Бытовая химия: собрали три категории с лучшими продажами на Маркете
У бытовой химии есть два преимущества: она нужна покупателям круглый год и быстро заканчивается. Например, три килограмма стирального порошка хватит примерно на 20 стирок. Для семьи с детьми это запас на четыре недели, а для продавца на маркетплейсе — отличная возможность продавать часто и с постоянным спросом.
В статье рассказываем, как выйти на рынок бытовой химии в 2023 году, какие сертификаты получить и как оформить карточку товара, чтобы обойти конкурентов.
Особенности ниши: высокие обороты, высокая конкуренция, тренд на отечественные бренды
В 2023 году спрос на бытовую химию активно растет. Например, средства для стирки покупают на 60% чаще, чем в 2022 году, для уборки — на 29%, для ухода за телом — на 59%. Ниже разберемся, с чем связан этот рост, какие тренды в нише бытовой химии влияют на выбор покупателей и где продавать бытовую химию в 2024 году.
Покупатели больше доверяют российским брендам
Спрос на отечественную бытовую химию увеличился после ухода с рынка западных брендов. Теперь «российское» в голове у покупателя не «хуже, чем импортное». Магазины на маркетплейсе могут воспользоваться этим — например, наладить контрактное производство в России и не зависеть от поставок из-за рубежа. Но помните — придется отвоевывать рынок у популярных отечественных брендов.
Не хотите конкурировать — можно стать дистрибьютором. Например, создать мультибрендовый магазин бытовой химии. Чтобы оценить спрос и посмотреть, какие бренды хорошо продаются на Маркете, используйте отчет «Самые востребованные товары» в разделе «Аналитика» → «Что продавать на Маркете».
Аналитику по продажам бытовой химии можно найти в отчете «Товары для дома»
Люди экономят на повседневных товарах
Согласно исследованию NielsenIQ, 41% людей покупают только по акциям, а 37% сократили расходы на товары повседневного спроса. Из-за этого средний чек в сфере бытовой химии к концу 2022 года упал на 13%.
Покупатели экономят, но это не значит, что на рынке бытовой химии нельзя заработать. Можно! Главное — объяснить, за что человек платит. Например, в инфографике к карточке товара можно написать: «Средства хватает на 100 уборок». Это подскажет покупателю, что продукт будет расходоваться экономно и его хватит надолго.
Андрей Гончаров,менеджер категории «Бытовая химия» на Маркете
Чтобы не упустить продажи и помочь покупателю сэкономить, можно участвовать в акциях Маркета. Ваши товары попадут на заметные места маркетплейса, а скидка замотивирует пользователя совершить покупку.
Если покупатель интересуется бытовой химией и сейчас на нее есть скидки, Маркет покажет ему баннер
Экомаркировка помогает увеличить средний чек
Несмотря на стремление экономить, потребители продолжают покупать экологичную бытовую химию. Например, согласно исследованию «Экологического союза», 38% людей готовы заплатить за экотовар, даже если он на 30% дороже обычного. Поэтому для продавца экомаркировка и сертификация — еще один способ повысить средний чек.
Здесь важно не лукавить. Чтобы сохранить репутацию, не размещайте на маркетплейсе не подтвержденную экспертизой маркировку об экологичности товара. Вместо этого оформите «зеленые» сертификаты — их можно получить только после проверки независимыми экспертами.
Самая известная в России экомаркировка «Листок жизни» обойдется от 70 до 200 тысяч рублей в зависимости от товара.
«Листок жизни» — единственная российская экомаркировка первого типа. При такой сертификации учитывается весь жизненный цикл продукта: от добычи сырья до переработки упаковки.
Высокая конкуренция на рынке
Бытовая химия — высококонкурентный рынок. На маркетплейсе с вами будут соперничать крупные магазины со сложившейся репутацией. Чтобы компенсировать недостатки ниши в виде низкого среднего чека и невысокой маржинальности, нужно поддерживать высокие обороты.
«Некоторые продавцы выходят в нишу бытовой химии, используя демпинг. Это происходит, когда магазин продает известные бренды по цене ниже рыночной — иногда даже в ущерб себе. Все это делается для того, чтобы покупатель заметил новый магазин и начал регулярно закупаться в нем.
Как показывает практика, такой подход вреден. Здесь очень легко уйти в минус, особенно если у вас небольшой бизнес на бытовой химии и нет достаточных ресурсов для длительной работы с низкими ценами. В результате такой стратегии продавец вынужден сократить ассортимент товаров, ухудшить качество обслуживания или даже прекратить продажи товаров бытовой химии в интернете.
