Как выйти на маркетплейсы и начать зарабатывать: быстрый гайд для новичков

Рассказываем, как запустить продажи с нуля.

Дата
11.08.23
Рубрика
Автор статьи
Елена Малышева
Поделиться
Маркетплейсы привлекают предпринимателей условиями работы. Для торговли на таких площадках не нужно создавать и обслуживать собственный сайт, заниматься хранением и доставкой товаров.

В статье рассказываем про основы работы с маркетплейсами и объясняем, как начать торговать, на примере Яндекс Маркета.

Что такое маркетплейсы и как они работают

Маркетплейсы — это торговые площадки в интернете, которые соединяют продавца и покупателя. Маркетплейсы защищают сделки и обеспечивают честное взаимодействие. Работают они по такой схеме:
  • продавцы размещают товары;
  • покупатели их приобретают;
  • маркетплейс следит, чтобы продавец получил деньги, а покупатель — заказ.
Маркетплейс избавляет продавца от рутинных задач. После запуска магазина на маркетплейсе можно делегировать площадке значительную часть задач: привлечение покупателей, хранение, упаковку и доставку товаров. Чтобы торговать на маркетплейсах, необязательно содержать собственный склад и сотрудничать с транспортной компанией.

Еще одно преимущество маркетплейсов — удобство для пользователя: можно купить много товаров из разных категорий в одном месте и сразу оплатить заказ.

Я хотел, чтобы о моем товаре узнало как можно больше людей. Для этого нужны были крупные федеральные площадки, которые уже заточены под электронную коммерцию. Поэтому, чтобы облегчить себе работу с продвижением, мы стали размещать продукт на Яндекс Маркете. Если в первый интернет-магазин мы приводили покупателей через постоянную рекламу, то здесь люди сами приходят за покупками. И это миллионы человек по всей России, которым удобнее искать товары не в строке поиска, а сразу на маркетплейсе.
Юрий Бедретдинов,
продавец ножей на Яндекс Маркете
Начните свой бизнес на Маркете
Дарим 10  000 бонусов на продвижение новым продавцам

Плюсы и минусы торговли на маркетплейсах

У работы на маркетплейсах есть две стороны.
Плюсы
  • Возможность начать бизнес на маркетплейсах без больших вложений
  • Можно делегировать большую часть бизнес-процессов: привлечение аудитории, хранение, упаковку и доставку товаров.
  • Бесплатное продвижение от маркетплейса, если ваш товар пользуется спросом.
  • Внутренние инструменты продвижения на маркетплейсе: зачастую они дешевле и эффективнее таргетированной и контекстной рекламы.
  • На маркетплейсах простой документооборот — все прозрачно и работает через ЭДО.
  • Есть бесплатная аналитика по рынку и вашему магазину, можно в режиме реального времени наблюдать за статистикой продаж прямо из личного кабинета.
Минусы
  • Высокая конкуренция у популярных товаров, сложно выйти с ними в топ с нуля.
  • Нужно платить по тарифам маркетплейса проценты с продаж за каждый купленный и доставленный заказ.
  • Приходится следовать строгим правилам работы, за нарушение которых могут заблокировать магазин.
  • Маркетплейсы быстро меняются, поэтому нужно постоянно следить за новостями и обновлениями на площадке.

Зачем выходить на маркетплейсы

Еще маркетплейсы помогают кратно увеличить доходы, охватить все возможные каналы продаж, снизить издержки и протестировать новое направление бизнеса с минимальными рисками.
В 2019 году мы запустили собственный интернет-магазин товаров для животных Petathome.ru, расширили ассортимент и увеличили количество поставщиков до 20. Росли уверенно, но быстро поняли, что будем проигрывать конкуренцию маркетплейсам, поэтому решили выйти на Маркет.

Мы работаем с Маркетом уже более пяти лет: участвуем в экспериментальных проектах, используем новые инструменты.

Сейчас Маркет дает нам 50% от всех продаж — больше, чем остальные маркетплейсы в сумме.

Сергей Кучерявый,
совладелец магазина зоотоваров PetAtHome
Читайте также:
«Как продавать товары для животных на Маркете: опыт магазина PetAtHome с оборотом в 150 млн рублей»
По сути, продавец может выйти на маркетплейс и делегировать ему большую часть задач. Останется только закупать товары, добавлять их в магазин, заниматься продвижением и отслеживать результаты продаж в личном кабинете.
Маркетплейсы предоставляют продавцам множество услуг:
  • хранение, сбор и упаковка товаров;
  • доставка заказов в пункт выдачи или постамат;
  • инструменты продвижения;
  • финансовая отчетность и аналитика;
  • анализ динамики продаж и прочее.
В 2016 году вместе с партнерами мы запустили строительный магазин. Росли медленно, не всегда справлялись с заказами. Поэтому я и предложил запустить продажи на Яндекс Маркете. По моим расчетам, это должно было увеличить поток покупателей и, соответственно, доход. Мы получили еще один канал продаж. При этом запуск продвижения и работу со складами, которую раньше делали я и мои знакомые, можно было доверить Маркету.

Когда мы стали сотрудничать с Яндекс Маркетом, ощутили кратный прирост в заказах. Маркет обеспечивает нас покупателями даже в несезон. Это, кстати, во многом помогло компании не разориться в самом начале пути. Сейчас продажи на Маркете составляют 35% от нашего оборота. Этот показатель стабилен из месяца в месяц.

