Дата
Рубрика
Автор статьи
Поделиться
Содержание:
Фотоаппараты, БАДы, духи, шины, упакованная вода и еще 11 категорий товаров должны быть обязательно промаркированы. Ведь как для закона, так и для покупателя эта отметка — возможность проверить товар на безопасность.

В статье подробно рассказали, что такое маркировка, как ее нанести на товар и какой штраф грозит, если пропустить это требование закона. Чтобы не запутаться в терминах и всегда под рукой иметь нужную ссылку, используйте наш чек-лист. Скачать его можно в конце статьи.

Что такое маркировка товаров и зачем она нужна

Если в магазине взять бутылку молока, то на ней можно увидеть три разных кода:

  • обычный линейный штрихкод, который состоит из вертикальных полосок и цифр под ними;
  • Data Matrix, немного похожий на QR-код;
  • QR-код, который выглядит как квадрат с тремя квадратами по углам.
Обычный штрихкод используют для товарного учета. Например, продавец на кассе сканирует его и вносит данные о товаре в чек для покупателя, а информацию о продаже — в учетную систему. QR-код чаще используется на упаковке товара, чтобы дать покупателю дополнительную информацию о продукте или бренде.

Data Matrix — это уникальный код маркировки, который содержит всю информацию о товаре, его производителе, характеристиках. По-другому его называют КиЗ — контрольно-идентификационным знаком. Например, в коде маркировки молочной продукции зашифрованы данные о сроке годности и наличии ветеринарного сертификата, а в КиЗе на пачке сигарет — допустимая минимальная стоимость.

Продавцу маркировка помогает развивать честную конкуренцию. Контрафактные продукты могут стоить дешевле рынка, а из-за низкого качества они снижают интерес покупателей.

С момента выпуска с завода товар все время отслеживается. Это необходимо для контроля качества продукции, соблюдения правил перевозки, хранения и соответствия санитарно-эпидемиологическим нормам. Пока покупатели кормов для животных не имеют возможности отслеживать движение продукции, но мы надеемся, что скоро появятся коды для маркировки товаров.
Алексей Степанов,
руководитель сети магазинов «Любимчик»
Маркировать товары должен производитель. Это требование актуально и для тех продавцов, которые производят товар своими руками или на собственном производстве. Важно, что самозанятый не может работать с маркировкой товаров. Нужно, чтобы у продавца было ИП или любая другая форма занятости.

Иногда заниматься маркировкой приходится и продавцу, который закупает товар. Например, в сентябре продавец закупил большую партию антисептиков, чтобы продавать на маркетплейсе. В тот момент маркировать их было необязательно, но с 1 декабря все изменилось — теперь антисептики стали обязательной категорией для маркировки. При этом у продавца осталась половина партии. В этом случае он обязан самостоятельно заказать коды КиЗ и проставить их на товаре.

С марта 2023 года маркетплейсы стали полноценными участниками оборота системы маркировки «Честный знак». Маркировка призвана бороться с нелегальным оборотом и обеспечивать безопасность приобретаемой продукции, в том числе защищать бизнес от недобросовестной конкуренции. Когда рынки обеляются, серый сегмент уходит, освободившиеся ниши дают возможность честным игрокам занять их место и увеличить свою долю в отрасли.

Код маркировки — это инструмент, позволяющий покупателю и контролирующему органу подтвердить безопасность и легальность товара либо при выявлении несоответствий отказаться от его покупки. Если продукт, который вы производите, подделывают, то система «Честный знак» поможет разобраться и привлечь нарушителя к ответственности.

Антон Гущанский,
директор по контрольно-надзорной деятельности ЦРПТ (оператор государственной системы маркировки «Честный знак»)

Как происходит маркировка товара

Чтобы промаркировать товар и проверить КиЗ, вам понадобится доступ к системе «Честный знак». Как его получить и что делать после регистрации, рассказали дальше.
1. Получить усиленную квалифицированную электронную подпись (КЭП)
КЭП нужна, чтобы зарегистрироваться в системе маркировки «Честный знак» и получить для своих товаров коды КиЗ. Получить КЭП можно только в аккредитованных удостоверяющих центрах, например в Федеральной налоговой службе (ФНС) или УЦ «Тензор». Но для работы с КЭП вам понадобится специальное лицензированное программное обеспечение «Крипто-Про».
2. Подключить электронный документооборот (ЭДО)
Для того чтобы взаимодействовать с «Честным знаком», нужно подключить электронный документооборот (ЭДО). Для этого нужно заключить договор с оператором ЭДО. Выбрать подходящего по условиям оператора можно из списка операторов, аккредитованных ФНС.

Все сертифицированные операторы ЭДО, например СБИС, «Диадок» работают с системой «Честный знак» и автоматически передают нужную информацию. Если у вас небольшие объемы (до 1000 исходящих документов в год), то можно воспользоваться сервисом документооборота «ЭДО Лайт», который интегрирован в личный кабинет «Честного знака».

Чтобы зарегистрироваться в «Честном знаке», ЭДО вам не понадобится. Но пригодится, чтобы продавать и покупать маркированные товары и взаимодействовать с «Честным знаком». Передача КиЗов сопровождается оформлением универсального передаточного документа (УПД), где прописываются все контрольные знаки. Если продавец хочет передать свой товар другому юрлицу, то должен оформить такой УПД и отправить его посредством электронного документооборота.
Антон Климов,
старший менеджер проектов Яндекс Маркета
3. Зарегистрироваться в системе «Честный знак»
После того как вы оформили электронную подпись, пора регистрироваться в системе маркировки «Честный знак». Для этого вам нужно:

  • перейти по ссылке (для маркировки фармацевтических товаров и меховых изделий вам нужны будут другие ссылки);

  • идентифицировать свою электронную подпись (для этого достаточно следовать инструкциям на сайте);

  • заполнить форму заявки на регистрацию, указав телефон и электронную почту.

Когда заявку одобрят (а это происходит в течение суток), вам на почту придет ссылка для входа в личный кабинет. Там вам нужно оформить свой профиль и описать товары. Пошаговую инструкцию и полезные советы по регистрации можно найти на сайте честныйзнак.рф в разделе «С чего начать». К примеру, калькулятор технических решений поможет вам выбрать необходимое оборудование для вашей категории товаров и ваших объемов продаж.

4. Описать товары в каталоге

Следующим шагом производитель или импортер должен описать свои товары в Национальном каталоге маркируемых товаров (НКМТ). Это своего рода энциклопедия, где содержится вся информация о товарах, подлежащих обязательной маркировке: описание, потребительские свойства, все необходимые сертификаты и разрешения.

Внести данные в каталог можно двумя способами:

  • Вручную по инструкции. Для этого вам надо выбрать вкладку «Каталог» на верхней панели главного окна личного кабинета в системе «Честный знак». Вы можете либо описывать каждый товар отдельно, либо импортировать данные в Excel-файле.

  • Загрузить карточки из ГС1 РУС, если вы являетесь его активным членом.