-торговли артикул = SKU.

Зачем нужен артикул

Артикулы встречаются везде: их печатают на этикетках товара, указывают в накладных комплектовщики и грузчики, вносят в карточку товара на маркетплейсах. По сути, это ключ, который делает поиск товара легче и для продавца, и для покупателя.

К примеру, клиент может по артикулу быстро отыскать на маркетплейсе товар, который блогер показал на своем канале. А менеджер магазина может за пару кликов в системе учета товара узнать, на каком складе хранится продукция и в каком количестве.

Помимо упрощенного поиска, у артикула есть и другие полезные функции:

1. Помогает отслеживать остатки товаров. Зная этот параметр, можно без труда определить, сколько штук товара осталось на складе, сколько уже раскупили и какое количество нужно дозаказать, чтобы карточка товара не пропала с витрины.

Для того чтобы контролировать все этапы оформления и сборки заказов, наша команда работает с артикулами в специальной программе учета. В ней содержатся все важные параметры ассортимента: наименование товара, остатки на складе, штрихкод, описание и, конечно же, артикул. Без него нашим сотрудникам было бы сложно ориентироваться на складе.
Мария Курбатова,
директор магазина ZooStar
2. Конкретизирует товар при формировании закупки у поставщика. Так коды помогают менеджерам избежать ошибок и заказать именно те позиции, которые требуются.

3. Упрощает коммуникацию с клиентом. Сравните два обращения в службу поддержки: «Мне нужно вернуть кроссовки» и «Мне нужно вернуть товар FD778990». Сотрудники быстрее найдут информацию по предмету, зная его артикул, и им не придется тратить время на уточнение деталей.

Какие бывают артикулы на товары

Каким будет артикул, из какого сочетания цифр, букв и символов он будет состоять, зависит только от фантазии продавца. Никаких четких правил не существует — ориентироваться нужно только на удобство. Условно выделяют две группы артикулов:

Простые цифровые коды

К этой группе относятся артикулы, которые состоят только из нескольких цифр. Например, арт. 0001, арт. 456 454 или арт. 1010 2020. Зачастую именно такие коды используют продавцы, у которых совсем небольшой ассортимент товара (до 10 единиц) и которые прекрасно в нём ориентируются. Однако с ростом ассортимента такой подход доставит множество проблем: если чисел будет слишком много, может произойти путаница.

Сложные или составные артикулы

Они могут состоять из комбинаций чисел, букв и даже знаков. Например, арт. 4VRS5962338D, арт. KJ-3598/4313 и так далее. Неподготовленный пользователь вряд ли разберется в кажущемся хаосе символов, из которых состоит артикул. Но если код прописан по определенным правилам, установленным в компании, то опознать по такому артикулу товар не составит труда.

Еще артикулы на товары могут быть составлены самостоятельно или присланы поставщиками:

  • Артикул от поставщика. Этот вариант удобен для продавцов, которые продают на онлайн-площадках товары популярных брендов техники, одежды, строительных материалов и так далее. Обычно артикул поставщика дублируют в названии товара на сайте — так покупателю будет проще найти нужную вещь.

    Например, человек меняет потолочные светильники в квартире, но одной штуки не хватило — придется докупить. Ему нужна модель определенной марки и типа. Скорее всего, нужный товар покупатель станет искать так: вобьет в поисковой строке браузера артикул с упаковки товара, а после перейдет на сайт интернет-магазина, где представлен товар, и оформит заказ. Получается, что продавцу, реализующему такой товар, гораздо выгоднее использовать артикул поставщика, чтобы привести на сайт или в карточку товара поисковый трафик.

  • Артикул, составленный самостоятельно. Когда товар неуникальный, небрендированный и поставляется от разных поставщиков, для него должен составить артикул сам продавец. Например, если вы продаете тапочки от разных поставщиков на маркетплейсе, легче придумать артикулы для каждой позиции, чтобы избежать пересортицы и хаоса при отправке заказов клиентам.

    Если вы сами придумываете артикул, очень важно проверить его на уникальность. Это делается для того, чтобы избежать дубликатов с другими продавцами. Для этого введите свой артикул в поиск Маркета и проверьте, нет ли товаров с аналогичным артикулом.

