Стать продавцом
Стать продавцом
Стать продавцом

Импорт товаров для продажи на маркетплейсах — пошаговый гайд

Рассказываем, как ввозить товары из-за границы в Россию без штрафов и задержек

Дата
30.06.23
Рубрика
Автор статьи
Елена Малышева
Поделиться
Импортные товары пользуются популярностью на маркетплейсах. Но у работы с поставщиками много нюансов: нужно найти надежного партнера, организовать доставку, оформить документы и заплатить пошлины и налоги. Эксперты и продавцы Маркета рассказали, как все правильно организовать и сколько это будет стоить.

Изучите базу ЕТН ВЭД и выберите подходящий код товара

Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ЕТН ВЭД) — это база товарных кодов со всеми категориями изделий, которые можно ввозить в Россию. Код указывается в таможенной декларации.
Пример кода ЕТН ВЭД и таможенных сборов по нему
ЕТН ВЭД состоит из разделов, в каждом из которых есть категории и подкатегории. Конечный код товара зависит от его материалов и технических характеристик.

Самостоятельно определить код можно, например, с помощью дерева ЕТН ВЭД. Программа «ВЭД-Декларант» поможет определить код товара по его характеристикам, а «ВЭД-Платежи» — рассчитать таможенные затраты на ввоз товаров.

Проверьте необходимость разрешительных документов от госорганов

Помимо таможни импорт товаров контролируют и другие госорганы: они проверяют, соответствует ли ввозимый товар стандартам России.
«Например, на импортные товары для животных нужно получить сертификат департамента ветконтроля Россельхознадзора, а беспроводные наушники сертифицировать по техническому регламенту Таможенного союза „Электромагнитная совместимость технических средств“. Всю информацию по необходимым разрешениям можно получить в ЕТН ВЭД.»
Елена Шепель
менеджер по развитию бизнеса в Яндекс Маркете
На товары, которые подпадают под технические регламенты госорганов, нужно оформлять декларацию соответствия. Для этого надо купить образец товара и провести его лабораторные испытания.

Прежде чем заказывать экспертизу, убедитесь, что лаборатория имеет право выдавать разрешительные документы на ваши товары. Проверить это можно через электронные реестры Национальной системы аккредитации.

Без разрешительных документов таможня не пропустит товары в Россию, и они будут лежать на складе временного хранения за счет импортера.
Так выглядит декларация соответствия

Найдите надежного поставщика

Первый этап — найти подходящего поставщика, проверить его надежность и договориться о ценах.
«Сегодня все работают по предоплате, это наша реальность. И потому особенно важно выбрать хороших партнеров. Лучше пробовать покупать небольшими партиями. Тестировать рецептуры с коротким циклом производства. Затем, нарабатывая опыт, расширять доверие друг к другу.»
Тимур Макоев
основатель магазина BROCOSMETICS Яндекс Маркете

Поиск поставщика

Искать иностранных контрагентов можно так же, как и отечественных. Помогут поисковики, профильные офлайн- и онлайн-мероприятия, каталоги и агрегаторы со списками производителей.
«Из-за санкций стало невозможно ввозить товары из Европы. Поэтому продавцы заказывают товары на китайской фабрике. Схема работы примерно такая же, как если бы фабрика была где-нибудь в Европе. Например, чтобы продавать велосипеды в марте следующего года, продавец заказывает товары в этом июне, а фабрика начинает собирать велосипеды в декабре.»
Илья Тихонов
категорийный менеджер по спорттоварам в Яндекс Маркете
Чтобы найти компанию через поисковики, введите запрос «купить наименование товара оптом» на языке нужной страны-производителя. Часто производители не оптимизируют сайты, поэтому нужно посмотреть не только первую страницу выдачи.
ВЭД — ввоз в страну продукции из-за границы с целью потребления, перепродажи или реимпорта.
Еще есть каталоги поставщиков, например:
«Еще один хороший способ — сходить на оффлайн выставку, где будут поставщики интересующих товаров. Плюсы этого способа не только в личном знакомстве с представителями компании, но и в возможности потрогать товар и увезти образцы. Не стоит ограничиваться только российскими мероприятиями — лучше изучить и зарубежные выставки.»
Анна Давыдова
лидер направления «ВЭД Импорт» в Точке

Проверка иностранного контрагента

Узнать полную информацию о поставщике нужно, чтобы обезопасить себя от мошенников и избежать проблем с налоговой, таможней и валютным контролем.

