Дата
Рубрика
Автор статьи
Поделиться
Содержание:
Как продать одежду онлайн на Маркете в 2024 году — поговорили с категорийным менеджером Светланой Баканиной и опытными продавцами. Разбираемся, на каком маркетплейсе лучше продавать одежду, как подобрать ассортимент и что делать, чтобы вырастить продажи.

Почему выгодно продавать одежду на Маркете

Сегодня «Одежда» — одна из лучших ниш для новых продавцов. Потенциал для развития кроется не только в общем росте продаж в этой категории на Маркете, но и в платежеспособной аудитории и сервисе маркетплейса.

  • Платежеспособная аудитория: 70% покупателей одежды на Маркете имеют высокий или средний доход. Хорошо продается одежда среднего сегмента.

  • Улучшение сервиса: в 2024 году Маркет увеличит число пунктов выдачи с примерочными и сосредоточится на внедрении постоплаты. В приоритете — комфорт покупателя и рост продаж магазинов.

В тренде на Маркете — удобные и функциональные вещи среднего сегмента. Например, объемные толстовки и футболки, спортивные и домашние костюмы. Чтобы выбрать актуальный стиль и фасон вещи, используйте отчеты «Поисковые запросы» и «Товары в поиске» в личном кабинете продавца: они подскажут, какие товары активнее всего ищут и покупают на Маркете.

В мире моды и трендов сейчас популярны брюки, толстовки, футболки, рубашки и платья, поэтому с таким товаром можно смело заходить на Маркет
Растить продажи в категории «Одежда» помогают инструменты Маркета:

  • Сочетайте модели FBS (продажи со склада продавца) и FBY (продажи со склада маркетплейса) с примеркой и постоплатой.

  • Добавляйте фото и видео товара на модели в карточку товара. Покупателям важно до покупки оценить, как вещь смотрится вживую. Так сложится более полное представление о материале, фасоне и комфорте при носке.

  • Детально заполняйте характеристики товара с указанием пола, размера, цвета и состава. Это поможет лучше соответствовать поисковым запросам покупателей и повысит ваши шансы на попадание в топ выдачи.

  • Мотивируйте покупателей делиться фотографиями товара в отзывах. Данные исследования Маркета показывают, что в категории «Одежда» 48,5% покупателей уделяют внимание отзывам. Опыт и впечатления других покупателей — третий по важности фактор при принятии решения о покупке.

В 2024 году Маркет планирует внедрить несколько инструментов для удобства продавцов и покупателей: открыть больше примерочных в пунктах выдачи заказов, ввести постоплату и рассрочку на покупки, а также софинансировать покупателей при использовании оплаты сервисами Яндекса.

Шаг 1. Выбрать нишу и товар

Чтобы успешно выбрать товарную нишу, важно провести предварительную работу по исследованию рынка. Где лучше продавать одежду, какие товары пользуются спросом, помогут оценить инструменты аналитики Маркета.
«Поисковые запросы» на Маркете
Инструмент поможет проанализировать сезонность в категории и понять, стоит ли выходить на рынок сейчас, или лучше выбрать товар с другой сезонностью. Например, продавцам зимних пуховиков лучше было выйти на маркетплейс в ноябре 2023 года: тогда спрос был на пике. В декабре спрос на зимние пуховики упал в два раза, но в эту нишу все еще можно попробовать зайти с другим товаром — легкими пуховиками для весны.
Так выглядит сезонность поисковых запросов по ключевому слову «пуховик мужской» на Маркете
«Товары в поиске»
Инструмент поможет проверить предложения конкурентов и понять, как вам лучше от них отстроиться: какие фасоны, размеры и цвета продавать. Там же можно посмотреть отзывы покупателей — они помогут понять, как улучшить товар и чего в нем не хватает.

Например, по запросу «пуховик мужской на весну» инструмент выдал 90 товаров: куртки, парки, ветровки, бомберы. Все они — короткие, без объемного утеплителя, но с защитой от весеннего ветра. Такие пуховики можно начать продавать уже зимой: когда потеплеет, покупатели будут активно их заказывать. И главное — вы успеете набрать отзывов, и карточка будет готова к повышенному спросу в сезон.

