Главная
Обучение
Как занять первое место в поиске на Маркете: пошаговый план на 2025 год

    Как занять первое место в поиске на Маркете: пошаговый план на 2025 год

    Карточка товара попадает в топ поиска по чётким правилам. Позиция зависит от качества контента, цены, инструментов продвижения и скорости доставки. У каждого из этих факторов есть свой вес. В этой статье разберём, на какие из них стоит обратить внимание в первую очередь и как максимально эффективно использовать вклад каждого.

    Как работает поиск на Маркете

    Поиск состоит из трёх этапов. Сначала мы помогаем пользователю сформировать поисковый запрос. Затем отбираем подходящие товары. После этого ранжируем их, учитывая цену, ставки буста продаж, скорость доставки и предпочтения покупателя.

    Этап 1. Формирование запроса

    Когда пользователь вводит в поисковую строку первое слово, алгоритмы Маркета предлагают уточнения. Например, при вводе «джинсы» они предложат варианты: «мужские», «женские», «клёш», «бананы».

    На этом этапе система фильтрует запрос и определяет нужную категорию товаров. Например, после слова «джинсы» алгоритмы понимают, что нужно искать товары в категории «Одежда и обувь».

    Этап 2. Отбор карточек-кандидатов

    Этот этап проходит незаметно для пользователя. Когда покупатель вводит запрос, система находит около 100 тысяч подходящих товаров, а нейросеть отбирает из них примерно 10 тысяч, которые точнее соответствуют запросу. Например, если покупатель ищет широкие джинсы, система сначала найдёт 100 тысяч джинсов разных фасонов, а затем выберет 10 тысяч именно широких.

    Этап 3. Ранжирование

    На этом этапе алгоритмы анализируют факторы ранжирования и определяют, какие товары окажутся выше, а какие ниже в выдаче. В топ попадают те товары, которые пользователь, по расчётам нейросети, с наибольшей вероятностью закажет.

    В Маркете хорошо развита персонализация для покупателя: мы знаем историю заказов, историю запросов в поисковике, любимые бренды, цены, по которым он покупал товары. И когда мы формируем свои рекомендации пользователю, то учитываем эти данные.

    Например, если человек пишет запрос «джинсы», то в первую очередь мы порекомендуем ему широкие джинсы, потому что в прошлые разы он заказывал джинсы такого кроя.

    Елена Завьялова,
    руководитель отдела рекламных продуктов и роста продавцов на Маркете

    Нейросеть учитывает персональные предпочтения покупателя, цену и популярность товара на Маркете и других онлайн-площадках, сроки доставки, рейтинг и статистику продаж продавца и соответствие картинки товара запросу. Если ваш товар заметно дороже, чем у конкурентов, или плохо продается, то он будет ниже в поиске.

    На персональные предпочтения покупателей продавец повлиять не может, а вот факторы, связанные с ценой товара, рейтингом магазина, содержимым карточки, можно улучшить.

    Как занять первое место в поисковой выдаче

    Первый совет — не распыляйтесь. Доля вывода в топ выберите 1–2 товара, которые приносят вам наибольшую выручку. Это могут быть самые маржинальные позиции или те, что пользуются высоким спросом — решать вам. Сфокусируйтесь на этих товарах: проработайте для них все шаги, о которых расскажем ниже. Когда позиции начнут расти, можно займитесь остальными товарами.

    Шаг 1. Соберите семантическое ядро

    Семантическое ядро — это список запросов, по которым пользователи ищут ваши товары. Эту информацию можно собрать на внешних сервисах, например в Яндекс Вордстате. В семантическое ядро стоит добавить разные типы запросов: высокочастотные дадут больше трафика, а низкочастотные увеличат конверсию в покупку.

    Слова и словосочетания из запросов можно встроить в название, описание и характеристики товара — главное, не переборщить с ними. Если использовать слишком много ключевых слов сразу, алгоритмы маркетплейсов могут понизить товар в выдаче.

    Шаг 2. Наполняйте карточки качественным контентом

    У карточек на Маркете теперь есть индекс качества — он оценивается по 100-балльной шкале. Чем больше полезной для покупателя информации вы добавите, тем больше баллов получит карточка. А значит, тем выше ваш товар поднимется в поиске.

    Маркет рекомендует придерживаться высокого показателя — 81 балл и больше

    Маркет рекомендует придерживаться высокого показателя — 81 балл и больше

    В личном кабинете вы найдете подсказки, что и как заполнить в карточке товара, а нейросеть поможет выполнить эту работу. Вот какие параметры важны для поиска и влияют на индекс качества контента:

    Заголовок. Используйте схему: тип товара + бренд, производитель + товар, модель + отличительные характеристики, если есть (например, размер, вес, цвет и другое). Товар попадет выше, если назвать его не просто «IPhone 13», а «Смартфон Apple IPhone 13 128 ГБ темная ночь». Более подробные рекомендации можно посмотреть в Справке.

    Категория товара. Когда вы заполняете название, система сама определяет категорию, но если она сделала это некорректно — исправьте вручную.

    Характеристики товара. Уделите особое внимание характеристикам, которые используются в фильтрах — без них товар не попадет в выдачу. Все характеристики собраны в группы по значимости. Больше всего баллов вы получите за ключевые характеристики, потому что именно они помогают покупателям принять решение о покупке.

    Нужно максимально подробно заполнять характеристики товара. Например, человек ищет игрушки для трехлетних детей. Чтобы мы порекомендовали ему карточку, нужно указать в ней возраст ребенка, для которого предназначен товар.

