Стать продавцом
Стать продавцом
Стать продавцом

Что такое контрактное производство и как оно работает. Опыт бренда косметики

Чтобы что-то изготавливать, необязательно иметь собственный завод или производственный цех. Можно использовать контрактное производство
Дата
16.03.23
Рубрика
Автор статьи
Юлия Гребенюк
Поделиться
Контрактное производство — это выпуск вашей продукции на чужом предприятии. Например, вы решили производить и продавать косметику собственной марки, а своего цеха нет и денег на покупку оборудования тоже. В такой ситуации есть два решения:

  • Взять кредит, закупить оборудование, арендовать и оборудовать цех. Затем нанять сотрудников и организовать всю работу. Это долго, дорого и сложно.
  • Найти укомплектованный производственный цех, заключить с ним договор на изготовление и заплатить ему за работу. Это и есть контрактное производство.

Как оно работает и на что обратить внимание во взаимодействии с производством по контракту, помогает разобраться Тимур Макоев, основатель бренда профессиональной мужской косметики BROCOSMETICS.

Преимущества контрактного производства

Экономия ресурсов.

Это дешевле и легче, чем открывать и содержать собственное производство. Только на покупку оборудования, аренду помещения, наём работников и выплату зарплат понадобится не один миллион рублей. Такие деньги на старте есть не у всех. Можно, конечно, взять кредит, но это сложный процесс, и зачастую предпринимателям выдают их под высокий процент. А у контрактников есть чёткие тарифы, которые прописываются в договоре.
«Я с самого начала не рассматривал собственное производство. По образованию я финансист, в химии не разбираюсь, и производство косметики от меня очень далеко. Была цель построить бизнес с максимальным невовлечением, чтобы он работал сам — от производства до реализации. И мне это удалось».
Тимур Макоев
основатель BROCOSMETICS

Быстрый выход на рынок и удобная работа с ассортиментом.

За счёт налаженных процессов на производстве можно получить готовую продукцию гораздо раньше. И проще работать с ассортиментом: не нужно под новый продукт покупать новое оборудование или модернизировать старое. И обучать людей на нём работать. То же самое касается вывода продукта из ассортимента: не придётся хранить или продавать ненужное оборудование.

Возможность сосредоточиться на бизнес-задачах.

Передача производства на аутсорс позволяет предпринимателю сфокусироваться на финансовой, операционной и маркетинговой деятельности. И не погружаться глубоко в тонкости производства.
«Для меня главный плюс в том, что я не сам занимаюсь производством. И могу сосредоточиться на экономике продукта, опираясь на информацию от лаборатории».
Тимур Макоев
основатель BROCOSMETICS

Риски контрактного производства

Высокая стоимость небольших партий.

Контрактному производству не очень выгодно производить товары в небольшом количестве: нужно настраивать оборудование, обучать персонал, закупать ингредиенты, разрабатывать и адаптировать рецептуры. Поэтому единица товара в малой партии стоит больше, чем при значительном объёме заказа. Важно попросить производство сделать расчёт и учитывать эти данные в ценообразовании.
«Мне сразу сказали, что производство будет дорогим из-за маленьких партий. У них был реактор на 30 литров, но для теста гипотезы мне этого было достаточно: продукцию разливали в баночки 100 мл, то есть вышла партия в 300 штук.

Работая с контрактным производством, вы получаете конечный продукт. Компания сама покупает ингредиенты. Основной риск для нас в том, что некоторых ингредиентов в продукте используется совсем немного, а купить их можно только большой партией — нужно сразу заплатить за объём, который будет долго расходоваться».

Тимур Макоев
основатель BROCOSMETICS

Отсутствие постоянного контроля со стороны заказчика.

Контролировать всю работу вы не сможете — для этого нужно всё время находиться на производстве. Поэтому возможны различные ситуации: этикетки на всю партию не так наклеят, или не те, или расфасуют товар не в ту упаковку.

Технологические сложности.

Не каждое производство сможет произвести задуманный вами продукт, когда вы решите расширить ассортимент. Иногда у компании, с которой вы сотрудничаете, нет нужного оборудования. Тогда придётся искать запасной вариант или адаптировать продукт под имеющиеся возможности. Но это всё же проще, чем организовать собственное производство.
«Разрабатывали новый продукт с коллегами, утвердили форму и образцы. А когда дело дошло до промышленного производства, поняли, что на выходе получается настолько густой продукт, что компания не может его расфасовать на своём оборудовании. В итоге мы и адаптировали формулу, и отдали этот продукт другому производителю, у которого есть нужное оборудование».
Тимур Макоев
основатель BROCOSMETICS
Поэтому изначально выбирайте хорошо оборудованное и укомплектованное производство. Так вы сможете не только выпускать больше товаров, причём разных категорий, но и расширять ассортимент по запросу.

Срыв сроков.

В процессе изготовления могут быть разные ситуации: брак сырья, уволился сотрудник, сломалось оборудование. Всё это может сдвинуть срок, и такие риски нужно учитывать и прописывать их в договоре на производство.

Предпочтение крупным заказчикам.

Подрядчик будет работать не только с вами, но и с другими компаниями. Если ваш заказ небольшого объёма, скорее всего, в первую очередь будут готовить продукцию крупного заказчика. Это выгоднее для производителя. Небольшие заказы станут запускать в работу по остаточному принципу.

Мошенничество.

Есть вероятность попасть на недобросовестного производителя. Он может позаимствовать вашу идею или украсть материальные ценности — сырьё, дизайн, рецепт — и стать прямым конкурентом. Повлиять на это вряд ли получится.

