Считаем расходы на реальных примерах

Дата
15.09.23
Рубрика
Автор статьи
Татьяна Швецова
Поделиться

Ценообразование на маркетплейсах: что учесть, чтобы продажи всегда приносили прибыль

Егор — предприниматель. У него есть собственный интернет-магазин декоративной посуды для сервировки стола. Чтобы увеличить обороты в предновогодний сезон, Егор решил выйти на маркетплейс. Он слышал, что там можно найти много покупателей и нарастить продажи за счет праздничных акций.

Изучив цены конкурентов, Егор придумал бизнес-план: «Чтобы привлечь как можно больше покупателей, нужно установить минимальную наценку и продавать дешево!». Придумано — сделано. К закупочной стоимости товара Егор добавил 50% и начал продавать. Но через месяц он столкнулся с проблемой — торговля идет, а прибыли нет.

Дело в том, что Егор не учел все расходы при работе с маркетплейсами. В этой статье мы разберемся, какие расходы нужно заложить в цену, чтобы продажи приносили прибыль.

Какие траты нужно учесть при работе с маркетплейсами

Чтобы продать бокал, нужно сначала купить его у поставщика, потом подготовить к продаже, упаковать, отправить на склад, а затем покупателю. На каждом этапе вы кому-то платите: сначала поставщику, потом своим сотрудникам, потом маркетплейсу. Поэтому цена товара должна включать все сопутствующие расходы.
Расходы зависят от того, что и как вы продаете. Например, если это бокалы, вам не нужно тратить деньги на сертификат соответствия продукции. Но если продаете корм для собак, то по закону вы обязаны обратиться в квалифицированный сертификационный центр и отправить образцы корма на оценку в лабораторных условиях.

Если торгуете сезонным товаром, можно подключить продвижение и участвовать в акциях маркетплейса. Это поможет увеличить продажи. Например, на «чёрную пятницу» или на Новый год Маркет за свой счет делает скидки на сезонные товары. Для продавца они бесплатны. Покупатель же с большей вероятностью приобретет товар по выгодной цене.

«Когда маркетплейс становится основным каналом продаж, разумно вложиться в контент и продвижение: подробно заполнить карточки товара, использовать собственные фото и видео, участвовать в акциях и подключить буст продаж. Если хотите сэкономить, фотографии товаров можно взять у производителя — тогда не придется тратиться на фотосессию.»
Бахтиёр Аминов
руководитель агентства «Селлеры»
Читайте также:
Как следить за финансами на маркетплейсе, чтобы установить правильную цену и не уйти в минус

Как все рассчитать, чтобы не уйти минус

Представим, что вы продаете бокалы. Посчитаем месячные расходы на магазин, исходя из текущих рыночных условий и тарифов маркетплейса.

Прогноз продаж

Прежде чем закупать товар, нужно проанализировать спрос. Сделать это можно с помощью отчетов Маркета в личном кабинете продавца или сторонних сервисов аналитики. Они помогут оценить статистику продаж конкурентов: кто и по каким ценам уже продает товар, сколько единиц товара за какое время покупали, какие у товара отзывы.
Например, отчет «Что продавать на Маркете» в личном кабинете продавца показывает, какие товары популярны в российских интернет-магазинах и в поиске, но в данный момент не продаются на Яндекс Маркете. Отчет «Самые востребованные товары» покажет, какие товары пользуются наибольшим спросом у посетителей маркетплейса.

Закупка товара: 150 000 рублей

Допустим, после анализа рынка мы выяснили, что в месяц сможем продавать 300 наборов бокалов по четыре штуки в наборе. Поставки уже налажены: мы покупаем товары напрямую у производителя по минимальным ценам. Средняя закупочная стоимость набора — 500 рублей. Значит, в месяц мы тратим на закупку 150 000 рублей.
«Искать поставщика можно через поисковые системы, сегодня у многих есть свой сайт. Также посещайте выставки: там можно вживую познакомиться с продукцией и производителем. Плюсы этого способа не только в личном знакомстве с представителями компании, но и в возможности потрогать товар и увезти образцы. Не стоит ограничиваться только российскими мероприятиями — лучше изучить и зарубежные выставки.»
Алена Панаско
эксперт направления ВЭД в «Точке»

Складская обработка и доставка: 38 250 рублей

Здесь расходы зависят от модели, по которой магазин работает с маркетплейсами. 300 наборов дома хранить не получится, поэтому наш магазин работает по модели FBY. Это значит, что вы поставляете товары на склад Маркета, а маркетплейс обрабатывает заказ и отправляет покупателю.

За складскую обработку и доставку маркетплейс начисляет процент от стоимости товара в соответствии с тарифами. Например, если мы работаем по модели FBY и продаем комплект бокалов на Маркете по 1 500 рублей, за складскую обработку одного комплекта мы заплатим 3%, или 45 рублей в месяц, а за доставку — 5,5%, или 82,5 рубля в месяц.