Так выглядят предложения продавцов на Маркете, более всего соответствующие запросу «пуховик мужской на весну»

Шаг 2. Определиться, продавать другие бренды или отшивать самостоятельно

Если вы только начинаете работу с маркетплейсами и никогда не сталкивались с пошивом одежды, лучше начать с перепродажи товаров от поставщика. Когда разберетесь в том, как работает бизнес, и набьете шишек, можно запускать собственное производство.

Новичкам — перепродавать

Покупая одежду у поставщика, можно без риска оценить потенциал рынка и понять, насколько товар востребован среди покупателей. Начать можно быстро, потому что при работе с поставщиком ваше участие минимально: выбираете из отшитого ассортимента нужные товары и сразу же их заказываете. У такого подхода есть еще три преимущества:

  • легко масштабироваться — если вы уже протестировали весь ассортимент одного поставщика, можно начать работу еще с несколькими. Это проще, чем с нуля проходить весь путь создания новых товаров;

  • легко сменить нишу — не нужно распродавать оборудование и увольнять персонал;

  • можно торговать круглый год — не придется перестраивать производство, чтобы с продажи юбок и топиков перейти на продажу лыжных костюмов.

Минусы работы с поставщиками тоже есть. Например, у вашего поставщика могут закупаться ваши конкуренты, поэтому товар может быть точь-в-точь таким же, как у них. Выделиться на фоне других продавцов с таким товаром сложнее, так как без уникальных товаров вы не сможете развивать собственный бренд.

Опытным — отшивать самостоятельно

При самостоятельном пошиве вы можете контролировать все с самого начала и на каждом этапе. При этом не обязательно вкладывать много на первых этапах: сначала заказываете лекала, потом ткань, потом вносите предоплату фабрике на пошив или нанимаете собственных швей — все постепенно. Вот основные плюсы самостоятельного производства одежды:

  • свой бренд — вы легко отстраиваетесь от конкурентов, потому что предлагаете уникальные модели особенного дизайна;

  • легко влиять на качество продукции — вы полностью контролируете качество производимых товаров, потому что отслеживаете весь цикл производства и можете вносить коррективы;

  • больше гибкости — вы сами выбираете подход, например нанимаете собственных швей или обращаетесь на фабрику с техническим заданием на пошив партии одежды.

Недостатки тоже есть. Например, если вы ориентируетесь на качественное производство, заказывать материалы придется за границей. Значит, вы всегда будете зависеть от курса рубля. Поэтому придется либо менять стоимость продажи, либо уходить в минус, если сырье стало дороже.

Я никогда не рассматривала вариант с закупкой товаров. Мне с детства было интересно шить самой: придумать, что и как, и реализовать. Потом я сшила дома партию платьев-толстовок и отгрузила их на маркетплейс. Когда платья вдруг начали стремительно раскупать, я заключила договор со швейной фабрикой, купила рулон ткани, потом еще один и еще. Год назад мы сняли помещение, купили оборудование и начали шить сами. Так и получилось, что выросло целое производство.
Инна Пакина,
генеральный директор ООО «АЙДИЛАЙН»
Самозанятым — производить и продавать, но не любую одежду
Самозанятый может начать бизнес по продаже одежды через интернет и продавать на Маркете, если она является результатом его собственного производства и при этом не подлежит обязательной сертификации и маркировке «Честный знак».

Маркировка. Самозанятым нельзя продавать товары, подлежащие маркировке в «Честном знаке», например шубы, трикотажные женские блузки, домашние костюмы и так далее. Полный список одежды, которой потребуется «Честный знак», можно посмотреть на сайте. Если предмет одежды есть в этом перечне, торговать им на маркетплейсе нельзя, даже если самозанятый продавец произвел его самостоятельно.

Производство. Одежда не должна быть просто куплена и перепродана — она должна быть создана или существенно доработана вами. При оценке вклада самозанятого в создание товара юристы исходят из степени переработки товара: купить футболку и нашивку, а затем соединить их может каждый, и здесь нет ценного ручного труда или ремесленного вклада. Однако если закупить выкройки, ткань и готовую вышивку, соединить их вместе и получить уникальный товар — это будет соответствовать определению товара самозанятого и условиям применения специального налога.
При модификации сертифицированного товара, создавая новый продукт, самозанятые фактически должны получить новый сертификат. Получение сертификата возможно только для индивидуальных предпринимателей (ИП) или юридических лиц. Это означает, что самозанятые не могут получать сертификаты на новые товары, если сертификация является обязательной для этих товаров.