Все это повлияет на Индекс качества продавца, а значит, и на объем возможных заказов».
Андрей Гончаров,менеджер категории «Бытовая химия» на Маркете
Более эффективная стратегия — периодически снижать цены за счет акций. Например, продажи магазинов, которые подключились к «Бестселлерам» Маркета в августе 2023 года, выросли в 3,8 раза.
Что учесть перед выходом на маркетплейсы с бытовой химией
Перед запуском магазина проверьте три основных момента: модель работы, сертификацию и упаковку.
По какой модели работать
- FBY. Ваши товары упаковываются и хранятся на складах маркетплейса. Доставку до покупателя также берет на себя Маркет, и в этом плюс: во время незапланированной уборки покупатель получит ваше средство для мытья окон быстро и прямо со склада маркетплейса. При этом можно не платить за хранение товара в течение 90 дней.
- FBS. Вы сами храните, упаковываете и привозите товары бытовой химии в сортировочный центр или пункт приема заказов Маркета. Далее маркетплейс отправляет их до покупателя.
Обычно по этой модели доставка дольше, так как на момент заказа товара еще нет на складе маркетплейса. Поэтому по FBS лучше продавать товары с меньшей ситуативностью спроса. Например, большие упаковки стирального порошка по 10 пачек. - Экспресс. Вы храните и упаковываете товар. Маркетплейс отправляет к вам курьера за заказом. Экспресс доступен, если поступает заказ из места в радиусе двух часов езды до вашего склада товаров. Модель может работать самостоятельно или в связке с другими: например, FBY + Экспресс или FBS + Экспресс.
- DBS. Продавец упаковывает, хранит и доставляет товары сам, а маркетплейс использует как витрину. Модель подойдет для продаж в ближайших регионах, если рядом нет пунктов приема поставок Маркета.
«В Центральном, Южном, Уральском, Приволжском и Северо-Западном федеральных округах, за исключением Калининградской области, бытовую химию можно продавать только по моделям FBY и FBS. При этом предложения FBS-магазинов видны покупателям, только если товар не предлагают FBY-магазины».
Андрей Гончаров,менеджер категории «Бытовая химия» на Маркете
Как сертифицировать бытовую химию
Нужно оформить два обязательных документа и два по желанию. Обязательные — свидетельство о государственной регистрации и декларация соответствия. По желанию — добровольный сертификат соответствия и экологический сертификат.
Бытовая химия может быть произведена в России или импортирована. Если вы будете закупать товары у российского производителя, все сертификаты и декларация соответствия будут у него на руках. Вам останется запросить эти документы и загрузить на маркетплейс. У официального импортера также будет готов пакет разрешительных документов на товары.
«Можно столкнуться с ситуацией, когда поставщик предложит вам купить продукцию без пакета разрешительных документов, но по выгодной цене. Когда это российские товары, вы сможете подготовить их для продажи сами: обратитесь в сертификационный центр для проведения лабораторных испытаний. Если с качеством все в порядке, вы получите необходимые документы для продажи на маркетплейсах.
С импортными товарами все сложнее: разрешительные документы вправе получить только импортер. Самостоятельно оформить сертификат не получится».
Андрей Гончаров,менеджер категории «Бытовая химия» на Маркете
Как упаковывать и маркировать
Жидкая бытовая химия и косметика могут пролиться при транспортировке, иметь резкий запах и этим испортить другой товар. По этим причинам важно правильно их упаковывать. Вот простые правила торговли бытовой химией:
- Бытовую химию и косметику нельзя поставлять только в заводской упаковке. Их нужно дополнительно завернуть в толстый полиэтилен или положить в плотный курьерский пакет.
- Жидкие средства лучше упаковать в термоусадочную пленку и поместить в индивидуальную коробку.
- В одну коробку можно складывать разные виды товаров, но нужно соблюдать правила продажи и товарного соседства. Например, нельзя упаковывать вместе жидкое мыло и электронику.
Стоимость такой термоусадочной пленки — от 150 рублей за рулон. Заказать ее можно на Маркете
«На упаковке необходимо разместить состав товара, массу или размеры, инструкции по хранению и применению, срок годности, информацию о производителе (название и адрес организации), а также номер серии или партии».
Андрей Гончаров,менеджер категории «Бытовая химия» на Маркете
Что продавать: три идеи в категории бытовой химии
Стиральные порошки
В нише бытовой химии стиральные порошки — самые популярные товары на Маркете. Благодаря большому объему рынка конкуренция в этой категории относительно низкая: на одного продавца приходится 103 потенциальных покупателя.