В месяц мы потратим на складскую обработку 300 × 45 = 13 500 рублей, а на доставку 300 × 82,5 = 24 750 рублей. Всего на складскую обработку и доставку тратим 38 250 рублей.

Тарифы на услуги фулфилмента прописываются в договоре с маркетплейсом
«Когда только начинаете, хранить товары можно у себя дома — в этом случае хранение будет условно бесплатным. Если расширяетесь, хранение во многих случаях выгоднее делегировать маркетплейсу. Например, по модели FBY выгодно продавать товары с высокой оборачиваемостью, потому что за хранение на Маркете не нужно платить первые 90 дней.»
Бахтиёр Аминов
руководитель агентства «Селлеры»
*по данным на сентябрь 2023 года — актуальные тарифы смотрите в Справке:

Яндекс Справка: Тарифы Маркета за размещение

Размещение товара: 63 000 рублей

Тарифы на размещение зависят от категории товара и модели работы. Например, по модели FBY размещение на витрине категории «Бокалы и стаканы» будет стоить 14% от цены товара*.

Если мы продадим 300 бокалов по 1 500 рублей, Маркету мы заплатим 300 × 1500 × 0,14 = 63 000 рублей.

Налоги: 27 000 рублей

Наш магазин работает по УСН «Доходы» и платит 6% с доходов. За месяц мы перечислим налоговой 300 × 1500 × 0,06 = 27 000 рублей.
Читайте также:
Как выбрать систему налогообложения для маркетплейсов: всё про самозанятость, ИП и ООО

Зарплата сотрудников: 50 000 рублей

Так как мы работаем на модели FBY, большую часть работы за нас делает Маркет. Однако до того, как товар попадает на склад, его нужно выбрать, закупить и сдать на хранение. Также кто-то должен загружать товары в магазин, отвечать на вопросы и отзывы клиентов, заниматься бухгалтерией.

Допустим, все эти задачи мы делегируем и платим работникам 50 000 рублей в месяц.

Оформление карточек товара: 14 000 рублей

Некоторые продавцы не делают фотографии самостоятельно, а берут их у производителя. Поэтому карточки одного и того же товара у разных продавцов могут выглядеть идентично. Чтобы выделиться, лучше сделать уникальные изображения. Для этого нужно нанять фотографа, который сделает предметную съемку, а затем дизайнера, который оформит каждое изображение инфографикой.

На инфографике можно отразить основные характеристики товара и ответить на самые популярные вопросы покупателей. Чем больше сомнений покупателей вы снимете, тем лучше будет продаваться товар.

По характеристикам товары похожи, а впечатления разные: смотришь на левое фото и сразу представляешь, как проводишь вечер в приятной компании
Если не хотите платить автору, описание можно быстро сгенерировать с помощью нейросети Yandex GPT. Главное — поделитесь с ней всей полезной информацией о товаре: названием, характеристиками, уникальными особенностями и комплектацией.
То же касается текстов: можно скопировать их с сайта производителя, а можно заплатить копирайтеру и получить хорошо структурированный и продающий текст.

Допустим, мы заплатили фотографу 7 000 рублей, дизайнеру 5 000 рублей, а копирайтеру — 2 000 рублей.

Читайте также:
Как собрать команду для работы на маркетплейсе: делегирование задачи фрилансерам

Продвижение: 45 000 рублей

Продвигать магазин на маркетплейсах можно разными способами: участвовать в акциях и распродажах, настраивать контекстную и таргетированную рекламу, пользоваться внутренними рекламными инструментами.

Допустим, мы решили закладывать на продвижение 10% от продаж. В нашем случае это 450 000 × 0,1 = 45 000 рублей.

Прочие расходы: 0 рублей

Бокалы обязательной сертификации не подлежат, поэтому на разрешительные документы мы денег не тратили. Внешние сервисы автоматизации тоже не подключали — для наших задач достаточно внутренних инструментов Маркета.

Итого расходов: 387 250 рублей

Получается, что на работу магазина мы тратим 387 250 рублей в месяц. Чтобы работать в плюс, достаточно назначить на товар такую цену, которая покроет все издержки. В то же время она не должна быть слишком высокой — иначе покупатели уйдут к конкурентам. В нашем случае 1 500 рублей за набор бокалов — это среднерыночная цена. С ней мы заработаем за месяц 450 000 − 387 250 = 62 750 рублей чистой прибыли.

Все траты мы свели в одну табличку. Используйте ее в качестве примера, чтобы рассчитать месячную экономику своего магазина. Если вы продаете несколько товаров по разным ценам, можете заполнить табличку отдельно для каждого товара или высчитать среднюю цену и опираться на нее. Если вы работаете по модели FBS, траты на хранение, упаковку, маркировку и логистику учитывайте по отдельности.