Шаг 3. Выбрать поставщика

Какого поставщика искать — зависит от бизнес-модели, по которой вы работаете. Если отшиваете сами — вам нужны поставщики тканей и фурнитуры, если заказываете — подойдут фабрики с готовой продукцией. Вот список советов, как найти и проверить любого поставщика.

Этап 1. Рынок. Изучить популярные стили и ценовую политику брендов, чтобы понять, какие товары будут востребованы на маркетплейсе.

Этап 2. Репутация поставщика. Проведите исследование репутации поставщика, проверьте лицензии, отзывы и опыт работы на рынке.

Этап 3. Гибкость и ассортимент. Выберите поставщиков, которые предлагают широкий ассортимент товаров и готовы работать с вами на гибких условиях — например, предоставляя скидки на крупные закупки.

Лично я никогда не ищу товары. Я ищу поставщика. Нашел хорошего поставщика с большим ассортиментом товаров — с ним и работаю. Особой методики для поиска поставщиков нет: Яндекс прекрасно все находит. Остается изучить ассортимент поставщика и саму компанию как контрагента.
Роман Щербаков,
директор и владелец магазина Kulove на Яндекс Маркете
Этап 4. Цены и условия. Сравните цены у различных поставщиков, а также условия сотрудничества, включая минимальный заказ, сроки поставки, возможность возврата товаров и гарантии.

Этап 5. Доставка и логистика. Убедитесь, что поставщик предлагает удобные условия доставки и хорошо организовал логистику, чтобы минимизировать задержки и проблемы с доставкой товаров.

Этап 6. Юридическая проверка. Убедитесь, что поставщик имеет на руках все документы, необходимые для продаж на маркетплейсах, и готов предоставить их вам.

Этап 7. Проверка качества. Изучите все характеристики товара, включая размеры, материалы, цвета и другие важные детали. Если это возможно, запросите образцы продукции у поставщика, чтобы лично оценить их качество и соответствие вашим требованиям. Убедитесь, что все товары имеют правильную маркировку и этикетки с информацией о производителе, стране происхождения, составе материалов и инструкциями по уходу.

Особой методики на этот счет у нас нет. Иногда можем выборочно закупить товар и проверить его. Например, недавно проверял мужские кальсоны. По описанию все хорошо и прекрасно, но берешь в руки — и ткань от прикосновений рвется. Пока на себя надел, уже несколько дырок. Конечно же, таким мы торговать не будем.
Роман Щербаков,
директор и владелец магазина Kulove на Яндекс Маркете
Шаг 8. Договоренности. Заключите с выбранным поставщиком договор, в котором четко пропишите условия сотрудничества, права и обязанности обеих сторон.

Шаг 9. Скидки. Чтобы получать специальные предложения от поставщиков, выработайте регламенты для закупок. Чем больше товаров вы покупаете у одного поставщика и чем стабильнее заказы, тем больше шансов на получение скидки. Определите оптимальное время закупки: иногда поставщики предлагают скидки в определенные периоды года или при закрытии сезона.

Шаг 4. Сертифицировать товар

Нельзя просто отшить партию футболок и выйти на маркетплейсы. Безопасность, качество и оригинальность каждого товара должны быть подтверждены документами:

  • сертификатом соответствия — нужен для товаров, к которым предъявляют самые строгие требования по безопасности;

  • декларацией о соответствии — подходит для большинства товаров;

  • отказным письмом — подтверждает, что сертифицировать товар не нужно. Например, отказного письма достаточно для продажи бижутерии.

За отсутствие документов магазин могут наказать — например, за нарушение правил маркировки государство может конфисковать товар, а еще привлечь продавца к административной и даже уголовной ответственности.

Какие документы нужны продавцу товаров других брендов

Все документы вы можете получить у поставщика. Если он по какой-то причине не готов предоставить вам бумаги, обратитесь в сертификационный центр. Для работы понадобится договор с правообладателем (дистрибьюторский, лицензионный или договор купли-продажи), товарная накладная и в некоторых случаях — документ, подтверждающий право использования товарного знака.
Также вам понадобится маркировка «Честный знак» — она обязательна для продажи одежды и обуви и нужна для борьбы с контрафактом. С помощью таких меток государство отслеживает все перемещения товара, а покупатель может получить полную информацию о составе товара и его производителе. Товар без маркировки «Честный знак» будет признан нелегальным.

