Маркетинг без бюджета: как продвигать товары, когда нет денег
- Что такое бюджетный маркетинг
- Принцип 1. Покупатель в центре внимания
- Принцип 2. Фокус на каналах с покупателями
- Принцип 3. Контент — главный инструмент
- Как запустить маркетинг без бюджета: 5 шагов
- Шаг 1. Поставьте цель кампании
- Шаг 2. Найдите свою аудиторию
- Шаг 3. Проверьте, какие ресурсы уже есть
- Шаг 4. Выберите один-два канала для продвижения и протестируйте их
- Шаг 5. Продавайте по воронке
- Важно: откладывайте финансы на будущее
- Способы и каналы бесплатного продвижения товаров
- Контент в соцсетях: текст, фото, видео
- Продвижение на Маркете: витрина, акции, буст продаж
- Бартер с блогерами
- Отзывы и пользовательский контент
- Что ещё поможет сократить бюджет на маркетплейсе
- Когда будет результат
Однажды в соцсетях завирусилось видео с официанткой из казанского кафе: она эффектно подавала заказ под музыку, с харизмой и юмором. Видео собрало 20 миллионов просмотров, а продажи в кафе выросли на 5000%. И всё это — без рубля на рекламу.
Если у вас тоже нет бюджета на продвижение, не спешите отчаиваться. В этой статье расскажем, как продвигать бренд бесплатно — с помощью блогеров, маркетплейсов и нейросетей.
Что такое бюджетный маркетинг
Маркетинг без бюджета — это системный подход к продвижению без вложений, основанный на трёх ключевых принципах:
Принцип 1. Покупатель в центре внимания
Самая дорогая ошибка в маркетинге — тратить ресурсы на аудиторию, которая не готова покупать. Чтобы этого избежать, нужно глубоко понять своего покупателя: его потребности, страхи и мотивы. Тогда вы сможете сфокусироваться именно на тех людях, кто действительно заинтересован в вашем продукте. Это помогает экономить деньги и силы, потому что вы не работаете со всеми подряд.
Принцип 2. Фокус на каналах с покупателями
Не стоит распыляться на множество площадок — достаточно сфокусироваться на одном-двух каналах, где ваша аудитория уже активно присутствует. Это может быть соцсеть, мессенджер, блог или маркетплейс. Регулярная работа и тестирование в этих каналах приносит больше результатов, чем попытки охватить всё сразу.
Принцип 3. Контент — главный инструмент
Контент — это эффективная альтернатива дорогой рекламе. Один качественный пост или видео могут привлечь больше клиентов, чем платный баннер. Такой контент остаётся в поисковиках, попадает в рекомендации и работает долгое время. Вы тратите только своё время, но получаете стабильный поток клиентов без дополнительных затрат.
На первых этапах бизнесу не всегда нужны большие вложения в маркетинг, достаточно начать вести социальные сети и создать сайт, чтобы вас мог заметить потребитель. О серьёзном маркетинге можно задуматься позже, когда появятся средства, чтобы нанять команду, которая будет развивать социальные сети, заниматься спецпроектами, работать со СМИ.
Роман Горбачёв,директор и основатель дизайн-студии «Логомашина»
Как запустить маркетинг без бюджета: 5 шагов
Для начала разложите всё по полочкам: что вы хотите получить в итоге, кому продаёте товар, какие ресурсы уже есть.
Шаг 1. Поставьте цель кампании
Определитесь: что бизнесу нужно прямо сейчас? Сколько охватов, продаж или прибыли вы хотите получить? Поставьте цель: она поможет вам не распыляться и понять, достигли ли вы результата. Цель должна быть чёткой, конкретной и измеримой.
Плохая цель | Хорошая цель |
Привлечь больше покупателей | Увеличить узнаваемость бренда в возрастном сегменте от 25 до 30 лет на 10% |
Повысить лояльность покупателей | Увеличить средний чек за счёт повторных покупок на 30% |
Познакомить покупателей с новым товаром | Увеличить количество пробных покупок на 20% за три месяца |
А чтобы научиться ставить финансовые цели, читайте советы Юрия Мурадяна, преподавателя Академии 5 Prism профессионального коучинга и психологии.
