Дата
Рубрика
Автор статьи
Поделиться
Содержание:
Любая косметика непосредственно взаимодействует с организмом человека, поэтому должна соответствовать стандартам качества. Ответственность продавца на маркетплейсе — подтвердить, что все необходимые тесты косметика прошла и что для покупателя она безопасна. В статье расскажем, как оформить разрешительные документы для косметики и сколько это стоит.

Косметика, для которой нужны разрешительные документы

В отношении косметической продукции действует технический регламент Таможенного Союза ТР 009/2011. Согласно этому документу под декларирование попадают абсолютно все виды косметической продукции, включая декоративную косметику. Чтобы продавать их на маркетплейсе, предпринимателю нужно подтвердить их безопасность разрешительными документами — декларацией или сертификатом соответствия.
Получить разрешительные документы для продажи косметики могут юридические лица и индивидуальные предприниматели. Сертификаты, свидетельства и декларации соответствия оформляют производители товаров, а если это импортная продукция — сам продавец.
Обратите внимание! По закону самозанятые, которые занимаются производством домашней косметики, не могут получить декларацию соответствия на свою продукцию. Поэтому самозанятые не могут продавать косметику на маркетплейсах.

Какие нужны документы для продажи косметики

Предприниматель, который хочет заняться продажей косметических средств, должен оформить на свои товары декларацию, сертификат соответствия и свидетельство о госрегистрации. Разбираемся, в каких случаях какие документы потребуются.
Декларация соответствия
Декларация соответствия — это экспертное заключение, которое подтверждает, что косметическое средство соответствует нормам и регламентам Таможенного союза ЕАЭС (Евразийского экономического союза) и поэтому абсолютно безопасно для здоровья людей и экологии. Для каждой партии получать новый документ не требуется — достаточно оформить декларацию о соответствии на определенный вид продукции один раз.
Сертификат соответствия
Если же вы хотите продавать товары под собственным брендом, то нужно будет самостоятельно оформить сертификат соответствия. Важное отличие декларации от сертификации: ответственность за сведения, указанные в декларации, несет поставщик или производитель, а в случае с сертификатом — центр, который его выдал.
Свидетельство о госрегистрации
В некоторых случаях нужно будет дополнительно к сертификату получить свидетельство о госрегистрации в Роспотребнадзоре. Это документ, который подтверждает санитарно-гигиеническую безопасность продукции.
Продавцы на маркетплейсе чаще всего продают 13 товаров из категории косметики, на которые необходимо обязательно оформлять свидетельство о госрегистрации:
  • косметика для искусственного загара;
  • продукция для осветления кожи;
  • средства для интимной гигиены;
  • косметика для татуажа;
  • продукция для защиты кожи от воздействия вредных производственных факторов;
  • краска для волос;
  • продукция для химической завивки и выпрямления волос;
  • средства, изготовленные с применением наноматериалов;
  • отбеливающие средства для зубов;
  • продукция для депиляции;
  • средства для осветления волос;
  • фторсодержащие средства гигиены полости рта.
Остальная продукция, не входящая в этот список, подлежит только декларированию по ТР ТС 009/2011.

Как и где получить нужные документы на косметику

Место и способ зависят от вида документа. Подробнее об алгоритме получения декларации, сертификата и свидетельства о госрегистрации рассказали ниже.

Декларацию соответствия оформляет производитель косметики. Чтобы самостоятельно оформить документ, следуйте схеме ниже:

  1. Обратитесь в аккредитованный центр сертификации продукции. Список центров можно найти на сайте Евразийской экономической комиссии. Перепроверить, есть ли действительная лицензия у выбранного центра, можно по ссылке.
  2. Соберите пакет необходимых документов (точный список подскажут специалисты центра). Для проверки нужно представить нормативно-технические, эксплуатационные документы, а также этикетки продуктов, где будет указан их состав.
  3. Приготовьте тестовый образец косметического средства. Отправьте заявку с перечнем продукции, ее наименованием и признаками, кодами ОКПД2 и ТН ВЭД. Декларацию можно зарегистрировать сразу на несколько видов товаров либо только на одно средство.
  4. Дождитесь результатов проверки и получите протокол испытаний.
  5. Загрузите протокол и вместе с декларацией на сайт Росаккредитации. Через какое-то время убедитесь, что документы появились в реестре.
  6. В конце остается распечатать декларацию и заверить печатью организации производителя или импортера. Теперь можно работать с маркетплейсами.
Если вы не планируете изготавливать косметику самостоятельно, а хотите перепродавать товар, который закупите у оптовика или напрямую у производителя, вы можете запросить разрешительную документацию у них. Производитель или поставщик обязаны предоставить копии бумаг с пометкой «Копия верна» по запросу бесплатно.

Сертификат соответствия также оформляется в сертифицированном центре. Вся процедура может занять срок от недели до трех месяцев. Если процедура кажется вам слишком сложной, вы можете обратиться в организацию, которая возьмет весь процесс оформления деклараций на себя. Чтобы оформить документ, нужно:

  1. Выбрать аккредитованный центр.
  2. Отправить в центр техническую документацию: описание товара и условия его использования, а также образец продукции.
  3. Специалисты проверят состав продукта на отсутствие запрещенных химических компонентов. Образец изучат по нормативам токсической и химической безопасности.
  4. Пройти инспекционный контроль на производстве. Если вы изготовитель косметики, сотрудник сертификационного центра обязательно приедет к вам на производство, чтобы оценить условия труда. По результатам проверки будет подготовлен отчет.
  5. Если образцы косметики успешно прошли лабораторные тесты, а производственные помещения соответствуют всем требованиям, центр выдаст сертификат. Сведения о документе внесут в единый реестр ФСА.