«Важно обратить внимание: порошковые средства более экономичные, чем жидкие. Значит, покупатель будет заказывать тот же объем средства реже.
Но есть и плюсы: меньший вес делает стиральные порошки более дешевыми при транспортировке. А еще порошки зачастую проще производить, поэтому цены на них ниже, и большинство покупателей предпочитает именно их».
Андрей Гончаров,менеджер категории «Бытовая химия» на Маркете
Средства для кафеля, сантехники и труб
В этой категории покупатели выбирают товары, которые помогают избавиться от устойчивых загрязнений, жира и пятен. Также популярны средства для очистки засоров в трубах и канализации.
Средства для кафеля, сантехники и труб отличаются высокой конверсией из посещения карточки в покупку. Главное — подробно заполнить карточку и указать состав и ограничения по применению средства.
Средства для посудомоечных машин
В этой категории чаще всего заказывают средства в капсулах или таблетках. Они обеспечивают более точную дозировку, а значит, покупателю легче экономить. Кроме того, средства в таком формате удобнее хранить и доставлять.
Конверсия из посещения карточки товара в покупку составляет почти 3% — это самый высокий показатель среди всей бытовой химии. Но есть недостатки: здесь высокий уровень конкуренции, поэтому продавцу стоит уделить особое внимание оформлению и продвижению карточек товара.
Как оформить карточку товара
При выборе бытовой химии покупатели тщательно изучают описание и характеристики товара — в них важно подчеркнуть выгоды и эффективность средства. Вот несколько советов, как это сделать.
Название
Должно быть лаконичным и содержать категорию продукта, бренд, ключевые особенности и количество. Пример: Универсальный стиральный ЭКО-порошок Garden без отдушки, 1400 г.
Правильно оформленное название карточки
Описание
Описание можно быстро сгенерировать с помощью встроенного инструмента — нейросети Yandex GPT.
Блок рассказывает, из чего сделан товар, какие у него преимущества, как его использовать. Чем больше информации о продукте вы дадите, тем с выше вероятность, что покупатель его легко найдет и в итоге купит.
Хорошее описание — емкое, информативное и лаконичное одновременно
Визуальная часть: фото, видео, инфографика
Убедитесь, что есть все составляющие фотосета: вид упаковки спереди и сзади, маркетинговый ракурс в три четверти, фото 360 градусов, по возможности — фото распакованного товара (даже гранулы порошка могут быть красиво поданы) и фото товара в интерьере.
Инфографика повышает конверсию карточки товара
Добавьте инфографику — иллюстрацию, которая содержит не только фото товара, но и его ключевые характеристики. Идеально, если вы сделаете это в формате последовательных изображений, каждое из которых раскрывает разные преимущества продукта. Например, как здесь.
Отзывы
При выборе нового средства покупатели читают отзывы. Избежать негативных оценок на 100% сложно, поэтому важно быть на связи с покупателями и отрабатывать их комментарии.
Правильная отработка негативного отзыва магазином
Ваша задача — правильно отработать негатив: отвечайте вежливо, по существу. Например, извинитесь и порекомендуйте, как использовать средство правильно, чтобы результат радовал.
Чек-лист: как продавать бытовую химию на Маркете
- Обратите внимание на российские бренды. Выясните, какие из них пользуются популярностью у покупателей. Для этого можно использовать отчеты в личном кабинете продавца.
- Остерегайтесь подделок. В ситуации, когда страну покинули известные бренды, бытовую химию начали активно подделывать. Чтобы не попасть на контрафакт, перед закупкой закажите тестовые образцы или посетите склад поставщика лично.
- Сертифицируйте продукцию. Это поможет покупателям убедиться в безопасности ваших товаров. Экологические сертификаты привлекут внимание тех, кто ценит безопасность и осознанное потребление.
- Упаковывайте товар правильно. Для жидкой химии используйте термоусадочную пленку. Порошки и сыпучие товары плотно фиксируйте в коробке.
- Помните о высокой конкуренции на рынке. Изучите конкурентов и определите свои конкурентные преимущества. Оформляйте карточку товара так, чтобы выделиться среди других продавцов и привлечь внимание покупателей.
- Проверьте цены. Убедитесь, что цены на ваши товары конкурентоспособны. Если цена заметно выше, чем у конкурентов, нарастить обороты будет сложно.
- Что продавать на 8 Марта: лучшие категории в 2025 году
- Календарь сезонности: что и когда продавать в 2025 году