Например, Николай продал за месяц 1 000 белых футболок на маркетплейсе. Часть денег получил на счет в декабре и сразу же их потратил: заказал у поставщика новую партию. Продавец надеялся, что в ближайшее время получит остаток средств с маркетплейса, но он не учел график выплат в праздники и оставшаяся сумма не пришла на счет согласно его ожиданиям. В итоге Николаю не хватило денег, чтобы внести обязательный платеж по кредиту. Такая ситуация и считается кассовым разрывом.
ОДС = ДС + П − Р
ОДС — остаток денег на счете на конец выбранного периода;
ДС — остаток денежных средств на начало периода (день, неделя или месяц);
П — поступления в течение выбранного периода;
Р — расходы бизнеса.
К формуле можно прибавлять небольшой процент (5–10%) на непредвиденные расходы, например аварии, судебные разбирательства, участие в выставках, командировках. Тогда формула будет выглядеть так:
Сезонность бизнеса. Есть компании, услуги и товары которых востребованы покупателями только в определенный промежуток года. Например, школьные дневники массово закупают в августе, перед 1 Сентября, а новогодние гирлянды — с ноября по декабрь. А вот регулярные расходы постоянны, и, когда выручки у компании нет, чтобы их оплатить, возникает кассовый разрыв.
Завести платежный календарь. Это может быть документ, приложение или специальный сервис, в котором поступления и расходы расписаны по дням, а также есть информация об остатках средств на счете компании на начало и конец каждого дня.
С помощью платежного календаря можно сразу же увидеть, хватает ли денег на счете на все грядущие платежи. Например, если компания ожидает поступления денег от маркетплейса на следующей неделе, то тогда же она может запланировать расчет с поставщиками. Платежный календарь можно вести в сервисах управленческого учета, например в «Финтабло» и «Планфакте». Но можно оформить его и в Excel:
Если вы собираетесь сотрудничать с новым партнером, то через сервисы ФНС или Единый реестр дел о банкротстве убедитесь, что на него никто из бывших клиентов не подал в суд из-за невыполнения обязательств или что компания не находится на стадии банкротства. Иначе, если переведете фирме деньги за товар авансом, а она не сможет выполнить заказ, вернуть средства будет невозможно. Дополнительно обсудите с поставщиками, можно ли включить в договор бонусы за закупленный или реализованный товар.
Шаг 1. Договоритесь с поставщиками, арендаторами о переносе платежей. Распределите каждый платеж на группы с рейтингом «срочно» и «несрочно». В первую очередь нужно уплачивать налоги, платить сотрудникам и тем поставщикам, с кем не удалось договориться об отсрочке платежа.
Шаг 2. Попробуйте ускорить прием платежей из источников, от которых ждете оплату. Проанализируйте расчеты со своими кредиторами: все ли они выполняют условия по оплате? Бывает, что выплаты задерживаются из-за проблем с вашей стороны. Например, вовремя не подписали документ и не отправили его партнеру.
Все поступления распределите между первоочередными платежами. Например, часть денежного потока можно сразу же направить на уплату налогов и оплату кредитов, а другую часть — на оплату поставщику.
Шаг 3. Оптимизируйте текущие расходы. Откажитесь от таких трат, как покупка новой мебели, наём новых работников и косметический ремонт. Освободившиеся деньги сразу же отправьте на оплату задолженностей.
Шаг 4. Закройте кассовый разрыв. Для этого можно использовать банковский овердрафт — краткосрочный кредит, который не позволит уйти в минус при нулевом остатке на счете.
У продавцов на Маркете есть возможность получить деньги в оборот и использовать их для ликвидации кассового разрыва. Подробнее о том, как работает этот финансовый инструмент, можно узнать в этом материале.
Чтобы избежать кассового разрыва, заведите платежный календарь и накопите финансовую подушку. А если компания все-таки ушла в минус, нужно как можно быстрее провести покрытие кассового разрыва: оформить овердрафт, договориться об отсрочке с поставщиками, разослать требования дебиторам.
Начните зарабатывать вместе с Маркетом
Стать продавцом