Рассказываем, как ввозить товары из-за границы в Россию без штрафов и задержек
Дата
30.06.23
Рубрика
Автор статьи
Елена Малышева
Поделиться
Самостоятельно определить код можно, например, с помощью дерева ЕТН ВЭД. Программа «ВЭД-Декларант» поможет определить код товара по его характеристикам, а «ВЭД-Платежи» — рассчитать таможенные затраты на ввоз товаров.
Прежде чем заказывать экспертизу, убедитесь, что лаборатория имеет право выдавать разрешительные документы на ваши товары. Проверить это можно через электронные реестры Национальной системы аккредитации.
Что важно изучить:
госрегистрацию на сайте налоговой администрации нужной страны. Список всех ведомств иностранных государств можно посмотреть здесь;
количество сотрудников, площадь складов, адрес офиса — в открытых базах данных по иностранным компаниям, они есть на сайте ФНС;
штрафы, суды и задолженности — с помощью базы «Интерфакс — Дан энд Брэдстрит» или другого подобного сервиса.
Запросите у компаний прайс-лист, уточните актуальные остатки товаров на складе, сумму минимального заказа и условия доставки. Также спросите, уместен ли торг и есть ли у продавца скидки на оптовые закупки.
Вот необходимый минимум документов для импортера.
какие товары и в каком количестве вы покупаете;
описание и технические характеристики товаров;
стоимость одной единицы и всей поставки;
сроки оплаты и валюту платежа;
условия поставки по Инкотермс — международным правилам торговли;
сроки уведомления об отгрузке товара от продавца.
Договор должен быть на двух языках: русском и английском.
Очень важно указать сроки поставки с учетом возможных проблем в логистике. Например, опасно включать в договор поставки из Китая сроков в один месяц, если товар идет по морю. Лучше перестраховаться и указать два месяца, чтобы потом не подписывать дополнительные документы.
Четкое и полное описание товара, которое должно совпадать с тем, что написано в грузовых документах. К сожалению, периодически встречается ситуация, когда документы на товар и описание товара в спецификации незначительно отличаются. Например, решили заменить цвет товара, и не поменяли в договоре. Формально это другой товар. Могут возникнуть проблемы на таможне. Плюс обязательно указывать допустимый процент брака и условия возврата товаров.»
Обычно инвойс создает продавец. Ваша задача — внимательно прочитать документ и сверить данные поставщика с контрактом. Скачать образец.
для автомобилей — международная товарно-транспортная накладная (CMR);
для поездов — железнодорожная накладная международного сообщения (SMGS);
для самолетов — грузовая авианакладная (AWB);
для водного транспорта — коносамент.
Если ваш груз будут везти несколькими способами — например, сначала на самолете, а потом на автомобиле — нужно составить отдельный документ для каждого этапа пути. Этим должен заниматься продавец. Ваша задача — проверить, что все документы готовы перед отправкой.
Мы перечислили основные документы.
Выбрать транспортную компанию можно через агрегаторы или специализированные биржи. Транспортные компании обычно выбирают ниши по трем аспектам:
по типу товаров (габаритные, негабаритные, опасные грузы);
по направлению (Европа, Китай, США);
по способу транспортировки (авто- или авиаперевозки).
При выборе перевозчика исходите из задач. Если импортируете небольшие грузы малыми партиями или занимаетесь товарами с ограниченным сроком годности, вам подойдут экспресс-авиаперевозки. Изучите предложение именно в этой нише: сравните цены и грузовые лимиты, почитайте отзывы клиентов, проверьте регистрацию компании в налоговой.
Чтобы юридически закрепить обязанности перевозчика и установить ответственность за задержки, повреждение товаров и другие проблемы при транспортировке, заключите с компанией договор о транспортных услугах.
Все налоги и пошлины рассчитываются исходя из таможенной стоимости. Это суммарная стоимость товаров и доставки.
При регистрации на сайте Федеральной таможенной службы у вас автоматически появится единый лицевой счет. С него будут списываться все таможенные платежи. Они состоят из таможенного сбора (это обязательная выплата за работу таможни), ввозной пошлины, акциза (действует только на товары из статьи 181 Налогового кодекса) и НДС. Чтобы не затягивать растаможку товара, рекомендуем заранее перевести на свой счет всю сумму сборов.
Тогда $5 950 = 446 250 ₽.
Таможенный сбор — это фиксированный платеж, который зависит от таможенной стоимости поставки. В случае с партией наушников таможенный сбор составит 1 550 ₽.
Импортная пошлина для этой категории товаров составляет 5% (22 312,5 ₽), НДС — 20% (89 250 ₽). Общая сумма таможенного платежа по такой поставке — 113 112,5₽.