Шаг 2. Найдите свою аудиторию
Соберите информацию о потенциальных покупателях: сколько им лет, чем занимаются, где сидят в интернете. Затем подумайте, зачем им нужен ваш товар, какую проблему помогает решить.
Всё это можно узнать совершенно бесплатно: в соцсетях конкурентов и в отзывах под карточками товаров. Если работаете на маркетплейсе, найти аудиторию поможет гайд «Целевая аудитория на маркетплейсе».
В итоге вы получите портрет своего покупателя и поймёте, в каких каналах и с помощью какого контента будете с ним общаться.
Шаг 3. Проверьте, какие ресурсы уже есть
Посмотрите на свою команду. Может быть, кто-то неплохо пишет тексты, кто-то умеет снимать видео, а кто-то разбирается в таргете или SEO. Это и есть ваш ресурс.
Идём дальше. Есть сайт? Отлично — добавьте в него раздел с новостями или блог. Оформлены карточки на маркетплейсе? Значит, есть тексты и фото — часть контента уже готова. Возможно, вы писали инструкции для сотрудников, делали презентации для партнёров — переработайте этот контент под покупателей.
Шаг 4. Выберите один-два канала для продвижения и протестируйте их
Почему один-два? Так вам не придётся разрываться между несколькими площадками, а контент не потеряет в качестве. Главное — выбирайте каналы, где точно есть ваша аудитория и где вы можете регулярно с ней взаимодействовать с помощью контента.
Соцсети | ВКонтакте Telegram Одноклассники Instagram* |
Мессенджеры | WhatsApp* Telegram (каналы и боты) Viber |
Собственные площадки | Сайт компании Корпоративный блог Раздел с новостями Раздел с FAQ |
Контент-платформы | Дзен Хабр vc.ru |
Маркетплейсы | Карточки товара Отзывы Витрина магазина |
Видеоплощадки | Rutube YouTube VK Видео TikTok |
Партнёрские площадки | Проекты с блогерами Кросс-промо с другими компаниями Бартерные сделки |
*Запрещён в России, принадлежит компании Meta
Затем начинайте тестировать гипотезы и собирать статистику. По каким объявлениям чаще переходят? Где предпочитают общаться с вами? Чем больше делятся: текстами или видео? Если видите, что какой-то формат или канал не работает, пробуйте новый.
Шаг 5. Продавайте по воронке
Старт в продвижении сегодня не гарантирует продаж завтра. Сначала познакомьте покупателей со своим продуктом, помогите осознать потребность в нём и выбрать среди других вариантов. И только потом убедите купить.
Важно: откладывайте финансы на будущее
Как только пойдут первые продажи — начинайте формировать бюджет на маркетинг. Когда ваш бизнес начнёт расти, вам понадобится помощь штатного маркетолога или агентства. Подготовьте финансовую подушку — например, каждый месяц откладывайте процент от выручки.
Способы и каналы бесплатного продвижения товаров
Способы условно бесплатные, потому что вы в любом случае что-то тратите — как минимум своё время, которое стоит денег.
Контент в соцсетях: текст, фото, видео
Чтобы получить трафик в свой аккаунт в соцсетях, создайте полезный или вирусный контент, который захочется сохранить или репостнуть. Формат выбирайте любой — посты, сторис, ролики, инструкции.
Я запустила «БалиЛавочку» — продавала товары с острова: плетёные летние сумки, кофе, травяные чаи, суперфуд, сушёные тропические фрукты. Бюджета на рекламу у меня не было, тексты писала сама, фото и видео брала из общего доступа либо приезжала к поставщикам и старалась красиво снять товар на месте. Очень эффективными оказались сторис: они хорошо продают и с ними не нужно так долго возиться, как с фото для постов.
Наталья Ярцева,основательница интернет-магазина «БалиЛавочка»
Постарайтесь одновременно привлечь внимание аудитории (цепляющий заголовок и визуал) и дать полезный контент (решение проблемы или новое знание).