Какие документы нужны производителю

Как и импортеру, вам нужно будет зарегистрироваться в системе «Честный знак». Если вы правообладатель бренда, подготовьте свидетельство на товарный знак.
Документы для торговли одеждой на маркетплейсе нужны такие же, как и для торговли одеждой офлайн или через свои интернет-магазины. Нужно иметь статус ИП или зарегистрировать юридическое лицо. Нужно сделать декларации соответствия или сертификаты на свои товары. Можно, но не обязательно, зарегистрировать товарный знак.

Если покопаться, все это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Если этим заниматься не хочется, по декларациям есть миллион организаций, которые этот вопрос решат. Стоимость декларации на один состав ткани — это примерно 20–25 тысяч рублей. Стоимость регистрации товарного знака в ФИПС — меньше 30 тысяч. Нужна электронно-цифровая подпись.

Инна Пакина,
генеральный директор ООО «АЙДИЛАЙН»
Читайте также:
Какие документы нужны для работы на Маркете

Шаг 5. Подготовить размерную сетку

При выборе одежды на маркетплейсе самое сложное для покупателя — угадать с размером. Во-первых, у каждого бренда своя размерная сетка. Во-вторых, пользователи оценивают себя не в сантиметрах и могут ошибаться. В-третьих, в отзывах на товар покупатели часто делятся таким опытом: «обувь маломерит/большемерит», «заказала свой размер, а оказалось мало», «пишут, что на узкую ногу, но я в них просто утонула». Важно, чтобы главным голосом в этом хоре оставался голос бренда.

Подготовьте наглядную и простую инфографику, которая закроет все сомнения покупателя. Укажите параметры модели на фото: рост, обхват груди, бедер, талии. Объясните, как правильно себя измерить. Добавьте детализированные измерения для каждого размера. Если возможно, дайте рекомендации, на каком типе фигуры и с каким ростом вещь будет выглядеть лучше всего.

Ставить инфографику с размерной сеткой лучше в самом начале карусели с фотографиями — на второе место. Так покупатели точно не пропустят важную информацию
Если одежда или обувь имеют нестандартную посадку, обязательно укажите это в тексте. Например, в самом начале описания добавьте, что это оверсайз.
Процент выкупа зависит от сложности модели. Попасть в свой размер при покупке толстовки проще, чем заказать платье, где множество вытачек. Еще есть проблема с определением размера клиентом: российский размер в соответствии с ГОСТом — это половина обхвата груди. То есть размер — это сантиметры, а не самовосприятие. Мы напоминаем, как определить российский размер, каждый раз, когда отвечаем на вопросы и отзывы клиентов касательно того, подошло или нет, мало или велико и так далее.
Инна Пакина,
генеральный директор ООО «АЙДИЛАЙН»
При создании карточки товара учитывайте стандартную сетку и размерную сетку бренда. Если фактический размер вещи не соответствует прописанному, отметьте это. Например, производитель указал на платье 48-й размер, но его фактический размер — 46-й. Тогда в поле «Размер в сетке» нужно написать 46, а в поле «Размер на бирке» — 48.

Шаг 6. Оформить карточки товара

Покупатели не могут пощупать и проверить одежду, когда рассматривают вашу карточку товара. Поэтому их вопросы и возражения важно закрывать контентом. Чем лучше вы проработаете карточку товара, тем вероятнее покупатель выберет именно ваш товар. А еще карточку обработают алгоритмы маркетплейса и поднимут ее выше в поиске, где ее точно заметят покупатели.

Обязательно нужно указать цвет, размер и бренд одежды. Но желательно заполнить все существующие поля: это поможет покупателю оценить товар, практически «пощупать» его.