Что важно изучить:

  • госрегистрацию на сайте налоговой администрации нужной страны. Список всех ведомств иностранных государств можно посмотреть здесь;

  • количество сотрудников, площадь складов, адрес офиса — в открытых базах данных по иностранным компаниям, они есть на сайте ФНС;

  • штрафы, суды и задолженности — с помощью базы «Интерфакс — Дан энд Брэдстрит» или другого подобного сервиса.

«Во многих странах есть аналоги сайта nalog.ru, на которых можно посмотреть основную информацию о компании. Сразу отмечу, что в Турции такая информация о компании считается коммерческой тайной, и собрать ее будет сложнее. В таком случае не стесняйтесь запросить дополнительную информацию напрямую. Потребуйте рекомендательные письма или задайте интересующие вас вопросы.»
Анна Давыдова
лидер направления «ВЭД Импорт» в Точке

Согласование стоимости товаров

От цены товара зависят пошлина и налоги, которые тоже нужно будет включать в себестоимость продукции.

Запросите у компаний прайс-лист, уточните актуальные остатки товаров на складе, сумму минимального заказа и условия доставки. Также спросите, уместен ли торг и есть ли у продавца скидки на оптовые закупки.

Перед заказом большой партии сделайте небольшую закупку. Это важно, чтобы лично оценить качество товара.

Зафиксируйте в документах все договоренности с поставщиком

На каждую торговую операцию — договоренность о поставке, оплату, упаковку, транспортировку — нужен свой документ. Может показаться, что бумажной работы слишком много, но именно она обеспечивает безопасную и быструю поставку товаров.

Вот необходимый минимум документов для импортера.

Контракт с поставщиком

В нем нужно указать:

  • какие товары и в каком количестве вы покупаете;

  • описание и технические характеристики товаров;

  • стоимость одной единицы и всей поставки;

  • сроки оплаты и валюту платежа;

  • условия поставки по Инкотермс — международным правилам торговли;

  • сроки уведомления об отгрузке товара от продавца.

Договор должен быть на двух языках: русском и английском.

Контракт с поставщиком на двух языках: русском и английском
«Если вы планируете несколько поставок, стоит заключить рамочный договор и для каждой поставки делать спецификацию с точным описанием товара. Это удобнее для обеих сторон. К тому же, в случае изменения заказа спецификацию поменять легче, чем переподписывать договор.

Очень важно указать сроки поставки с учетом возможных проблем в логистике. Например, опасно включать в договор поставки из Китая сроков в один месяц, если товар идет по морю. Лучше перестраховаться и указать два месяца, чтобы потом не подписывать дополнительные документы.

Четкое и полное описание товара, которое должно совпадать с тем, что написано в грузовых документах. К сожалению, периодически встречается ситуация, когда документы на товар и описание товара в спецификации незначительно отличаются. Например, решили заменить цвет товара, и не поменяли в договоре. Формально это другой товар. Могут возникнуть проблемы на таможне. Плюс обязательно указывать допустимый процент брака и условия возврата товаров.»

Анна Давыдова
лидер направления «ВЭД Импорт» в Точке

Инвойс

Это счет на оплату, в котором указываются наименования покупателя и продавца, количество товаров, цена за единицу и за всю поставку, база «Инкотермс» для поставки, банковские реквизиты сторон.

Обычно инвойс создает продавец. Ваша задача — внимательно прочитать документ и сверить данные поставщика с контрактом. Скачать образец.

