Главная
Все спрашивают
Ценообразование на маркетплейсах: что учесть, чтобы продажи всегда приносили прибыль

    Ценообразование на маркетплейсах: что учесть, чтобы продажи всегда приносили прибыль

    Егор — предприниматель. У него есть собственный интернет-магазин декоративной посуды для сервировки стола. Чтобы увеличить обороты в предновогодний сезон, Егор решил выйти на маркетплейс. Он слышал, что там можно найти много покупателей и нарастить продажи за счет праздничных акций.

    Изучив цены конкурентов, Егор придумал бизнес-план: «Чтобы привлечь как можно больше покупателей, нужно установить минимальную наценку и продавать дешево!». Придумано — сделано. К закупочной стоимости товара Егор добавил 50% и начал продавать. Но через месяц он столкнулся с проблемой — торговля идет, а прибыли нет.

    Дело в том, что Егор не учел все расходы при работе с маркетплейсами. В этой статье мы разберемся, какие расходы нужно заложить в цену, чтобы продажи приносили прибыль.

    Какие траты нужно учесть при работе с маркетплейсами

    Чтобы продать бокал, нужно сначала купить его у поставщика, потом подготовить к продаже, упаковать, отправить на склад, а затем покупателю. На каждом этапе вы кому-то платите: сначала поставщику, потом своим сотрудникам, потом маркетплейсу. Поэтому цена товара должна включать все сопутствующие расходы.

    Расходы зависят от того, что и как вы продаете. Например, если это бокалы, вам не нужно тратить деньги на сертификат соответствия продукции. Но если продаете корм для собак, то по закону вы обязаны обратиться в квалифицированный сертификационный центр и отправить образцы корма на оценку в лабораторных условиях.

    Если торгуете сезонным товаром, можно подключить продвижение и участвовать в акциях маркетплейса. Это поможет увеличить продажи. Например, на «чёрную пятницу» или на Новый год Маркет за свой счет делает скидки на сезонные товары. Для продавца они бесплатны. Покупатель же с большей вероятностью приобретет товар по выгодной цене.

    «Когда маркетплейс становится основным каналом продаж, разумно вложиться в контент и продвижение: подробно заполнить карточки товара, использовать собственные фото и видео, участвовать в акциях и подключить буст продаж. Если хотите сэкономить, фотографии товаров можно взять у производителя — тогда не придется тратиться на фотосессию.»

    Бахтиёр Аминов
    Бахтиёр Аминов
    руководитель агентства «Селлеры»

    Как все рассчитать, чтобы не уйти минус

    Представим, что вы продаете бокалы. Посчитаем месячные расходы на магазин, исходя из текущих рыночных условий и тарифов маркетплейса.

    Прогноз продаж

    Прежде чем закупать товар, нужно проанализировать спрос. Сделать это можно с помощью отчетов Маркета в личном кабинете продавца или сторонних сервисов аналитики. Они помогут оценить статистику продаж конкурентов: кто и по каким ценам уже продает товар, сколько единиц товара за какое время покупали, какие у товара отзывы.

    Например, отчет «Что продавать на Маркете» в личном кабинете продавца показывает, какие товары популярны в российских интернет-магазинах и в поиске, но в данный момент не продаются на Яндекс Маркете. Отчет «Самые востребованные товары» покажет, какие товары пользуются наибольшим спросом у посетителей маркетплейса.

    Закупка товара: 150 000 рублей

    Допустим, после анализа рынка мы выяснили, что в месяц сможем продавать 300 наборов бокалов по четыре штуки в наборе. Поставки уже налажены: мы покупаем товары напрямую у производителя по минимальным ценам. Средняя закупочная стоимость набора — 500 рублей. Значит, в месяц мы тратим на закупку 150 000 рублей.

    «Искать поставщика можно через поисковые системы, сегодня у многих есть свой сайт. Также посещайте выставки: там можно вживую познакомиться с продукцией и производителем. Плюсы этого способа не только в личном знакомстве с представителями компании, но и в возможности потрогать товар и увезти образцы. Не стоит ограничиваться только российскими мероприятиями — лучше изучить и зарубежные выставки.»

    Алена Панаско
    Алена Панаско
    эксперт направления ВЭД в «Точке»

    Складская обработка и доставка: 38 250 рублей

    Здесь расходы зависят от модели, по которой магазин работает с маркетплейсами. 300 наборов дома хранить не получится, поэтому наш магазин работает по модели FBY. Это значит, что вы поставляете товары на склад Маркета, а маркетплейс обрабатывает заказ и отправляет покупателю.

    За складскую обработку и доставку маркетплейс начисляет процент от стоимости товара в соответствии с тарифами. Например, если мы работаем по модели FBY и продаем комплект бокалов на Маркете по 1 500 рублей, за складскую обработку одного комплекта мы заплатим 3%, или 45 рублей в месяц, а за доставку — 5,5%, или 82,5 рубля в месяц.