Помимо описания, уделяйте внимание вопросам покупателей в карточке. Для них на Маркете есть специальный раздел. Реагируйте быстро, давайте подробные ответы, делитесь опытом других покупателей: так вы повысите доверие к магазину и получите дополнительную площадку для презентации товара.
Для фотографий одежды и обуви у Маркета есть специальные требования — изучите их в брошюре маркетплейса. Маркет ожидает, что фотографии одежды будут отражать реальный цвет и текстуру вещей, показывать товар со всех сторон. Вещь не должна сливаться с фоном, бликовать, отдавать сильную тень. И неочевидный нюанс: макияж на модели должен быть сдержанным.
Помимо основных ракурсов, рекомендуем загрузить 8–10 дополнительных фотографий: показать детали, стилизовать вещь, показать ее в движении.
Читайте также:
Карточка товара на Маркете: пошаговая инструкция по оформлению

Шаг 7. Упаковать товар

Для продажи одежды и обуви на Маркете вам понадобятся два типа упаковки: курьерские пакеты и стретч-пленка. Если товар еще без упаковки, достаточно будет курьерского пакета. Если товар поставляется в заводской коробке, достаточно обмотать его пленкой.

Что важно учитывать:

  • В составе пакета должно быть не меньше 30% переработанных материалов.
  • Товар должен занимать не менее двух третей объема пакета.
  • Пакет должен быть выполнен из полиэтилена высокого давления.
  • У пакета должен быть клеевой клапан.
  • Маркировка материала должна быть нанесена прямо на пакет.

Дорогие товары нужно упаковывать серьезнее: сначала поместить в коробку, а затем заклеить непрозрачным небрендированным скотчем и наклеить знак «Беречь от влаги». В качестве наполнителя можно использовать крафт-бумагу или воздушно-пузырчатую пленку.

На каждом товаре должна быть этикетка, содержащая как минимум четыре типа данных:

  • описание и состав товара на русском языке;
  • штрихкод товара;
  • маркировка в системе «Честный знак»;
  • срок годности, если есть.
Образец этикетки одежды
Подробнее об упаковке одежды для разных моделей работы читайте в статье: «Как упаковать товар для маркетплейса: для каждой модели работы свои нюансы».

Шаг 8. Спланировать логистику

Если у вас нет собственного склада, начните продавать по модели FBY (продажи со склада маркетплейса). Маркет поможет организовать логистику: возьмет на себя хранение, упаковку и доставку заказов до покупателя. Если товар оборачивается в течение 90 дней, за хранение не нужно будет платить.

Вот другие преимущества FBY для продавца:

  • Бесплатное хранение товаров на региональных складах Маркета и вывоз в Москву без дополнительной платы до 30 апреля 2024 года.

  • Быстрая доставка со склада: за 1–2 дня. Это в среднем увеличивает продажи на 15%.

  • Минимальные риски. Маркет компенсирует стоимость товара, если с ним что-то произойдет по вине маркетплейса.

  • Ваше предложение станет заметнее. За счет быстрой доставки товары по модели FBY отражаются выше в выдаче.

  • Бесплатная аналитика. Покажет данные о географии продаж и рекомендации по ассортименту.

Если у вас есть собственный склад, протестируйте спрос по модели FBS (продажи со склада продавца). Эта модель позволяет без лишних затрат проверить, как часто покупатели будут заказывать ваш товар.

Когда освоитесь с моделью FBS и оцените спрос, рекомендуем перевести товары, которые покупают чаще всего, на модель FBY: тогда они будут продаваться со склада Маркета. Это ускорит доставку и поможет увеличить количество заказов.
Сергей Запяткин,
руководитель продукта в Маркете

Шаг 9. Работать с невыкупами

По статистике, 30% покупателей маркетплейсов заказывают сразу несколько товаров из категории «Одежды», а во время примерки выбирают, какую вещь оставить. Это влияет на продавца: после примерки вещь выглядит неидеально, а еще иногда приходится платить маркетплейсу за доставку и обработку невыкупленного или возвращенного товара. Основные причины для возврата или невыкупа — не тот размер, не тот фасон или цвет.
Средний выкуп в сегменте одежды — 30%. Я просто спокойно отношусь к этой цифре. Когда мы приходим в офлайн-магазин, сколько вещей берем в примерочную и сколько из них попадает на кассу? Вот такая позиция, которая позволяет не расстраиваться из-за денег, потраченных на логистику к клиентам.
Инна Пакина,
генеральный директор ООО «АЙДИЛАЙН»
Нейтральное отношение к возвратам — это правильно. Расходы на логистику невыкупленных товаров нужно закладывать в себестоимость продаваемых вещей: это поможет оставаться в плюсе.