BL — сокращение от английского «black» или «черный»

Из чего может состоять артикул

Не нужно составлять артикулы наобум. В код следует закладывать данные о товаре, чтобы сразу считывать по нему всю необходимую информацию. Чтобы понять, какие данные следует зашифровать в коде, разберем самые популярные параметры для включения в артикул.

  1. Страна производства. Если продавец торгует товаром из разных стран, то для удобства может вшивать в код-идентификатор информацию о месте происхождения товара. Например, CN — Китай, BY — Белоруссия, RUS — Россия и так далее. Некоторые используют для обозначения страны-поставщика телефонные коды. Например, Таиланд — 66, США — 1, Италия — 39 и так далее.

  2. Производитель или поставщик. В артикул также можно включать сокращенные названия брендов. К примеру, Volkswagen — VW, General Motors — GM, GUCCI — GC.

  3. Размер. Тут всё просто: для добавления в артикул можно использовать латинскую размерную сетку. Например, XS, M, L и так далее.

  4. Пол. Логика может быть такой: товары для женщин обозначаются как W (woman), мужчин — M (man), детей — K (kids).

  5. Материал. Такая маркировка может оказаться полезной для продавцов, которые занимаются продажей текстиля. Латинскими буквами они могут указывать в артикуле материал, из которого сделана вещь: C (cotton) — хлопок, S (silk) — шелк, LT (leather) — натуральная кожа.

  6. Расцветка. Если один товар представлен в нескольких цветах, в артикулах можно обозначить расцветку каждого из них. Можно использовать буквы как латинского алфавита, так и русского. Например, BL — для продукции черного цвета.

  7. Любая другая информация, которая кажется продавцу значимой: принт, комплектация, коллекция, сезон, год выпуска и так далее.

Использовать ли все вышеописанные значения или только часть из них, продавец решает сам. Главное, чтобы всем сотрудникам магазина было удобно ориентироваться в товарном ассортименте и без труда находить нужные позиции на сайте маркетплейса, в складской системе учета и других документах и сервисах, которыми пользуется компания.

Обычно артикул состоит из 8–12 символов. Но по желанию продавца код может быть гораздо длиннее. Тут всё зависит от ограничений конкретной площадки. Например, на Маркете артикул может состоять максимум из 70 знаков.

Как создать артикул товара для маркетплейса

Чтобы придумать артикул, нужно сначала определить, какие характеристики товара наиболее значимы, и закрепить за каждой из них буквенное или цифровое обозначение. Разберем на примере. Михаил изготавливает детскую мебель. Чтобы продавать свою продукцию на маркетплейсах, ему нужно придумать артикулы для своих товаров. Вот как он может рассуждать. Важными параметрами для мебели из магазина Михаила будут:

  1. Тип товара — это может быть стол (СТ), шкаф (ШК) или кроватка (КР).
  2. Материал — дуб (Д), гипсокартон (ГК) и так далее.
  3. Габариты товара — для обозначения можно использовать размеры изделий в сантиметрах: высота, длина, ширина.
  4. Год изготовления — всю дату включать необязательно, можно ограничиться двумя последними цифрами. Например, 2023 — 23.

КРД501256023 — вот как может выглядеть артикул для детской кроватки размером 50 × 125 × 60 см, изготовленной в 2023 году. По такому артикулу продавец сразу поймет, о каком товаре идет речь. Далее по аналогии Михаилу нужно будет присвоить подобные артикулы всем остальным своим товарам.

Не всегда артикульную систему нужно изобретать самому. Можно воспользоваться специальными программами. К примеру, в 1С при добавлении нового товара в базу данных ему автоматически присваивает артикул. Если продавец не пользуется программами для автоматизации бизнес-процессов, то создавать артикулы он может с помощью специальных сервисов, например Free SKU Generator или Генератора артикулов.

Главное, чтобы коды соответствовали требованиям маркетплейса, с которым будет сотрудничать компания или предприниматель. Например, при создании карточки товара в Яндекс Маркете для артикула можно использовать цифры, латинские и русские буквы (исключение — буква «е») и символы.