    Елена Завьялова,
    руководитель отдела рекламных продуктов и роста продавцов на Маркете

    Фото и видео товаров. Делайте качественные фото и видео для товаров. Нейросети отсеивают товары, если изображение плохого качества или не соответствует описанию. Лучше делать фотографии на белом или прозрачном фоне, товар должен занимать как минимум две трети кадра.

    Средняя заполненность наших карточек составляет около 92% — это неплохой показатель среди всех продавцов в категории. Мы добавляем недостающие характеристики, регулярно обновляем фотоконтент на основе итогов A/B-тестирования и стремимся достичь максимального уровня заполненности.

    Валерия Данилова,
    коммерческий директор магазина Apollo на Маркете

    Шаг 3. Устанавливайте конкурентоспособные цены

    Цена влияет на ранжирование предложений — преимущество получают наиболее выгодные для покупателя товары. Чтобы оценить, насколько привлекательны ваши цены, зайдите на страницу управления ценами в кабинете: там будут и оценка привлекательности, и рекомендации.

    Проверить рыночность своих цен поможет виджет «Индекс цен» — он показывает отклонение вашего предложения от цен магазинов с аналогичным товаром. Для сравнения берутся минимальные цены конкурентов.

    Отчет доступен владельцам и администраторам кабинета или магазина на Маркете на странице «Товары» → «Цены».

    Отчет доступен владельцам и администраторам кабинета или магазина на Маркете на странице «Товары» → «Цены».

    А если не хочется следить за ценами самостоятельно, настройте ценовую стратегию в бусте продаж: она позволяет корректировать цену в пределах, которые вы установите, и только в том случае, когда изменение цены даст значимый рост продаж.

    Шаг 4. Используйте инструменты продвижения

    Привлечь внимание покупателей к вашим товарам помогут инструменты продвижения Маркета. Например, буст продаж поднимает товары на самые заметные позиции в поисковой выдаче, на страницах категории, в карточке товара и в Яндекс Директе.

    Мы регулируем выдачу, в том числе, ставками в бусте за продажи. Этот инструмент помогает нарастить продажи. Сейчас доля выручки от кампаний с бустом составляет около 70%. Положительный результат в том, что при охвате 85+, уровень ДРР не увеличивается. Мы наращиваем долю органических продаж, но в условиях высокой конкуренции используем инструмент, предложенный Маркетом.

    Валерия Данилова,
    коммерческий директор магазина Apollo на Маркете

    Участвуйте в акциях Маркета или устраивайте свои. Товарные карточки, которые попадают в акции Маркета, часто получают дополнительную раскраску или бейдж — это увеличивает и заметность, и конверсию в заказ.

    Шаг 5. Улучшайте условия доставки

    Скорость доставки влияет на место в выдаче наряду с другими факторами. Чтобы уменьшить сроки доставки, подключайте модель FBY — это максимально быстрая доставка. В городах, где есть склады Маркета, покупатель получает заказ уже на следующий день. Благодаря FBY-доставке товары могут занимать высокие места в выдаче и продаваться до 15% чаще.

    Мы нацелены на развитие продаж по механике FBY, поэтому регулярно пополняем сток. По итогам Q2 повысили распределение стока по регионам. В итоге за этот год прирост локальных продаж составил порядка 8%.

    Валерия Данилова,
    коммерческий директор магазина Apollo на Маркете

    Шаг 6. Собирайте отзывы о товарах

    Отзывы тоже влияют на позицию карточки в результатах поиска — на Маркете товары с 10 положительными отзывами получают на 10% больше продаж, чем товары без отзывов. Если отзывов становится 20, продажи вырастают ещё на 12%. Чтобы собрать больше отзывов, продавцы используют инструмент «Отзывы за баллы».

    Мы собираем отзывы на два типа товаров: новинки и ключевые позиции, которые формируют основную выручку. Устанавливаем следующие ставки: 50 рублей за отзыв, 50 рублей за фото и еще 50 рублей за видео. Стратегия работает: после запуска такой кампании мы за неделю собрали 200 отзывов на один из ключевых товаров, из которых 25 были с фото и 25 — с видео. Это заметно сказалось на росте продаж: за два месяца выручка увеличилась на 150%. В июле 2024 года она составила 257 тысяч рублей, а в августе — уже 394 тысячи.

    Кирилл Колесов,
    категорийный менеджер магазина Galtex на Маркете

    А еще отзывы растят рейтинг магазина. Высокая оценка привлекает покупателей, повышает доверие к продавцу и влияет на место в поиске. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

    Чек-лист: как поднять товары в поисковой выдаче

    • Соберите семантическое ядро: алгоритмы «любят» карточки, которые соответствуют запросам пользователей.
    • Наполните карточки контентом: добавьте в заголовок и описание товара ключевые слова, залейте на карточку качественные фото и видео.
    • Установите конкурентоспособные цены: цена влияет на ранжирование предложений — более выгодные поднимаются в топ.
    • Используйте инструменты продвижения: например, буст продаж поднимает товары на самые заметные позиции в поисковой выдаче.
    • Улучшайте условия доставки: чем быстрее доставка, тем выше место может занять товар в поисковой выдаче и тем больше покупателей его увидит.
    • Собирайте отзывы о товарах: мотивируйте покупателей оставлять отзывы, чтобы растить рейтинг магазина и поднимать товары в поиске.
    Вам может быть интересно
    • Что продавать на 8 Марта: лучшие категории в 2025 году
    • Календарь сезонности: что и когда продавать в 2025 году
        Календарь сезонности: что и когда продавать в 2025 году
      читать ещё