Упаковочный лист

Документ, который поможет не потерять часть ваших товаров при транспортировке и сортировке. Его также готовит продавец, и в нем указываются количество товаров, вес груза без упаковки и вместе с ней, вид упаковки, объем и число грузовых мест. Проверьте соответствие упаковочного листа условиям договора. Скачать образец.

Транспортная накладная

Документ подтверждает, что продавец передал груз перевозчику. Для каждого вида транспорта своя форма:

Если ваш груз будут везти несколькими способами — например, сначала на самолете, а потом на автомобиле — нужно составить отдельный документ для каждого этапа пути. Этим должен заниматься продавец. Ваша задача — проверить, что все документы готовы перед отправкой.

Мы перечислили основные документы.

«Таможня или банк могут попросить и другие бумаги. Например, экспортную декларацию, прайс-лист, каталог продукции, техническую документацию товаров. На всякий случай заложите время на то, чтобы их подготовить.»
Елена Шепель
менеджер по развитию бизнеса в Яндекс Маркете
Если ваш товар подпадает под действие технических регламентов, и вы получили разрешение на импорт, убедитесь, что продавец не забыл поставить на инвойс и упаковочный лист маркировку EAC (Евразийское соответствие). Она подтвердит, что у вас есть все разрешительные документы.

Выберите транспортную компанию и заключите договор

Если у вас или вашего партнера нет своей службы логистики, доставку товаров нужно отдать на аутсорс.

Выбрать транспортную компанию можно через агрегаторы или специализированные биржи. Транспортные компании обычно выбирают ниши по трем аспектам:

  • по типу товаров (габаритные, негабаритные, опасные грузы);

  • по направлению (Европа, Китай, США);

  • по способу транспортировки (авто- или авиаперевозки).

При выборе перевозчика исходите из задач. Если импортируете небольшие грузы малыми партиями или занимаетесь товарами с ограниченным сроком годности, вам подойдут экспресс-авиаперевозки. Изучите предложение именно в этой нише: сравните цены и грузовые лимиты, почитайте отзывы клиентов, проверьте регистрацию компании в налоговой.

Чтобы юридически закрепить обязанности перевозчика и установить ответственность за задержки, повреждение товаров и другие проблемы при транспортировке, заключите с компанией договор о транспортных услугах.

Оплатите товары и доставку

Следующий шаг — оплата. На этом этапе стоит посчитать не только затраты на партию товара и доставку, но и заложить деньги на таможенные расходы.

Все налоги и пошлины рассчитываются исходя из таможенной стоимости. Это суммарная стоимость товаров и доставки.

Например, вы решили заказать из Китая партию беспроводных наушников. При закупке от 500 единиц одна пара наушников стоит $9,50, а экспресс-доставка за 7 дней от продавца — $1 200. Таможенная стоимость поставки — $5 950.
Оплатить поставку вы можете по инвойсу в банке. Для этого нужно завести валютный счет и пройти валютный контроль. Его проводят, чтобы убедиться, что вы не занимаетесь фиктивными сделками и не выводите деньги зарубеж. Для этого могут запросить подтверждающие документы: контракт с поставщиком или справку о валютных операциях.

При регистрации на сайте Федеральной таможенной службы у вас автоматически появится единый лицевой счет. С него будут списываться все таможенные платежи. Они состоят из таможенного сбора (это обязательная выплата за работу таможни), ввозной пошлины, акциза (действует только на товары из статьи 181 Налогового кодекса) и НДС. Чтобы не затягивать растаможку товара, рекомендуем заранее перевести на свой счет всю сумму сборов.

Таможенные платежи всегда считаются в рублях, поэтому начинаем с перевода долларов в рубли.
Для расчета возьмем такой курс: 1 доллар по 75 рублей.

Тогда $5 950 = 446 250 ₽.

Таможенный сбор — это фиксированный платеж, который зависит от таможенной стоимости поставки. В случае с партией наушников таможенный сбор составит 1 550 ₽.