Перечисленных рисков можно избежать и максимально себя обезопасить. Для этого нужно найти производителя с хорошей репутацией и грамотными сотрудниками.

Как найти компанию для контрактного производства

Для этого есть одноимённая биржа, доски объявлений и бизнес-выставки.

Биржа контрактного производства.

В ноябре 2018 года запустилась платформа i.moscow, на ней есть биржа контрактного производства. Сделать заказ могут физлица, юрлица и ИП.
На бирже есть четыре направления производства: механическая обработка, приборостроение, лёгкая промышленность и косметика. Источник: i.moscow

Профессиональные выставки.

Во многих городах проходят выставки, где разные компании презентуют свою продукцию. Информацию о таких мероприятиях часто публикуют на городских порталах. На выставках участники рассказывают о себе, выставляют образцы продукции и показывают необходимые документы. Плюс таких мероприятий в том, что можно познакомиться с потенциальными подрядчиками и сразу же обсудить все вопросы.
Пример выставок, которые проходят в Екатеринбурге. Источник: ekaterinburgexpo.ru
«В 2017 году, когда я всё это задумал, контрактное производство не было так востребовано и популярно. В основном работали крупные советские заводы типа „Звезды“, где можно заказать тысячу тонн косметики. Это мне не подходило.

Я ездил на различные профильные выставки и так познакомился с генеральным директором производства косметики по контракту „ЭМАНСИ“. Они были готовы производить нужный мне объём. Договорились о цене и начали сотрудничать. Работаем вместе до сих пор».

Тимур Макоев
основатель BROCOSMETICS

Бизнес-завтраки и встречи.

Цель таких мероприятий — нетворкинг. Люди встречаются, знакомятся, презентуют свой бизнес и делятся контактами. Можно на месте обсудить все детали и договориться о дальнейшем сотрудничестве.

Перед заключением контракта обязательно поищите отзывы о компании в интернете, посмотрите на её клиентоориентированность, изучите все сертификаты и оцените возможности производства. Можно сделать заказ под видом тайного покупателя или съездить на экскурсию на производство.

На что обратить внимание при заключении контракта

В договоре обязательно нужно учесть сроки оплаты, порядок и сроки выполнения заказа, ответственность сторон и логистику: кто будет поставлять товар, сколько он может храниться на производстве.

Срок оплаты работ.

Обязательно укажите, в течение какого срока исполнитель заказа получит свои деньги и какие документы для этого нужны.
Согласно условиям этого договора, заказчик должен оплатить заказ в течение 5 дней с момента получения готовой продукции
«Сегодня все работают по предоплате, это наша реальность. И потому особенно важно выбрать хороших партнёров. Лучше пробовать покупать небольшими партиями. Тестировать рецептуры с коротким циклом производства. Затем, нарабатывая опыт, расширять доверие друг к другу».
Тимур Макоев
основатель BROCOSMETICS

Порядок принятия сырья

Производство будет принимать сырьё, проверять его качество. Поэтому в договоре обязательно укажите, сколько времени надо на его проверку и что делать, если сырьё с браком.
По условиям этого договора сырьё проверяют на производстве, если есть несоответствия — исполнитель предупреждает заказчика

Что делать с остатками сырья и браком.

Когда работы закончатся и продукция будет готова, может остаться материал. Его можно забрать назад или пустить в производство следующей партии продукции. Эти моменты тоже нужно закрепить в документе.
В этом договоре производитель возвращает остатки сырья заказчику

Кто оплачивает транспортные расходы.

Закрепите в договоре, кто отвечает и платит за доставку.
В этом договоре транспортные расходы на доставку готовых товаров лежат на производстве

Ответственность сторон.

Производство может сорвать сроки или заказчик может опоздать с оплатой продукции. Будут за это штрафы или нет — нужно отразить в договоре.
По этому договору, если исполнитель задержал срок сдачи более чем на 21 день, заказчик может отказаться от партии товара
У каждого бизнеса свой договор с условиями и особенностями работы. Чем подробнее договор, тем лучше. Так вероятность попасть в спорные ситуации будет меньше.

Советы по работе с контрактным производством

Несколько советов от Тимура Макоева, основателя BROCOSMETICS.

Что важно запомнить

  • Контрактное производство дешевле собственного, обеспечивает быстрый выход на рынок и возможность расширить ассортимент.
  • Однако заказчику сложно контролировать производство. Есть вероятность брака, срыва сроков, заимствования интеллектуальных и материальных ценностей.
  • Найти хорошего производителя — реально. Используйте специализированные платформы, оценивайте репутацию, следите за рейтингами. И не забывайте проверять всё самостоятельно с помощью тайных покупателей, экскурсий на производство и других возможностей.
  • При заключении контракта нужно максимально подробно прописать в договоре все возможные риски и обезопасить себя.
16.03.23
Поделиться
Развивайте своё дело на Маркете
Еще по теме
«Бизнес под рукой»: о мобильном приложении для продавцов рассказывает эксперт Яндекс Маркета
Расти 13.02.24
Найти бестселлер и заработать: гайд о том, как продавать книги на маркетплейсе
Расти 07.02.24
Как продавать постельное белье: гайд для маркетплейсов
Расти 18.01.24
Что продавать на 8 Марта: лучшие ниши и товары в 2024 году
Расти 14.02.24

Начните зарабатывать вместе с Маркетом

Стать продавцом

beauty
Fri May 03 2024 10:53:30 GMT+0300 (Moscow Standard Time)