5 рабочих советов, чтобы пережить спад спроса на сезонные товары
- Совет 1. Не «сливайте» товар в минус только потому, что сезон закончился
- Совет 2. Расширяйте ассортимент межсезонными товарами
- Совет 3. Продавайте компаниям и бизнесу
- Совет 4. Напоминайте покупателям о сезонном товаре
- Совет 5. Показывайте, как ещё можно пользоваться товаром
- Запомнить: что делать в несезон
Сезонные товары бывают двух видов:
- С мягкой сезонностью — эти товары покупают в конкретное время года. Например, лыжи нужны только зимой, а купальники — летом.
- С жёсткой сезонностью — эти товары берут на праздники и в конкретные даты. Например, ёлочные украшения нужны только на Новый год, а куличи — на Пасху.
Когда сезон заканчивается, продаж становится меньше, и прибыль падает. Вот пять советов, как пережить затишье и повысить спрос на товар.
Совет 1. Не «сливайте» товар в минус только потому, что сезон закончился
В межсезонье из-за низкого спроса на товары магазины устраивают тотальные распродажи, чтобы хоть как-то заработать. Но не всегда в этом есть смысл.
Работа с сезонным товаром похожа на инвестиции на фондовом рынке. Когда акции компании падают, начинающий инвестор паникует и продаёт их в минус. Более опытный — сохраняет хладнокровие и ждёт восстановления. В бизнесе так же: если товар не теряет ценности и не портится, иногда разумнее сохранить его, чем избавляться от него с убытком.
Прежде чем устраивать распродажи, спросите себя:
- Будет ли товар востребован в следующем сезоне? Например, шампуры и спортинвентарь не теряют актуальности. А вот электроника или трендовые вещи вроде Лабуб быстро устаревают.
- Сохранится ли товарный вид? Проверьте сроки годности, упаковку, условия хранения. Не всё можно держать на складе долго.
- Что выгоднее: продать дёшево или хранить? Иногда стоимость хранения меньше, чем потери от распродажи.
Если проводить распродажу не выгодно, придержите товар до следующего сезона. А чтобы остатки на складе не копились, планируйте закупки, опираясь на календарь сезонности. Рассказали об этом в статье: «Календарь сезонности: что и когда продавать в 2025 году».
Совет 2. Расширяйте ассортимент межсезонными товарами
Когда интерес к сезонным товарам падает, можно предлагать те, что нужны людям всегда: шампуни, игрушки, постельное бельё, кофе. Ещё вариант, как продавать в межсезонье, — переключиться на товары, актуальные здесь и сейчас. Например, летом продавать вентиляторы, а зимой — обогреватели.
Как сезонный бизнес расширяет ассортимент:
- Бренд MiNiMi летом продаёт тонкие колготки, осенью — лонгсливы и водолазки, а зимой выпускает новогодние носочки.
- Интернет-магазин Globaldrive летом продаёт мотоциклы, квадроциклы и сапборды, а зимой — снегоходы.
- Бренд Caiman производит садовую технику: летом популярны триммеры и газонокосилки, зимой — снегоуборщики и воздуходувки.
Совет 3. Продавайте компаниям и бизнесу
Потребности обычных покупателей и компаний отличаются. Юрлицам сезонные товары могут быть нужны в течение всего года. Вне сезона можно участвовать в тендерах или напрямую продавать товары компаниям, которым ваш продукт может быть интересен.
Как бизнес организует B2B-продажи сезонных товаров:
- Магазин «Русский букет» может сделать к корпоративному празднику брендированные букеты и оформить помещение цветами в фирменном стиле компании.
- Сеть магазинов туристического снаряжения «Адвентурика» предлагает компаниям индивидуальные условия: скидки, быстрое согласование позиций и доставку на нужный адрес.
- Гипермаркет «Офисмаг» разработал отдельное направление продаж для корпоративных клиентов и участвует в госзакупках через агрегаторы поставщиков.
Совет 4. Напоминайте покупателям о сезонном товаре
Люди покупают в несезон, когда видят, что цена или спрос на товар скоро вырастут. Напоминайте им об этом на сайте или в соцсетях, но делайте это спокойно и честно:
- «В августе все пледы в наличии. К декабрю останутся только базовые варианты».
- «Сапборды в марте дешевле, чем в июне. Проверено».
Совет 5. Показывайте, как ещё можно пользоваться товаром
Рассказывайте покупателям, как использовать несезонные товары в альтернативных ситуациях. Например, новогоднюю гирлянду можно повесить не только на ёлку, но и украсить ею садовый участок.
Как компании формируют несезонный спрос товаров:
- Сеть спортивных магазинов «Кант» выпустила в блоге статью о том, как подготовить велосипед к катанию зимой.
- Агрофирма «Партнёр» предлагает покупателям зимой выращивать овощи на подоконнике и даёт подборку подходящих сортов.
- Магазин Pharmacosmetica рассказывает в статье, что использовать солнцезащитный крем нужно в любое время года.
Запомнить: что делать в несезон
- пересидеть межсезонье, а не сливать товар в минус;
- добавить в ассортимент позиции, актуальные в несезон;
- продавать товары компаниям;
- напоминать: сейчас товар не нужен, но скоро пригодится;
- предлагать альтернативные способы, как использовать товар в несезон.