Импортная пошлина для этой категории товаров составляет 5% (22 312,5 ₽), НДС — 20% (89 250 ₽). Общая сумма таможенного платежа по такой поставке — 113 112,5₽.

Всего на поставку вы потратите 559 362,5 ₽.

Оформите таможенные документы

Проинформируйте таможню о пересечении границы перевозчиком — в личном кабинете на сайте федеральной таможенной службы ФТС. Сделать это нужно не позднее чем за 2 часа до приезда грузда.

Если не сообщить о поставке или сделать это неправильно, товар может надолго застряться на таможне, а это дополнительные траты на хранение. Как именно нужно сообщать о планируемом пересечении границы, смотрите на сайте таможенной службы.

В редких случаях таможня проверяет товары прямо на границе, но чаще груз следует через страну на внутренний пункт досмотра, где проходит все процедуры.

С момента пересечения границы и до прибытия на таможенную проверку ваш груз принадлежит государству. Чтобы обеспечить быструю и беспроблемную доставку товаров на таможню, нужно заполнить транзитную декларацию в личном кабинете на сайте ФТС.

По прибытии товара на склад временного хранения таможня запросит у вас декларацию на товары. Этот документ подтверждает законность внешнеэкономической сделки. В нем перечислены товары, которые ввозятся: способ транспортировки, данные продавца и покупателя. Декларацию на товары также можно оформить в электронном виде в личном кабинете на сайте ФТС.

Проведите все платежи и заберите товары

Пока ваши товары на проверке, проведите с единого лицевого счета все нужные платежи, в том числе за содержание груза на складе временного хранения. Чтобы таможня поняла, что именно вы оплачиваете, используйте коды платежей для услуг. Дождитесь завершения проверки и перевезите товары на свой склад.
«Таможенные документы нужно хранить не менее пяти лет. В ФТС их могут перепроверить на предмет занижения таможенной стоимости, неуплаты таможенных платежей и других нарушений. Если к вам обратятся с претензиями, лучше иметь все документы под рукой.»
Елена Шепель
менеджер по развитию бизнеса в Яндекс Маркете

Что делать, если не справляетесь

Вы можете отдать все эти процессы на аутсорс. Для этого найдите таможенного представителя — специалиста или агентство, которое занимается декларированием импорта товаров. При выборе представителя проверьте его регистрацию в реестре ФТС и наличие судебных споров через онлайн-базу.

Стоимость услуг таможенного представителя зависит от того, какую часть работы вы хотите отдать на аутсорс. Комплексное сопровождение груза в аэропортах Москвы стоит от 15 000 ₽, на железнодорожных вокзалах, автомобильных станциях и в портах — от 5 000 ₽.

6 типичных ошибок при импорте товаров

  • Не задекларировали товары

Если в поставке найдут товары, которых нет в таможенной декларации, это будет считаться нарушением. Сумма штрафа составит от половины до двукратного размера стоимости незадекларированных товаров с их возможной конфискацией.

Чтобы не допустить такого, предупредите продавца, что любые подарки и пробные образцы продукции, которые он захочет добавить к поставке, нужно внести в декларацию.

  • Получили груз без разрешения таможни

Отправка нерастаможенных товаров покупателям — распространенная ошибка, за которую могут оштрафовать на сумму до 500 000 ₽ с возможной конфискацией груза.

  • Удалили, заменили или измененили маркировку бренда

У популярных марок обычно есть официальные дилеры. Чтобы импортировать кроссовки Nike или технику Apple, вам понадобятся разрешительные документы от владельцев бренда.

Часто поставщики или импортеры пренебрегают этим этапом и просто скрывают названия брендов на упаковках. За это можно получить штраф до 20 000 ₽. Чтобы такого не произошло, перед отправкой груза запросите у поставщика фотографии товара в упаковке.