    В месяц мы потратим на складскую обработку 300 × 45 = 13 500 рублей, а на доставку 300 × 82,5 = 24 750 рублей. Всего на складскую обработку и доставку тратим 38 250 рублей.

    Тарифы на услуги фулфилмента прописываются в договоре с маркетплейсом

    Тарифы на услуги фулфилмента прописываются в договоре с маркетплейсом

    «Когда только начинаете, хранить товары можно у себя дома — в этом случае хранение будет условно бесплатным. Если расширяетесь, хранение во многих случаях выгоднее делегировать маркетплейсу. Например, по модели FBY выгодно продавать товары с высокой оборачиваемостью, потому что за хранение на Маркете не нужно платить первые 90 дней.»

    Бахтиёр Аминов
    Бахтиёр Аминов
    руководитель агентства «Селлеры»

    Размещение товара: 63 000 рублей

    Тарифы на размещение зависят от категории товара и модели работы. Например, по модели FBY размещение на витрине категории «Бокалы и стаканы» будет стоить 14% от цены товара*.

    *по данным на сентябрь 2023 года — актуальные тарифы смотрите в Справке: Яндекс Справка: Тарифы Маркета за размещение

    Если мы продадим 300 бокалов по 1 500 рублей, Маркету мы заплатим 300 × 1500 × 0,14 = 63 000 рублей.

    Налоги: 27 000 рублей

    Наш магазин работает по УСН «Доходы» и платит 6% с доходов. За месяц мы перечислим налоговой 300 × 1500 × 0,06 = 27 000 рублей.

    Зарплата сотрудников: 50 000 рублей

    Так как мы работаем на модели FBY, большую часть работы за нас делает Маркет. Однако до того, как товар попадает на склад, его нужно выбрать, закупить и сдать на хранение. Также кто-то должен загружать товары в магазин, отвечать на вопросы и отзывы клиентов, заниматься бухгалтерией.

    Допустим, все эти задачи мы делегируем и платим работникам 50 000 рублей в месяц.

    Оформление карточек товара: 14 000 рублей

    Некоторые продавцы не делают фотографии самостоятельно, а берут их у производителя. Поэтому карточки одного и того же товара у разных продавцов могут выглядеть идентично. Чтобы выделиться, лучше сделать уникальные изображения. Для этого нужно нанять фотографа, который сделает предметную съемку, а затем дизайнера, который оформит каждое изображение инфографикой.

    На инфографике можно отразить основные характеристики товара и ответить на самые популярные вопросы покупателей. Чем больше сомнений покупателей вы снимете, тем лучше будет продаваться товар.

    По характеристикам товары похожи, а впечатления разные: смотришь на левое фото и сразу представляешь, как проводишь вечер в приятной компании

    По характеристикам товары похожи, а впечатления разные: смотришь на левое фото и сразу представляешь, как проводишь вечер в приятной компании

    То же касается текстов: можно скопировать их с сайта производителя, а можно заплатить копирайтеру и получить хорошо структурированный и продающий текст.

    Если не хотите платить автору, описание можно быстро сгенерировать с помощью нейросети Yandex GPT. Главное — поделитесь с ней всей полезной информацией о товаре: названием, характеристиками, уникальными особенностями и комплектацией.

    Допустим, мы заплатили фотографу 7 000 рублей, дизайнеру 5 000 рублей, а копирайтеру — 2 000 рублей.

    Продвижение: 45 000 рублей

    Продвигать магазин на маркетплейсах можно разными способами: участвовать в акциях и распродажах, настраивать контекстную и таргетированную рекламу, пользоваться внутренними рекламными инструментами.

    Допустим, мы решили закладывать на продвижение 10% от продаж. В нашем случае это 450 000 × 0,1 = 45 000 рублей.

    Прочие расходы: 0 рублей

    Бокалы обязательной сертификации не подлежат, поэтому на разрешительные документы мы денег не тратили. Внешние сервисы автоматизации тоже не подключали — для наших задач достаточно внутренних инструментов Маркета.

    Итого расходов: 387 250 рублей

    Получается, что на работу магазина мы тратим 387 250 рублей в месяц. Чтобы работать в плюс, достаточно назначить на товар такую цену, которая покроет все издержки. В то же время она не должна быть слишком высокой — иначе покупатели уйдут к конкурентам. В нашем случае 1 500 рублей за набор бокалов — это среднерыночная цена. С ней мы заработаем за месяц 450 000 − 387 250 = 62 750 рублей чистой прибыли.

    Все траты мы свели в одну табличку. Используйте ее в качестве примера, чтобы рассчитать месячную экономику своего магазина. Если вы продаете несколько товаров по разным ценам, можете заполнить табличку отдельно для каждого товара или высчитать среднюю цену и опираться на нее. Если вы работаете по модели FBS, траты на хранение, упаковку, маркировку и логистику учитывайте по отдельности.

