Доход, выручка, прибыль: объясняем разницу на примерах

Переводим главные показатели бизнеса с бухгалтерского на предпринимательский

Дата
18.12.23
Автор статьи
Елена Малышева
Поделиться
Содержание:
Продать товар на маркетплейсе может каждый, а сделать из этого успешный бизнес — только тот, у кого при расчете «доходы минус расходы» еще остаются деньги. В статье подробно разбираем главные финансовые показатели для продавцов и 5 способов увеличить прибыль, если торгуешь на маркетплейсах.

Соотношение понятий: доход, выручка, прибыль

Если прибыль — это та часть денег, которую предприниматель может заработать себе, а выручка — это вообще все средства от продаж, поступившие на счет, то что тогда доход? Разбираемся по порядку.

Доход

Доход — общая сумма денежных средств и других «бонусов», которые компания получает за расчетный период из различных источников. Например, это доходы от акций других компаний, банковских вкладов и инвестиций. Доходы рассчитываются без учета издержек — всех расходов, которые были затрачены предпринимателем на их получение.
Мастер ёлочных игрушек Олег Зотов продал на маркетплейсе в ноябре 100 товаров на общую сумму 50 000 рублей. Весь товар, который Олег подготовил к сезону, давно лежит на складе — в этом году он завершил все процессы по созданию украшений на елку. У Олега остались расходные материалы — ленты и бусины, их он продал местному ателье за 5 000 рублей.

50 000 рублей в месяц от продаж ёлочных игрушек + 5 000 рублей от продажи расходных материалов = 55 000 рублей — доходы Олега.

Мастер ёлочных игрушек понимает, что не сможет потратить все 55 тысяч рублей. Ему нужно заплатить налоги и купить расходные материалы для новых креативных идей. Но сколько он точно может потратить? Считаем дальше.

Выручка

Выручка — деньги, которые предприниматель получает от продаж на Маркете. Другими словами — доход только от основной деятельности бизнеса, без инвестиций, дивидендов и других бонусов.

Выручка также рассчитывается без расходов на сырье, доставку товара и хранение его на складе продавца, зарплаты сотрудников, амортизацию или другие операционные издержки.

Возвращаемся к изготовителю ёлочных игрушек. Напомним, что Олег Зотов продал на маркетплейсе в ноябре 100 товаров на общую сумму 50 000 рублей и перепродал расходники за 5 000 рублей.

Выручка Олега — 50 000 рублей от продаж ёлочных игрушек; а 5 000 — внереализационный доход, который не считается выручкой, потому что не относится к основной деятельности компании.

На данном этапе Олег все ближе к цифре реального заработка. Что еще нужно посчитать, чтобы это выяснить? С этим поможет понятие «прибыль».

Прибыль

Прибыль — это те самые «доходы минус расходы». К расходам бизнеса относят стоимость материалов, необходимых для производства товаров, зарплаты сотрудников, налоги и взносы, амортизацию и аренду, проценты по кредитам. Прибыль показывает, насколько эффективно работало предприятие за расчетный период.
Пример. Изготовитель ёлочных игрушек Олег Зотов продал на маркетплейсе в ноябре 100 товаров на общую сумму 50 000 рублей. На производство 100 ёлочных игрушек Олег потратил 15 000 рублей — материалы, аренда мастерской.

50 000 рублей в месяц от продаж ёлочных игрушек — 15 000 рублей затрат на их производство = 35 000 рублей — прибыль.

Олег Зотов не сможет потратить все 35 тысяч рублей так, как бы ему хотелось, — нужно заплатить налоги. Но мы уже совсем близко к реальным деньгам!

Прибыль также делится на разные виды: валовая, операционная, чистая. Подробно о каждом виде рассказали в статье: «Прибыль на маркетплейсе: основные виды и способы расчета».

Как увеличить прибыль, если торгуешь на маркетплейсах — 5 шагов

Рассказываем, какие 5 шагов нужно предпринять, чтобы заработать больше на Маркете, — от бизнес-планирования и аналитики до красивых карточек товара.

Проверять финансовые показатели магазина

Финансовая отчетность показывает, насколько эффективно ведется торговля на маркетплейсах. Ведь сотни проданных товаров на предновогодней распродаже не могут гарантировать, что у продавца прибыльный бизнес.

Отслеживать динамику финансовых показателей нужно всегда, но особенно это важно при бизнес-планировании. Так, данные о расходах магазина стоит учитывать при закупке или производстве новой партии товара — при формировании финальной цены товара нужно убедиться, что в нее заложены издержки и наценка.

Мы постоянно держим руку на пульсе: анализируем отчеты и следим за ценами. Используем аналитику маркета и на ее основе подключаем инструменты продвижения: буст продаж и программу лояльности Яндекс Плюс. Это дает нам большие возможности для дальнейшего роста.
Алексей Литвиненко,
основатель компании «Энергосила_Я»
Быть в курсе цифр просто, работая на Маркете: в личном кабинете продавца доступны отчеты с финансовыми показателями вашего магазина. Благодаря такой аналитике вы сможете отслеживать, сколько денег приносит каждая товарная позиция, где вы теряете, насколько успешен буст продаж и многое другое.
Читайте также:
Как вырастить бизнес с помощью аналитики Маркета — 5 основных сценариев

Планировать развитие бизнеса на годы вперед — в деталях

Задача любого бизнеса состоит в приумножении прибыли его владельца. Это невозможно без детального планирования этапов производства, транспортировки и реализации товара. Для успешных продаж важно понимать экономику каждой позиции ассортимента — возможно, стоит сделать больше наценку на товары-бестселлеры, а расходные материалы закупать у поставщика с более выгодным ценовым предложением, тем самым сокращая издержки.