  • Не соблюли срока подачи таможенных документов

Если покупатель привез товар на таможню, но затягивает с декларированием или таможенными платежами, это может обернуться штрафами. За размещение товара на складе временного хранения больше чем на четыре месяца таможня может выписать штраф до 300 000 ₽.

  • Забыли про маркировку EAC

Товар, который подпадает под действие технических регламентов, обязан иметь разрешительные документы, а на упаковке и в сопроводительных документах должна быть маркировка EAC. Без нее вы можете получить штраф до 300 000 ₽. Убедитесь, что поставщик указал маркировку до отправки товаров.

  • Провели операции с нерастаможенными товарами

Разгрузку, распаковку, взвешивание или сортировку нерастаможенного груза нужно обязательно согласовывать с таможней. В противном случае импортеру грозит штраф до 20 000 ₽.

«Не сделали растаможку», — это называется серый ввоз, или карго. Некоторые предприниматели везут таким образом товар, чтобы сэкономить на таможенных платежах, но легализовать такую поставку законно не получится.

Мы не рекомендуем такой способ поставки товаров, поскольку в перспективе он может обойтись предпринимателю дороже, чем сэкономленные таможенные платежи.»

Анна Давыдова
лидер направления «ВЭД Импорт» в Точке

Чек-лист для ввоза зарубежных товаров без задержек и штрафов

  • Найдите поставщика через поисковики, онлайн-каталоги или специальные мероприятия. Проверьте, что эта компания действительно существует, у нее есть офис, сотрудники и юрлицо. Почитайте отзывы о поставщике, проверьте наличие у него судебных споров и долгов.
«Если сейчас вы покупаете товары зарубежного производства у российской оптовой компании, вполне возможно, вы переплачиваете. Если вы закупаете больше контейнера за раз, импорт товаров из-за границы будет выгоднее.

Чтобы сэкономить на импорте, ищите прямых производителей, а не реселлеров. Это касается любой страны, поскольку если завод работает не через дистрибьютерскую систему, легко попасть перекупщиков, цена у которых может быть выше на 10–20%.»

Анна Давыдова
лидер направления «ВЭД Импорт» в Точке
  • Договоритесь о конкретной стоимости товаров. От нее будут зависеть суммы таможенных платежей.

  • Найдите подходящий для вашего товара код в ЕТН ВЭД. По нему вы сможете узнать, какими пошлинами облагается товар и нужны ли ему разрешительные документы от госорганов.

  • Если на ваш товар нужно оформить декларацию соответствия или получить сертификаты, закажите образцы у поставщика и отправьте их в лабораторию для испытаний. Когда получите разрешительные документы, закажите оптовую партию.

  • Оформите обязательные документы: контракт с поставщиком, инвойс для оплаты поставки, упаковочный лист, транспортную накладную. Проверьте все документы со стороны продавца и убедитесь, что он указал на упаковке, инвойсе и упаковочном листе маркировку EAC.

  • Выберите транспортную компанию и заключите с ней договор.

  • Оплатите товары и транспортировку.

  • Посчитайте сумму таможенных платежей (таможенный сбор + ввозная пошлина + акциз + НДС) и внесите ее на единый лицевой счет на сайте ФТС.

  • Оформите все необходимые документы для таможни: предварительное информирование, транзитную декларацию и декларацию на товары.

  • Проведите таможенные платежи. Дождитесь растаможки и заберите товары на свой склад.

30.06.23
Поделиться
Развивайте своё дело на Маркете
Еще по теме
За что могут заблокировать на маркетплейсах: полный гайд по запрещенке
Начать 22.02.24
Успеть к праздникам: как выйти на Маркет и получить больше продаж в горячий сезон
Начать 16.02.24
Как фотографировать товары дома: собираем фотостудию
Начать 15.02.24
Как выбрать товарную нишу на Маркете: советы экспертов
Начать 26.03.24

Начните зарабатывать вместе с Маркетом

Стать продавцом

none
Fri May 03 2024 11:57:12 GMT+0300 (Moscow Standard Time)