Почему это работает в плюс:
- вы даёте ценную информацию бесплатно — люди начинают вам доверять и охотнее покупают;
- поисковые системы любят полезный контент и поднимают его выше в результатах поиска;
- люди охотнее делятся интересными материалами в соцсетях и возвращаются за новой информацией.
Мы продвигали свою студию в социальных сетях с помощью серии комиксов. Наши комиксы набирали по 30 тыс. просмотров и 500 лайков, после чего к нам приходили клиенты со словами: «Видели ваши комиксы…». Тогда популярность «Логомашины» сильно выросла, хотя мы не вкладывали больших денег в продвижение этой идеи.
Роман Горбачёв,директор и основатель дизайн-студии «Логомашина»
Как сочетать продвижение в разных соцсетях:
- Публикуйте новости компании и анонсы статей в VK или Telegram и направляйте трафик на сайт через ссылки в постах.
- Публикуйте экспертный контент в Дзене и делитесь им в карточках в Telegram.
- Работайте с отзывами на маркетплейсе или на Яндекс Картах и делитесь ими в соцсетях.
Продвижение на Маркете: витрина, акции, буст продаж
Маркетплейс поможет вывести товар в топ категории — без таргета и вложений. Всё дело в рекомендательной системе Маркета. Она анализирует, кому какой товар может быть интересен, и показывает его подходящей аудитории.
Да, на первой странице по запросу «сыворотка» вы конкурируете с сотнями брендов. Но у каждого покупателя своя первая страница. И если у вас релевантный товар, хорошая карточка и быстрая доставка — вас покажут.
Витрина магазина. Хотите получить больше охватов и при этом много не тратить — подключайте витрину магазина. Товары с витрины можно продавать по тарифу 5%. Так вы инвестируете в продвижение, которое окупается с помощью сниженного тарифа.
Продвигайте товары прямо с витрины, анализируйте, сколько подписчиков получили и сколько сэкономили благодаря тарифу 5%
Акции с софинансированием. Делайте скидки для покупателей: это не минус в прибыли, а инвестиция в охваты. Особенно если часть скидки берёт на себя Маркет. Взамен ваш товар получает приоритетное место в каталоге, может попасть в баннеры, подборки и блоки рекомендаций.
Буст продаж. Это платный инструмент, но вся фишка в том, что вы платите только за реальные заказы. Включили буст — и товар поднимается в поиске и может автоматически попасть в Бестселлеры Маркета. Это даёт больше показов, больше заказов и меньше шансов, что покупатель вас не заметит.
Бартер с блогерами
Это когда вы даёте блогеру или эксперту ваш продукт, а он в ответ делает пост, обзор, сторис или видео. Всё по-дружески, через «Привет! Понравится — расскажешь?». И да, это работает.
Рекламные интеграции товаров бренда YamCase в Инстаграме (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой на территории РФ)
Я радиоведущая, и у меня есть связи с блогерами. Я покупала рекламу в соцсетях либо по бартеру, либо со скидкой. В первый месяц сработало ещё и сарафанное радио, хештеги и парочка конкурсов. А уже в следующем месяце я могла себе позволить раскошелиться на продвижение и купила два поста у блогеров. Общий бюджет на продвижение составил 56 535 рублей, а прибыль — 250 тысяч.
Наталья Ярцева,основательница интернет-магазина «БалиЛавочка»
Попробуйте запартнёриться со смежными брендами. Например, производитель постельного белья может добавить в упаковку пробники парфюмерии и получить охваты от бьюти-блогеров.
Отзывы и пользовательский контент
Отзывы — это бесплатный способ показать, что ваш продукт работает. Сразу три в одном: и контент, и реклама, и инструмент, повышающий доверие. Честный текст с фото может сработать лучше, чем рекламный баннер, потому что покупатели верят покупателям.
По статистике 70% покупателей на Маркете читают отзывы, прежде чем купить товар, а товары с 10 положительными отзывами заказывают на 50% чаще, чем без них.
Пример отзыва на Яндекс Маркете
Используйте отзывы в постах, сторис, статьях на сайте. Публикуйте скриншоты отзывов, фото покупателей с товаром, короткие видео из отзывов, делайте репосты сторис с отметками.