Строить планы по захвату товарной ниши на маркетплейсах — полезное упражнение, так как только грамотное бизнес-планирование приводит к большой прибыли. Так, важно готовиться к сезонным распродажам Маркета заранее — например, путь от анализа конкурентов в нише товаров для продажи на День всех влюбленных и до участия в предпраздничной акции Маркета может занимать больше года.

Вести учет финансовых показателей важно, если продавец хочет иметь действительно успешный бизнес. Например, иногда отличное решение — вывести убыточные СКЮ из ассортимента и сосредоточиться на увеличении поставок товаров-лидеров по продажам.
Мария Пиперкова,
продуктовый маркетолог в Яндекс Маркете

Отдавать решение операционных задач бизнеса профессионалам

В любом бизнесе важно делегировать задачи профессионалам — в противном случае можно потерять деньги. Так, если вы хорошо умеете договариваться о сроках производства или поставки товара на склад, но не владеете Excel таблицами, большую часть времени стоит тратить на первое, а для второго найти сотрудника с опытом.

Для того чтобы продавцам маркетплейса было легче на старте, Маркет регулярно обновляет список сертифицированных агентств, готовых взять на себя все операционные задачи бизнеса. Специалисты занимаются созданием контента, работой с производителями, маркетинговым продвижением и предоставляют услуги фулфилмента.

Читайте также:
Как делегировать задачи фрилансером — гайд для продавцов на маркетплейсах

Искать возможности для расширения бизнеса

СКЮ, SKU (stock keeping unit), переводится как «единица складского учета». Это уникальный код, по которому определяют конкретную единицу товара в магазине или на складе.
Сделать бизнес больше можно двумя способами: расширить географию, на которой продаются товары, или увеличить количество СКЮ на полке. Так, многие продавцы, достигнув максимальных значений по дистрибуции, выбирают работу с ассортиментом. Один из вариантов — бизнес в смежной категории, которая заинтересует покупателей.

Например, средняя выручка в категории «Садовая техника» за месяц — 5,5 миллиона рублей. Если в ассортимент добавить товары из категории «Садовая мебель», есть все шансы заработать еще 3,3 млн.

Средняя выручка категории «Садовая мебель» за месяц на Яндекс Маркете
Маркет также анализирует свой ассортимент и предлагает готовые решения с подборками товаров, успешных в продаже или отсутствующих на полке. В отчете «Нет в продаже на Маркете» можно увидеть востребованные товары, которые не продаются на маркетплейсе.

Отчет доступен в личном кабинете продавца, как и отчет «Самые востребованные товары». С его помощью можно узнать, что чаще всего покупают на Маркете. В этом же отчете есть отдельный блок с рекомендациями для модели Экспресс, где видно, какие товары ищут рядом с вашим складом.

Читайте также:
Чек-лист: как увеличить продажи с помощью аналитики Маркета

Работать над продвижением — пользоваться готовыми решениями Маркета

Чтобы выделить товар среди предложений конкурентов и привлечь как можно больше покупателей, важно грамотно его продвигать. В этом помогут буст продаж, полки, баннеры, акции, отзывы за баллы и другие инструменты Маркета.

Например, буст продаж помогает сделать ваши предложения заметнее в поисковой выдаче. Товары с бустом показываются выше в поиске, соревнуются за позиции в специальных местах на витрине — буст-блоках — и привлекают новых покупателей.

Товары с бустом могут продвигаться и за пределами Маркета — в рекламной системе Яндекс Директ. Они будут чаще появляться в поиске, на рекламных площадках Яндекса и привлекать покупателей из рунета.

Кроме того, Маркет дает 10 000 бонусов на первые кампании по продвижению. Для продавцов это удобно — можно протестировать инструменты и остановиться на самых прибыльных.

Лиана Фаизова,
старший продуктовый маркетолог Яндекс Маркета
Читайте также:
Как продвигать товары на Яндекс Маркете: стратегии и инструменты

Коротко: что такое доход, выручка и прибыль

  • Доход — общая сумма денежных средств и других финансовых поступлений, которые компания получает за расчетный период из различных источников.

  • Прибыль — это «доходы минус расходы».

  • Выручка — доход только от основной деятельности бизнеса, без инвестиций, дивидендов и других бонусов.
18.12.23
Поделиться
Развивайте своё дело на Маркете
Еще по теме
Маржа и маржинальность: в чем разница и как рассчитать
8 показателей товарной аналитики на маркетплейсах: следите за ними, чтобы расти
Рентабельность продаж: что это такое и как рассчитать
Сервисы аналитики: обзор лучших для выбора ниши и анализа конкурентов на маркетплейсах

Начните зарабатывать вместе с Маркетом

Стать продавцом

none
Sun Sep 22 2024 17:58:47 GMT+0300 (Moscow Standard Time)