«Чтобы минимизировать траты, выбирайте товар с хорошей маржой и дешевой логистикой. Хорошо, если его можно поставлять большими партиями, которые не занимают много места. Здесь закон простой: чем меньше и дороже товар, тем выгоднее им торговать. Отлично подойдут товары-расходники: корм для животных, косметика и пр.»
Бахтиёр Аминов
руководитель агентства «Селлеры»
Важно: когда считаете расходы перед выходом на маркетплейсы, учитывайте специфику товара и не забывайте про процент брака и возвратов для вашей категории. Например, в среднем на детские товары приходится 1,7% возвратов. Затраты на возвратную логистику в этом случае будут составлять примерно 5% от всех издержек на логистику. Если же рассматривать детскую одежду отдельно, то процент возвратов может достигать 40%, так как покупатели любят заказывать много вещей, но выкупают только одну. В этом случае издержки на возвратную логистику будут выше, чем в целом по категории.
Читайте также:
Как вести бухгалтерский учет на маркетплейсах: это нужно знать всем продавцам

Инструменты для финансового планирования

У маркетплейсов есть внутренние аналитические инструменты, которые помогают прогнозировать и оценивать продажи. Например, на Маркете в личном кабинете продавца есть раздел «Аналитика» со статистикой магазина. Там продавцы могут видеть:

  • выручку, показатели продаж, расходы

  • какие товары и в каких регионах продаются лучше всего;

  • долю продаж магазина в категории.

Работа со статистикой позволяет вовремя замечать закономерности и принимать верные финансовые решения. Например, популярные товары заказывать в большем количестве, а «отказников» не закупать и сокращать таким образом издержки на возвраты.

Продавцы Маркета на графиках видят, сколько раз клиенты посещали карточку товара, как часто его заказывали и возвращали, сколько денег он принес и т. д.
А еще у Маркета есть калькулятор, который помогает узнать стоимость услуг, если вы еще не подключились к маркетплейсу или хотите прикинуть сумму расходов на товар, который еще не добавили в каталог. С помощью калькулятора можно заранее вычислить рентабельность: сколько денег придется потратить на услуги Маркета и какую цену нужно установить, чтобы покрыть затраты.
Калькулятор рассчитывает затраты для двух моделей работы: с собственными хранением и доставкой и с фулфилментом Маркета
Также существуют сторонние аналитические сервисы. Например, MPStats помогает с ценообразованием, показывает статистику продаж по периодам, категориям и регионам, контролирует остатки и возвраты, отслеживает лимиты и окна поставок.
У MPStats есть бесплатный пробный доступ на 24 часа: с него можно начать, чтобы не тратить лишние деньги
Пользуйтесь инструментами аналитики и выделяйте категории товаров, с которыми нужно работать. Например, если по товару высокая конверсия, но низкие продажи — снижайте цену, работайте над контентом. А если у товара высокий уровень продаж при низкой конверсии, больше его рекламируйте.

Чек-лист: как устанавливать цены при торговле на маркетплейсах

  1. Наблюдайте за ценами конкурентов. Следите за предложениями других продавцов и анализируйте их стратегии ценообразования. Снижайте цены, если это необходимо, но не забывайте о марже.

  2. Рассчитайте затраты на работу магазина. Чтобы работать в плюс, важно назначить на товар рыночную цену, которая покроет издержки. Для этого можно использовать калькулятор расходов для продавцов.

  3. Выберите товар с хорошей маржой и дешевой логистикой. Например, товары-расходники: кремы или бытовую химию. Они занимают мало места и легко поставляются большими партиями, что позволяет сократить издержки.

  4. Изучайте поведение покупателей. Анализируйте, какие товары чаще всего заказывают, какую сумму тратят, как часто посещают ваши карточки. Это поможет улучшить ассортимент и предложить специальные условия и акции.

  5. Учитывайте сезонность товаров. В период повышенного спроса можно повышать цены, а в период затишья — снижать, чтобы стимулировать спрос.

  6. Работайте со статистикой продаж. Используйте внутренние аналитические инструменты Маркета, чтобы прогнозировать и оценивать продажи, анализировать популярность товаров и поставлять товары в регионы с повышенным спросом.

  7. Автоматизируйте процессы, связанные с ценообразованием. Используйте сторонние сервисы, которые показывают статистику продаж по периодам, категориям и регионам.

  8. Следите за качеством товаров. Возвраты — это дополнительные расходы. Чтобы их было меньше, отсеивайте брак и заполняйте карточку честно.

13.05.22
Поделиться
Развивайте своё дело на Маркете
Еще по теме
Маржа и маржинальность: в чем разница и как рассчитать
8 показателей товарной аналитики на маркетплейсах: следите за ними, чтобы расти
Рентабельность продаж: что это такое и как рассчитать
Сервисы аналитики: обзор лучших для выбора ниши и анализа конкурентов на маркетплейсах

Начните зарабатывать вместе с Маркетом

Стать продавцом

none
Wed Sep 25 2024 15:14:29 GMT+0300 (Moscow Standard Time)