Когда первые посылки дошли до покупателей, у меня появилось очень много контента от подписчиков: репосты, фото и видео в сторис с отметками магазина. Многие девушки очень эффектно фотографировались с нашими сумками.
Наталья Ярцева,основательница интернет-магазина «БалиЛавочка»
Самый простой способ получить отзыв — просто попросить. Например, отправьте пуш после покупки или напишите сообщение в соцсетях: «Спасибо за заказ! Поделитесь впечатлениями — это поможет другим покупателям».
На Маркете вы можете поблагодарить покупателей за отзывы. Подключите Отзывы за баллы, чтобы покупатели писали отзыв и получали баллы Яндекс Плюса — ими можно оплатить, например, заказ в Яндекс Еде или поездку в Яндекс Go.
Что ещё поможет сократить бюджет на маркетплейсе
Нейросети. Могут стать для вас бесплатным маркетологом, дизайнером и копирайтером в одном лице. Нейросеть опишет товар, сгенерирует заголовок, напишет пост и сценарии для видео и даже придумает идеи для контент-плана. А ещё создаст изображения для карточек и соцсетей: не хуже стоковых, но бесплатно и под вашу задачу.
Пример описания товара, составленный нейросетью Яндекса — YandexGPT
На Маркете нейросеть встроена прямо в интерфейс — YandexGPT поможет сформулировать описание товара, которое соответствует рекомендациям Маркета. Отдавайте ИИ больше рутинной работы, чтобы высвободить время. А бюджет будете тратить на другие нужды.
Автоматизация. Поможет не переплачивать за рутину. Цены, остатки, конкуренты — всё это можно мониторить руками, но с помощью сервисов выйдет дешевле и быстрее.
Пару лет назад мы начали использовать автовыгрузку. Очень удобно, когда ты можешь все товары просто с сайта выгружать, а цены и остатки меняются автоматически. Раньше я всё делал руками. Автовыгрузка сильно экономит время и упрощает работу, ведь наш ассортимент — порядка 4 тыс. товаров.
Антон Переверзев,владелец бренда Istar Butik
Если вы выходите на маркетплейс, то уже автоматизируете продажи — площадка делает за вас множество рутинных задач: от рекомендаций товаров до поставок груза на склад. Но вы можете отдать алгоритмам ещё больше процессов на маркетплейсе. Каких — рассказали в статье про автоматизацию бизнес-процессов.
Личный бренд предпринимателя. Продавца с узнаваемым лицом запоминают лучше, чем карточку товара. Если за бизнесом стоит живой человек, покупателям проще решиться на покупку. Будьте готовы к тому, что эта работа (а выстраивание личного бренда — это работа) потребует от вас много времени и ресурса. Зато вы не будете просто ещё одним продавцом, а станете брендом.
Виктория Молдавская, основательница брендов VIVA LA VIKA и CHOUX, которые выбирают телеведущая Анастасия Ивлеева, певица Кэти Перри и Дева Кассель, дочь Моники Белуччи. Источник фото
Как начать продвигать свой бренд бесплатно:
- Заведите блог — в Телеграме, ВК или на Дзене. Рассказывайте, что пробуете в бизнесе, что сработало, где облажались. Отвечайте на комментарии, репостите отзывы. Главное — пишите интересно и регулярно.
- Старайтесь попасть в медиа. Делитесь интересными кейсами. Журналисты и редакторы ищут героев — пишите в профильные издания, предлагайте свой опыт.
- Выступайте в экспертных сообществах. Например, на вебинарах или форумах. Комментируйте посты в профильных чатах. Так вы станете «тем, кто шарит», и, когда покупателю нужно будет купить товар, который вы продаёте, он вспомнит о вас.
Когда будет результат
Смотрите на вещи реалистично: продвижение товара или бренда без бюджета — это марафон, а не спринт. Первые результаты могут появиться через два-три месяца, при условии, что вы станете регулярно заниматься маркетингом. Будьте последовательны и терпеливы — так вы сформируете лояльную аудиторию, которая начнёт покупать у вас и рекомендовать вас другим.