Читайте статью, только если готовы к росту продаж.
Дата
26.09.24
Рубрика
Автор статьи
Елена Малышева
Поделиться
Как правило, воронка продаж может включать до 12 этапов. На практике их может быть больше или меньше — все зависит от сложности товара или услуги.
Например, продать квартиру по клику через одно рекламное объявление сложно. Покупка дорогая, поэтому человек долго принимает решение. Застройщик в этот момент может приглашать на встречи, проводить показы квартиры, делать расчеты, оформлять временную бронь и так далее. Все это — этапы воронки, на каждом из которых менеджер подталкивает клиента сделать следующий шаг, чтобы приблизить момент продажи. В частности, после встречи в офисе предлагает записаться на показ на ближайшую дату, то есть совершить целевое действие. Именно поэтому название каждого этапа логичнее сформулировать так, чтобы было понятно, какое целевое действие совершил потенциальный покупатель, например «Посетил показ» или «Ознакомился с расчетом».
На маркетплейсе воронка проще и обычно состоит из пяти этапов. Вам не нужно думать о поиске аудитории, процессах оплаты и доставки товара: эту работу забирает на себя маркетплейс. Это и есть бизнес воронка продаж.
Главная функция воронки — сделать продажи прозрачными и прогнозируемыми. Цели, которые ставят маркетологи и менеджеры по продажам, проводя анализ воронки, следующие:
Чтобы определить целевую аудиторию товара, стоит сделать следующее:
Вы можете составить несколько портретов аудитории. Например, детские смеси обычно покупают молодые мамы, а ножи для кухни — женщины и мужчины разного возраста, профессиональные шеф-повара и любители.
Если чувствуете, что товар может понравиться разным пользователям, опишите каждого ее типичного представителя. Это нужно, чтобы для определенного сегмента продумать свой путь по воронке продаж: откуда узнают о товаре, какие факторы повлияют на решение.
Уникальное торговое предложение объясняет, почему клиент должен среди всех товаров выбрать ваш. Для каждого сегмента аудитории должно быть свое УТП — оно решает проблему конкретного клиента. Чем конкретнее УТП, тем лучше. Хорошо, если выгоду пользователь может измерить.
УТП должно:
Подогреть интерес к продукту можно разными способами: от публикаций в СМИ до искусственного дефицита. На маркетплейсах все проще. Вот какие инструменты здесь обычно используют продавцы:
На маркетплейсах этот этап можно пройти и без вложения денег в рекламу на других площадках. Качественное описание и детальные фото — тоже инструмент, чтобы создать интерес к товару.
Важно подготовить подробную карточку товара, чтобы ответить на все вопросы пользователя. Если ответов не будет, человек будет уточнять в комментариях или совсем уйдет из магазина. Также отрабатывать возражения можно не только в описании, но и в отзывах и в блоке с вопросами-ответами.
На эти вопросы стоит ответить в карточке товара, например показать, что ножи безопасны для детей, так как для лезвия в наборе есть специальная защитная упаковка.
Не стоит называть шаги воронки так: «Покупатель думает», «Переговоры», потому что здесь указаны процессы, а не законченные действия. В этом случае вы не контролируете свои продажи, потому что не знаете, какой результат получите от общения с заказчиком на каждом этапе.
Охваты — это количество показов вашей карточки товара в поисковой выдаче Маркета или в кампаниях по продвижению. То есть это показатель того, сколько раз пользователи видели ваш продукт. На этом этапе человек поверхностно знакомится с товаром, но уже от этого знакомства зависит, продвинется он дальше по воронке или нет.
На этом этапе важны:
Уже на этом этапе можно подключить платные инструменты продвижения на Маркете — Буст продаж, Полки и баннеры.
Если товар интересен пользователю, он переходит в карточку и изучает его: рассматривает фото, анализирует характеристики, проверяет отзывы, считает выгоду.
На этом этапе на покупателя влияют:
Считается, что на этом этапе на маркетплейсах уже нельзя повлиять на пользователя. На Маркете это не так.
Аудитория Яндекс Маркета часто покупает товары у разных продавцов и хочет получить весь заказ одной посылкой. Нередко доставка — решающий аргумент в пользу покупки. Поэтому важно, чтобы ваш товар могли доставить быстро и вместе с другими заказами пользователя.
Чтобы организовать такую доставку, стоит подключить магазин к модели FBY (доставка со склада Яндекса). Товары всегда оперативно и качественно упакуют, соединят с другими заказами и передадут в пункт выдачи.
На финальный этап воронки попадают пользователи, которые оплатили товар. Процент тех, кто дошел до этого шага, — итоговая конверсия в продажу. Но важно учитывать, что часть покупателей могут вернуть товар, поэтому отслеживайте и количество возвратов: так вы поймете, все ли в порядке с товаром, соответствуют ли его характеристики заявленным, не вводят ли фотографии в заблуждение.
Если товар вернули, то выясните причину возврата и ответьте на негативный отзыв в комментариях. Так вы сможете вернуть лояльность этого пользователя и показать потенциальным покупателям, что вам интересно мнение аудитории.
CTR (соотношение кликов и просмотров) показывает процент покупателей, которые увидели товар и перешли в карточку. Его рассчитывают по формуле:
Рассчитывать вручную необязательно: все можно посмотреть в личном кабинете продавца на Маркете. Например, отчет «Показы и продажи» позволяет:
Отчет показывает несколько параметров:
Начните зарабатывать вместе с Маркетом
Стать продавцом