При этом повлиять на процент выкупов все-таки можно. Подробное описание товара, удобная размерная сетка, детальные фото помогут покупателю ознакомиться с товаром до заказа — ошибочных покупок будет меньше.

Как получить больше продаж на Маркете с помощью продвижения

Используя инструменты продвижения, продавцы одежды привлекают трафик, увеличивают показы, повышают узнаваемость бренда и укрепляют лояльность покупателя. Все это помогает поднять продажи.

Буст продаж

Буст продаж — инструмент продвижения, который помогает сделать ваши предложения заметнее в результатах поиска и в карточках товаров. Он работает с оплатой за продажи, а не за просмотры. Предложения с бустом показываются выше в выдаче, соревнуются за позиции в специальных местах на витрине — буст-блоках — и привлекают новых покупателей.

Товар может попасть в блок «Популярные предложения» и на фиксированные места в поиске, а также в блоки «Еще может подойти», «Все предложения» и в топ предложений в карточке товара.

Полки
Полка — это специальный блок в поиске, на главной странице Маркета и в карточке товара. Он помогает вырастить знание о магазине или бренде, увеличить охват товаров и подсветить новинки. В зависимости от типа размещения, на полку можно добавить от одного до девяти товаров, а еще — логотип, слоган, баннер. Также можно сделать полку с видеобаннером.
Акции
Товары, которые участвуют в акциях, сложно не заметить на Маркете. Среди конкурентов их выделят:

  • яркий бейдж с размером скидки на товаре;
  • фильтр, который показывает только акционные товары;
  • специальные акционные лендинги и тематические подборки;

Потенциальные покупатели узнают об акциях и крупных распродажах не только на Маркете, но и через ТВ, интернет, имейл-рассылки, пуш-уведомления и наружную рекламу. Суммарная аудитория сервисов Яндекса составляет более 40 млн пользователей.

Отзывы за баллы
Мотивируйте покупателей делиться фотографиями товара в отзывах. В категории «Одежда» фотографии — самый важный критерий при выборе товара, в то время как наличие отзывов занимает третье место по важности при принятии решения о покупке.
Если отзывов на ваши товары пока мало, мотивируйте покупателей оставлять их чаще, предлагая вознаграждение баллами Яндекс Плюса. Маркет специально предусмотрел возможность собирать платные отзывы с фотографиями, чтобы покупатели могли лучше рассмотреть товар и определиться с покупкой. Вы можете выбирать определенные товары и назначать вознаграждение баллами за новый отзыв о них, а также предоставлять дополнительные баллы в случае, если к отзыву прикреплены фотографии.

Чек-лист: как продавать одежду на маркетплейсе

  • Производство одежды подойдет тем, кто готов инвестировать постепенно, но много и играть вдолгую. Закупка готовых товаров у поставщика — решение для тех, кто только тестирует гипотезы или хочет быстро запустить продажи.

  • Независимо от того, откуда к вам поступил товар, перед началом торговли придется собрать внушительный список документов: этого требует российское законодательство и правила маркетплейса.

  • В категории одежды и обуви описание товара очень важно. Акцент нужно делать не только на поисковой оптимизации текста, но и на пользе для читателя: указать особенности посадки, рассказать про материалы, подходящие температурные режимы и так далее.

  • Фотографий одежды и обуви должно быть много. Покажите товар с разных ракурсов, на модели и без нее, в интерьере и на белом фоне. Сфотографируйте материал и все важные детали: крой, фурнитуру.

  • Не забывайте указывать размерную сетку бренда. Дайте покупателям рекомендации по тому, как самостоятельно снять мерки. Укажите, какие параметры у модели на ваших фотографиях. Отметьте особенности посадки.
28.03.24
Поделиться
Еще по теме
Главное про «Обувь»: как продвигаться в категории, чтобы получать больше продаж
Карточка товара для категории «Обувь»: четыре главных элемента высоких продаж
Продажа обуви на Маркете: разбираемся, как сформировать ассортимент
Ясно и наглядно: как оформить карточку товара в категориях одежды и обуви
Wed Sep 25 2024 15:47:13 GMT+0300 (Moscow Standard Time)