Главная
Опыт продавцов
Бросить работу в найме и запустить бизнес: история Марины Дёминой и корейского бренда зубных щеток

    Бросить работу в найме и запустить бизнес: история Марины Дёминой и корейского бренда зубных щеток

    Марина Дёмина рассказала, как она стала предпринимательницей после многих лет работы в найме. Она долгое время мечтала открыть семейный бизнес, поэтому, когда одна из рабочих командировок привела ее в Южную Корею, не стала упускать шанс и наладила партнерство с поставщиком зубных щеток. В статье Марина поделилась, как у нее получилось добиться эксклюзивной дистрибуции и выйти с бизнесом по продаже зубных щеток на Маркет.

    Бросила трейд-маркетинг и стала искать поставщиков в Китае

    Я задумалась о собственном бизнесе шесть лет назад. Тогда работала в трейд-маркетинге в интернациональной компании с такими брендами, как M&M, Snickers, Twix, но хотела организовать семейный бизнес.

    Четыре года назад я заинтересовалась работой с Китаем. Начала смотреть тренинги о том, как российские ребята ездили на Кантонскую выставку в Гуанчжоу, находили интересные товары и начинали их продавать. Потом по одному из проектов я должна была поехать в Гуанчжоу. Решила не упускать такую возможность и найти товар, которого нет еще ни у кого в России.

    На выставке было много китайских поставщиков и самой разной продукции. Но меня привлекла небольшая аллея с товарами из Кореи. Там нашла стенд, на котором выставлены зубные щетки в виде зверушек.

    Не одна я была под впечатлением от зубных щеток MEGA TEN — множество русских ребят подходили и предлагали прямо на месте купить большую партию. Такой подход отталкивал менеджера, поэтому я старалась быть тактичной. Каждый день выставки приходила к стенду и общалась с менеджером компании, узнавала про продукцию, сертификаты. Это позволило наладить отношения.

    В погоне за эксклюзивными правами: как я составила бизнес-план, провела краш-тест и встретилась с президентом

    По возвращении в Москву я составила бизнес-план и запланировала поездку в Южную Корею. Я хотела получить эксклюзивные права на продажу зубных щеток в России, а убедить иностранного поставщика по телефону было бы гораздо сложнее.

    С момента знакомства на выставке до переговоров с президентом компании прошло три месяца. За это время открыли юридическое лицо, счета в банке, чтобы можно было производить оплату и подписать договор. Заказали образцы, чтобы узнать стоимость сертификации и посмотреть, понравятся ли моим детям такие зубные щетки.

    Когда я убедилась, что продукт понравился не только мне, но и конечному потребителю, полетела презентовать свою идею. Предварительные договоренности были, но нужно было их закрепить документально при личной встрече с корейскими партнерами.

    Сейчас я понимаю, что план был рискованный: ни у меня, ни у моего мужа не было опыта дистрибуции товаров гигиены. Мы до конца не понимали, как продавать зубные щетки. Но за три дня поездки я смогла убедить президента компании подписать контракт.

    Во-первых, это человеческий фактор. Я уверена, что мы расположили к себе как пара, которая хочет открыть семейный бизнес, и президент компании в нас поверил.

    Во-вторых, у меня был опыт в международной компании, у мужа — навыки построения бизнес-процессов и переговоров, без чего было бы невозможно запустить продукт на российский рынок. Я презентовала идею и вела диалог, поэтому знание английского было необходимо.

    В-третьих, мы показали свое серьезное намерение — лично прилетели на переговоры, хотя можно было организовать все в онлайне, а после подписания контракта в тот же день внесли плату за первую партию, что полностью подтвердило то, что мы готовы к запуску проекта в России.

    Отсутствие товара маркетингу не помеха: как я подготовила все документы и запустила продвижение еще до первой партии

    Через несколько месяцев должна была приехать первая партия. Чтобы не терять времени, после подписания договора сразу прошли государственную регистрацию и получили сертификат соответствия, который действует во всем таможенном союзе (ЕАС). Остальные международные сертификаты у MEGA TEN уже были.

    Пока продукт еще проходил сертификацию, занялись маркетингом, частично расходы субсидировала MEGA TEN. Начали с Instagram * и запуска таргетированной рекламы. С блогерами делали различные интеграции, участвовали в выставках.

    деятельность Meta, которой принадлежат Facebook и Instagram, признана экстремистской и запрещена в России

    Я привезла из Кореи образцы щеток, поэтому мы смогли заранее подготовить фото и описания, а также отправили заявку на участие в выставках. Это помогало распространять знания о бренде и получать предзаказы. Когда запустили продажи, уже был готов сайт и сформированный интерес у аудитории.

    Расширила каналы продаж и смогла выполнить план

    Поскольку я дистрибьютор, у меня есть обязательства перед головной компанией — количество продаж за год. Я сразу решила, что работать буду не только на розничных покупателей, но и на оптовых. Для этого с мужем участвовали в крупнейшей в России выставке «Мир детства», на которую приходят байеры из крупных сетей в поисках интересной продукции.

    Собрали стенд с героями, изображенными на щетках, придумали активности. Все участие, включая свой стенд, обошлось почти в 1 000 000 рублей. Свои плоды это принесло — получилось найти первых B2B-клиентов.