Всего на поставку вы потратите 559 362,5 ₽.
Если не сообщить о поставке или сделать это неправильно, товар может надолго застряться на таможне, а это дополнительные траты на хранение. Как именно нужно сообщать о планируемом пересечении границы, смотрите на сайте таможенной службы.
В редких случаях таможня проверяет товары прямо на границе, но чаще груз следует через страну на внутренний пункт досмотра, где проходит все процедуры.
С момента пересечения границы и до прибытия на таможенную проверку ваш груз принадлежит государству. Чтобы обеспечить быструю и беспроблемную доставку товаров на таможню, нужно заполнить транзитную декларацию в личном кабинете на сайте ФТС.
По прибытии товара на склад временного хранения таможня запросит у вас декларацию на товары. Этот документ подтверждает законность внешнеэкономической сделки. В нем перечислены товары, которые ввозятся: способ транспортировки, данные продавца и покупателя. Декларацию на товары также можно оформить в электронном виде в личном кабинете на сайте ФТС.
Стоимость услуг таможенного представителя зависит от того, какую часть работы вы хотите отдать на аутсорс. Комплексное сопровождение груза в аэропортах Москвы стоит от 15 000 ₽, на железнодорожных вокзалах, автомобильных станциях и в портах — от 5 000 ₽.
Если в поставке найдут товары, которых нет в таможенной декларации, это будет считаться нарушением. Сумма штрафа составит от половины до двукратного размера стоимости незадекларированных товаров с их возможной конфискацией.
Чтобы не допустить такого, предупредите продавца, что любые подарки и пробные образцы продукции, которые он захочет добавить к поставке, нужно внести в декларацию.
Отправка нерастаможенных товаров покупателям — распространенная ошибка, за которую могут оштрафовать на сумму до 500 000 ₽ с возможной конфискацией груза.
У популярных марок обычно есть официальные дилеры. Чтобы импортировать кроссовки Nike или технику Apple, вам понадобятся разрешительные документы от владельцев бренда.
Часто поставщики или импортеры пренебрегают этим этапом и просто скрывают названия брендов на упаковках. За это можно получить штраф до 20 000 ₽. Чтобы такого не произошло, перед отправкой груза запросите у поставщика фотографии товара в упаковке.
Если покупатель привез товар на таможню, но затягивает с декларированием или таможенными платежами, это может обернуться штрафами. За размещение товара на складе временного хранения больше чем на четыре месяца таможня может выписать штраф до 300 000 ₽.
Товар, который подпадает под действие технических регламентов, обязан иметь разрешительные документы, а на упаковке и в сопроводительных документах должна быть маркировка EAC. Без нее вы можете получить штраф до 300 000 ₽. Убедитесь, что поставщик указал маркировку до отправки товаров.
Разгрузку, распаковку, взвешивание или сортировку нерастаможенного груза нужно обязательно согласовывать с таможней. В противном случае импортеру грозит штраф до 20 000 ₽.
Мы не рекомендуем такой способ поставки товаров, поскольку в перспективе он может обойтись предпринимателю дороже, чем сэкономленные таможенные платежи.»
Чтобы сэкономить на импорте, ищите прямых производителей, а не реселлеров. Это касается любой страны, поскольку если завод работает не через дистрибьютерскую систему, легко попасть перекупщиков, цена у которых может быть выше на 10–20%.»
Договоритесь о конкретной стоимости товаров. От нее будут зависеть суммы таможенных платежей.
Найдите подходящий для вашего товара код в ЕТН ВЭД. По нему вы сможете узнать, какими пошлинами облагается товар и нужны ли ему разрешительные документы от госорганов.
Если на ваш товар нужно оформить декларацию соответствия или получить сертификаты, закажите образцы у поставщика и отправьте их в лабораторию для испытаний. Когда получите разрешительные документы, закажите оптовую партию.
Оформите обязательные документы: контракт с поставщиком, инвойс для оплаты поставки, упаковочный лист, транспортную накладную. Проверьте все документы со стороны продавца и убедитесь, что он указал на упаковке, инвойсе и упаковочном листе маркировку EAC.
Выберите транспортную компанию и заключите с ней договор.
Оплатите товары и транспортировку.
Посчитайте сумму таможенных платежей (таможенный сбор + ввозная пошлина + акциз + НДС) и внесите ее на единый лицевой счет на сайте ФТС.
Оформите все необходимые документы для таможни: предварительное информирование, транзитную декларацию и декларацию на товары.
Проведите таможенные платежи. Дождитесь растаможки и заберите товары на свой склад.
Начните зарабатывать вместе с Маркетом
Стать продавцом