    «Чтобы минимизировать траты, выбирайте товар с хорошей маржой и дешевой логистикой. Хорошо, если его можно поставлять большими партиями, которые не занимают много места. Здесь закон простой: чем меньше и дороже товар, тем выгоднее им торговать. Отлично подойдут товары-расходники: корм для животных, косметика и пр.»

    Бахтиёр Аминов
    Бахтиёр Аминов
    руководитель агентства «Селлеры»

    Важно: когда считаете расходы перед выходом на маркетплейсы, учитывайте специфику товара и не забывайте про процент брака и возвратов для вашей категории. Например, в среднем на детские товары приходится 1,7% возвратов. Затраты на возвратную логистику в этом случае будут составлять примерно 5% от всех издержек на логистику. Если же рассматривать детскую одежду отдельно, то процент возвратов может достигать 40%, так как покупатели любят заказывать много вещей, но выкупают только одну. В этом случае издержки на возвратную логистику будут выше, чем в целом по категории.

    Инструменты для финансового планирования

    У маркетплейсов есть внутренние аналитические инструменты, которые помогают прогнозировать и оценивать продажи. Например, на Маркете в личном кабинете продавца есть раздел «Аналитика» со статистикой магазина. Там продавцы могут видеть:

    • выручку, показатели продаж, расходы
    • какие товары и в каких регионах продаются лучше всего;
    • долю продаж магазина в категории.

    Работа со статистикой позволяет вовремя замечать закономерности и принимать верные финансовые решения. Например, популярные товары заказывать в большем количестве, а «отказников» не закупать и сокращать таким образом издержки на возвраты.

    Продавцы Маркета на графиках видят, сколько раз клиенты посещали карточку товара, как часто его заказывали и возвращали, сколько денег он принес и т.

    Продавцы Маркета на графиках видят, сколько раз клиенты посещали карточку товара, как часто его заказывали и возвращали, сколько денег он принес и т. д.

    А еще у Маркета есть калькулятор, который помогает узнать стоимость услуг, если вы еще не подключились к маркетплейсу или хотите прикинуть сумму расходов на товар, который еще не добавили в каталог. С помощью калькулятора можно заранее вычислить рентабельность: сколько денег придется потратить на услуги Маркета и какую цену нужно установить, чтобы покрыть затраты.

    Калькулятор рассчитывает затраты для двух моделей работы: с собственными хранением и доставкой и с фулфилментом Маркета

    Калькулятор рассчитывает затраты для двух моделей работы: с собственными хранением и доставкой и с фулфилментом Маркета

    Также существуют сторонние аналитические сервисы. Например, MPStats помогает с ценообразованием, показывает статистику продаж по периодам, категориям и регионам, контролирует остатки и возвраты, отслеживает лимиты и окна поставок.

    У MPStats есть бесплатный пробный доступ на 24 часа: с него можно начать, чтобы не тратить лишние деньги

    У MPStats есть бесплатный пробный доступ на 24 часа: с него можно начать, чтобы не тратить лишние деньги

    Пользуйтесь инструментами аналитики и выделяйте категории товаров, с которыми нужно работать. Например, если по товару высокая конверсия, но низкие продажи — снижайте цену, работайте над контентом. А если у товара высокий уровень продаж при низкой конверсии, больше его рекламируйте.

    Чек-лист: как устанавливать цены при торговле на маркетплейсах

    1. Наблюдайте за ценами конкурентов. Следите за предложениями других продавцов и анализируйте их стратегии ценообразования. Снижайте цены, если это необходимо, но не забывайте о марже.
    2. Рассчитайте затраты на работу магазина. Чтобы работать в плюс, важно назначить на товар рыночную цену, которая покроет издержки. Для этого можно использовать калькулятор расходов для продавцов.
    3. Выберите товар с хорошей маржой и дешевой логистикой. Например, товары-расходники: кремы или бытовую химию. Они занимают мало места и легко поставляются большими партиями, что позволяет сократить издержки.
    4. Изучайте поведение покупателей. Анализируйте, какие товары чаще всего заказывают, какую сумму тратят, как часто посещают ваши карточки. Это поможет улучшить ассортимент и предложить специальные условия и акции.
    5. Учитывайте сезонность товаров. В период повышенного спроса можно повышать цены, а в период затишья — снижать, чтобы стимулировать спрос.
    6. Работайте со статистикой продаж. Используйте внутренние аналитические инструменты Маркета, чтобы прогнозировать и оценивать продажи, анализировать популярность товаров и поставлять товары в регионы с повышенным спросом.
    7. Автоматизируйте процессы, связанные с ценообразованием. Используйте сторонние сервисы, которые показывают статистику продаж по периодам, категориям и регионам.
    8. Следите за качеством товаров. Возвраты — это дополнительные расходы. Чтобы их было меньше, отсеивайте брак и заполняйте карточку честно.
    Вам может быть интересно
    • Что продавать на 8 Марта: лучшие категории в 2025 году
    • Календарь сезонности: что и когда продавать в 2025 году
        Календарь сезонности: что и когда продавать в 2025 году
      читать ещё