Свидетельство о госрегистрации выдается Роспотребнадзором. Однако, прежде чем обращаться в ведомство для выдачи документа, нужно пройти следующие процедуры:

  1. Заключить договор с лабораторией, а затем передать туда техническую документацию и образцы косметических товаров.
  2. В лаборатории специалисты внимательно изучат свойства косметики и проверят её на соответствие единым санитарно-гигиеническим нормам.
  3. После будут оформлены протоколы испытаний, эксперты выдадут свое заключение.
  4. Полученные из лаборатории документы нужно отправить в Роспотребнадзор, вместе с рецептурой, этикетками и регистрационными документами юрлица.
  5. Ведомство проверит документы и, если все в порядке, проведет регистрацию, внесет соответствующие сведения в реестр и выдаст свидетельство.
Прохождение всех этапов может затянуться на месяц, поэтому заняться получением свидетельства на косметическую продукцию следует как можно раньше, чтобы не откладывать начало торговли на маркетплейсе.

Как маркировать косметику: правила для продавцов

Косметические и парфюмерные изделия должны иметь специальный знак, который подтверждает их безопасность и качество. Речь идет о маркировке, которая обозначается аббревиатурой ЕАС. Она гарантирует, что продукция прошла все необходимые проверки и соответствует установленным требованиям. Маркировать продукцию следует после получения разрешительной документации на товар.
Знак ЕАС наносится на упаковку каждого товара или сопроводительные документы до того, как товар будет выпущен в оборот на рынке. Кроме того, вся информация о маркированном товаре вносится в государственную информационную систему «Честный знак». Каждый продавец обязан вносить данные в систему, чтобы можно было отследить весь путь товара: от производства до реализации. Такой подход помогает бороться с контрафактом и оберегает покупателей от некачественной продукции. Подробнее о маркировке товаров рассказали в статье «Обязательная маркировка товаров: подробный обзор для продавцов».
Код маркировки — это инструмент, позволяющий покупателю и контролирующему органу подтвердить безопасность и легальность товара либо при выявлении несоответствий отказаться от его покупки. Если продукт, который вы производите, подделывают, то система «Честный знак» поможет разобраться и привлечь нарушителя к ответственности.
Антон Гущанский,
директор по контрольно-надзорной деятельности ЦРПТ (оператор государственной системы маркировки «Честный знак»)
По закону при продаже косметики на маркетплейсах продавец должен разместить на упаковке специальную наклейку с кодом Data Matrix. По ней сотрудники маркетплейсов смогут принять товар на площадку.

Предположим, вы собираетесь продавать косметические средства на Маркете по модели FBY — товар поставляется на склад маркетплейса и сама площадка занималась заказами. Порядок действий по маркировке будет такой:

  1. Получить коды Data Matrix и промаркировать каждую единицу товара. Если вы производитель, вам нужно самостоятельно получить коды в системе «Честный знак» и промаркировать ими товары — наклеить на каждую упаковку специальную наклейку.
  2. В личном кабинете системы «Честный знак» ввести товары с кодами в оборот.
  3. Проверить коды ТН ВЭД в карточке Яндекс Маркета. Код ТН ВЭД — это код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Посмотреть, к какому ТН ВЭД относится ваша продукция, можно в специальном списке.
  4. Передать коды Яндекс Маркету по специальному шаблону. Документ можно найти в личном кабинете на маркетплейсе.
  5. Дождаться, когда Маркет проверит файл с кодами, а затем отвезти на склад маркетплейса товары для реализации.

Сколько стоит декларирование и маркировка

На оформление декларации соответствия для косметического товара придется потратить около 15 000 рублей. Срок изготовления документа — до 10 рабочих дней. Чтобы получить свидетельство о регистрации, нужно уплатить госпошлину — 5 000 рублей. Если подавать документы через компании, которые помогают с оформлением разрешительной документации, цены будут выше. Стоимость одного кода Data Matrix — 60 копеек с НДС. Напоминаем, что наклейка обязательно должна быть на упаковке каждой единицы продукции.

Коротко о главном

  • Любые косметические средства, от шампуня до парфюма, обязательно нужно декларировать, чтобы продавать на маркетплейсе. А для некоторых косметических товаров требуется ещё и свидетельство о государственной регистрации — СГР.
  • Если продавец не является производителем товара, он может запросить копии разрешительных документов у поставщика или изготовителя.
  • Стоимость декларации косметики начинается от 15 000 рублей, а свидетельства о государственной регистрации 一 от 5 000 рублей.
  • Помимо разрешительной документации, продавец косметики также должен позаботиться о маркировке косметической продукции в системе «Честный знак». Для этого он должен зарегистрироваться в ней, получить коды Data Matrix и нанести их всю продукцию.
03.07.24
Поделиться
Еще по теме
Подробно и образно: оформляем карточку товара в категории «Косметика»
Искал средство для укладки волос — нашел удачную идею для бизнеса: опыт бренда мужской косметики Bro Cosmetics
Такую красоту заметят все: как продвигать косметику на Маркете
Помады или шампуни: что из косметики лучше всего продавать на маркетплейсе
Fri Sep 27 2024 03:42:16 GMT+0300 (Moscow Standard Time)