Как правильно присвоить артикул товару

Несмотря на то что никаких жестких правил к составлению артикулов для товаров не существует, мы всё-таки собрали несколько важных моментов в чек-лист. На них стоит обратить внимание продавцам и менеджерам маркетплейсов при составлении кодов-идентификаторов.
Правило
Подробнее
Определите, сколько символов будете использовать в артикуле
Например, 8 знаков или 10. Выбранного объема должно хватить на долгие годы с учетом роста ассортимента магазина
Не используйте буквы «I», «O»
Их легко спутать с цифрами «1» и «0».
Используйте только кириллицу или только латиницу
Не нужно комбинировать, иначе запутаетесь. Например, артикул С-841_беж. можно написать через латинскую «С» или русскую «С». Визуально различий нет, а вот система учета такой код не распознает
Прописывайте важные параметры двумя-тремя буквами
Иначе артикулы будут получаться слишком громоздкими. К примеру, комбинезон лучше прописать как КБ, кроссовки — КР, платье — ПЛ и так далее.
Сначала — важные характеристики, затем — второстепенные
Например, в начале всегда указывайте тип товара, затем пол, потом цвет, а в конце размер
Используйте больше букв, чем цифр
Такие коды легче проговаривать по телефону, а на слух люди смогут их записать и запомнить без ошибок.
Используйте нижнее подчеркивание «_»
Если вам нужно отделить две части артикула друг от друга, используйте нижнее подчеркивание «_», а не пробел. Другие знаки, например тире «—» или косая черта «/», могут не считываться в некоторых программах
Следите за уникальностью артикулов
При создании нового кода нужно проверять в реестре идентификаторов, не дублирует ли этот код уже заведенный артикул
Всю информацию о методике присвоения артикулов с пояснениями, какой элемент и какой параметр обозначает, а также реестр их кодов нужно хранить в одном месте. К примеру, в отдельной папке на виртуальном диске, доступ к которому будет у каждого сотрудника магазина.
Каждое утро менеджер в нашей компании проверяет данные по ценам и остаткам товара на складе и заносит все изменения в гугл-таблицу. В этом документе содержится вся важная информация по товару. Так как таблица довольно объемная, то ориентироваться в ней помогает поиск по артикулу товара. Он точно такой же, как в карточке товара на Маркете.

Поэтому достаточно выгрузить отчет по остаткам по хранению лекарств на складе маркетплейса и сравнить данные между собой. Так мы четко видим, в какой день и по какой цене у нас ушел товар. Если замечаем, что уже какое-то количество дней какая-то позиция не выкупалась, устраиваем на нее акцию или вводим промокод на покупку.

Алена Самойлова,
ведущий менеджер по продажам GESS

Коротко: как работать с артикулами на маркетплейсе

  1. Артикул — это код, состоящий из букв и цифр. Его присваивают товару, чтобы сотрудникам магазина и склада было легко управлять остатками, правильно оформлять заказы и быстро проводить замены и возвраты.

  2. Без артикула невозможно создать карточку товара на маркетплейсе. Этот параметр входит в число обязательных для заполнения.

  3. Идентификационные коды бывают простыми и сложными. Для маркетплейсов можно использовать артикулы, которые уже придумал для своих товаров поставщик, или создать свои собственные. Главное — выбрать понятную и простую методику присвоения идентификаторов.

  4. Перед тем как составлять артикулы, нужно выбрать параметры, которые следует в него включать, и придумать для них соответствующее числовое или буквенное обозначение. Не используйте рандомные значения: с увеличением ассортимента в таких артикулах не избежать путаницы.

  5. Собирать артикулы необязательно вручную. Можно использовать программы-генераторы или артикулы, которые предлагает программа складского учета.
14.12.23
Поделиться
Развивайте своё дело на Маркете
Еще по теме
За что могут заблокировать на маркетплейсах: полный гайд по запрещенке
Начать 22.02.24
Успеть к праздникам: как выйти на Маркет и получить больше продаж в горячий сезон
Начать 16.02.24
Как фотографировать товары дома: собираем фотостудию
Начать 15.02.24
Как выбрать товарную нишу на Маркете: советы экспертов
Начать 26.03.24

Начните зарабатывать вместе с Маркетом

Стать продавцом

none
Thu Oct 03 2024 14:12:30 GMT+0300 (Moscow Standard Time)