    Как продают в рознице. Основные продажи в рознице приходятся на сайт и маркетплейс. Я думаю, что мы успели занять свое место до масштабного захода всех остальных продавцов. Это помогло сразу начать хорошо продавать. Сейчас продукцию корейского бренда продают на территории России и в странах таможенного союза.

    За время роста компании я наблюдала несколько всплесков продаж. Первый — после выхода на маркетплейс. Случилось это после начала пандемии, поэтому онлайн-продажи заметно выросли. Второй — после участия в крупной профильной выставке. Тогда получилось найти много новых B2B-партнеров.

    В обоих случаях большое внимание уделяли контенту. Для создания баннеров или карточек нанимали профессионального фотографа, чтобы каждая фотография работала на бренд.

    Маркет помог в карантин и помогает сейчас

    Продавать щетки на маркетплейсе решили осенью 2019 года. Чтобы увеличить географию продаж, начали работать по модели FBY — продажи со склада Маркета. Я думаю, что благодаря этому получилось занять свою долю рынка перед массовым притоком продавцов: из-за отсутствия большой конкуренции можно было органически продвигаться.

    Начали разбираться в торговле на маркетплейсе самостоятельно. Вначале своими силами разобрались в правилах: сделали карточки, сфотографировали товары, написали описания и сделали инфографику. В период пандемии это помогло значительно вырасти.

    Обратились в агентство, чтобы развивать продажи. Чтобы усилить эффект, обратились к агентству, которое помогает развивать продажи на маркетплейсе. Они проанализировали нишу и конкурентов, составили список рекомендаций и сделали отчет.

    Сильно помогли рекламные инструменты на маркетплейсах. Несмотря на то что бюджет на рекламу выделяли небольшой, продвижение принесло плоды.

    В чем выгода торговли на Маркете. Благодаря маркетплейсу получилось расширить географию продаж, при этом не беспокоиться о логистике. Один из плюсов — понятный график выплат. Я знаю, в какой момент сколько денег получу, и поэтому могу планировать закупки на некоторое время вперед.

    Еще есть удобные отчеты. Можно посмотреть самые востребованные товары, проанализировать спрос и понять, каким позициям отдать предпочтение в следующей поставке.

    У маркетплейса есть огромная доля покупателей, которые пользуются только им. Они лояльны и не готовы менять привычный формат шопинга. И продавцу важно лишь привлечь их. Для этого полно инструментов, по которым есть понятная аналитика, чтобы оценить эффективность инвестиций, сформировать портрет покупателя.

    Потеряли миллионы, но смогли сохранить бизнес и партнерство

    После 2022 года было непонимание, как работать дальше. Были мысли закрыть бизнес. Я не знала, как корейский партнер отреагирует на ситуацию, будет ли продолжать работать с Россией.

    Чуть позже банк «Открытие», в котором обслуживалась компания, попал под санкции. Это означало, что больше не получится оплачивать поставки из Кореи. Для меня это был шок. Когда я об этом узнала, то на все деньги, что были, купила иены. Ситуации это не помогло: платежи все равно не проходили и снять наличные тоже было нельзя.

    В итоге, когда несколько раз платеж в иенах не прошел, решили все деньги конвертировать обратно в рубли. Поскольку курс упал, то на этой операции потеряли несколько миллионов. Затем выбрали банк, который не попал под санкции, договорились об оплате в юанях, купили валюту и оплатили поставку.

    Когда корейскому партнеру удалось перевести деньги, решили созвониться с президентом компании и узнать его намерения. Президент компании меня успокоил и сказал, что намерен продолжать работать. Но пришлось сократить закупку, так как потеряли деньги на конвертации валют и повышении цен.

    Как быть предпринимателем: три ценности от Марины

    1. Нужно стратегически смотреть на бизнес, оценивать ситуацию и продумывать альтернативные варианты, а также не забывать о себе: по утрам у меня спорт, медитация, время с семьей. Это дает настроиться на день и не забывать, ради чего все затевалось.
    2. Кажется очевидным, но тем не менее выбор правильной команды остается одним из самых сложных аспектов. В конце 2019 года в компании появился партнер. До этого всем занимались только я и муж. Но весной 2022 года с партнером появились разногласия: был разный взгляд на то, как дальше должна развиваться компания. В итоге мы с мужем выкупили долю и бизнес снова стал семейным.
    3. Получать удовольствие от того, что делаешь. Когда получаешь отзыв о том, что «ребенок никогда не любил чистить зубы, с истериками это делал, а теперь бежит чистить зубы», то в этот момент радуешься и благодаришь себя за то, что делаешь что-то хорошее во благо здоровья детей, родителей. Это очень ценно! Мы действительно помогаем, приносим радость и заботу о здоровье. Здорово, что категория товаров для гигиены быстро развивается с каждым годом. Пять лет назад очень мало людей пользовались электрическими щетками, сейчас ими пользуются даже детишки.
    Вам может быть интересно
    • Что продавать на 8 Марта: лучшие категории в 2025 году
    • Календарь сезонности: что и когда продавать в 2025 году
        Календарь сезонности: что и когда продавать в 2025 году
      читать ещё