Павел Коган,
совладелец строительного магазина «Кузьмич»

Как выбрать выгодную нишу и товар для торговли на маркетплейсах

Перед выходом на маркетплейсы нужно проанализировать рынок и спрос, это поможет найти свободную нишу и занять свое место. Это можно сделать с помощью сервисов аналитики (Moneyplace, Topseller и других), которые за вас проанализируют конкурентов, помогут с выбором ценового сегмента и оценят перспективы для роста и расширения ассортимента.

Подробно о том, как сделать выбор, рассказали в статье «Как провести анализ ниши и конкурентов перед выходом на маркетплейсы: 6 шагов».

Как узнать спрос на товар
Найти популярные товары можно несколькими способами:
  • воспользоваться сервисами по подбору ключевых слов «Вордстат» и поиском на маркетплейсах: это поможет понять, как часто ищут конкретные товары и сколько продавцов предлагают их купить;
  • воспользоваться сервисами аналитики: они покажут, что именно ищут посетители маркетплейсов;
  • проанализировать категорию по ключевому слову — ввести в строку поиска название товара и посмотреть, в каких категориях он представлен.
Определить цену товара
Не забывайте про ценообразование. Иногда продавцы договариваются о поставке и не замечают, что стоимость закупки такая же, как и цена продажи у конкурентов.
Чтобы понять, как формируется цена на товар, нужно:
  • Сравнить цены на товар у поставщика и конкурента. Можно составить таблицу с полями: по какой цене продает поставщик, по какой — конкурент и какая разница между двумя суммами.
  • Сравнить цены у разных поставщиков.
  • Учесть стоимость упаковки, доставки и хранения. Например, если у вас свой склад, то хранение условно-бесплатное, ведь за сам склад все равно приходится платить. На маркетплейсах иначе. Например, на Маркете не нужно платить за хранение в двух случаях: в течение 30 дней, если вы продаете товары впервые (или не поставляли их в предыдущем месяце) или если оборачиваемость ваших товаров высокая. То есть вы продаете одежду, обувь и аксессуары меньше чем за 180 дней, а другие категории товаров — меньше чем за 90 дней.
  • Учесть все расходы на услуги маркетплейса с помощью калькулятора:
Читайте также:
Как рассчитать себестоимость товара, чтобы работать только в плюс

Особенности работы с Яндекс Маркетом

Правила работы на разных маркетплейсах различаются. Узнать подробную информацию о требованиях можно на сайте торговой площадки. А в этом разделе разберемся, как работает Яндекс Маркет.
  • Размещение на маркетплейсе доступно юридическим лицам (ООО), индивидуальным предпринимателям (ИП) и самозанятым. Для продажи некоторых товаров нужно загрузить документы: декларацию о соответствии, сертификат или свидетельство о государственной регистрации.
  • Маркет устанавливает тариф — 1–16% от цены проданного товара в зависимости от его категории. Например, за продажу воска для ухода за кузовом автомобиля придется заплатить 7%, а за продажу школьных дневников — 4%. На других маркетплейсах тариф составляет 2–15% на разные категории товаров.
  • Продавцы могут получать заработанные средства ежедневно, раз в неделю или раз в две недели. Частоту выплат можно настроить самостоятельно в личном кабинете.
  • Маркет предлагает четыре модели работы. В зависимости от модели задачи распределяются между продавцом и маркетплейсом. Например, доставлять товары может сам продавец или Маркет — курьерской службой Яндекса до пункта выдачи заказов или лично покупателю.
Читайте также:
«Все модели работы на Яндекс Маркете: выбираем самую выгодную для продавца»
Индекс качества — параметр для оценки магазина на Маркете. По модели FBY индекс качества показывает, насколько хорошо продавец делает поставки на склады Маркета, а в моделях FBS, DBS и Экспресс индекс оценивает работу с заказами: количество задержек, отмен и возвратов. Если значение индекса падает ниже 39%, товары магазина перестают попадать в выдачу.

О чем важно помнить при выходе на маркетплейсы

  • Тарифы. Чем ниже тариф маркетплейса, тем больший доход получает предприниматель. Тарифные ставки нужно заранее закладывать в расходы бизнеса, чтобы не оказалось, что на комиссии уходит большая часть прибыли.
  • Выплаты. Заранее оцените потенциальный объем продаж и количество денег, которые нужны бизнесу на погашение задолженностей. Например, если получать выплаты раз в месяц, может оказаться, что компании нечем расплачиваться с поставщиками.
  • Поставка товаров. Если вы планируете отгружать товары на склад маркетплейса, изучите условия поставок. У каждого маркетплейса свои требования к тому, когда, куда и в каком виде нужно привозить товары. Если эти требования не соблюдать, склад не примет товар.
  • Требования к продавцу. У всех маркетплейсов разные требования к продавцам. Изучите их, чтобы вам не отказали в размещении. К примеру, на Яндекс Маркете для продажи определенных товаров нужно прикрепить разрешительные документы. Например, такое ограничение действует для категории продовольственных товаров. Если документов нет, продавать на маркетплейсе не получится.
  • Выбор ценовой политики. При работе с ценами на Яндекс Маркете стоит обращать внимание на рекомендации маркетплейса и индекс качества. Если непонятно, какую цену назначать за товар, можно ориентироваться на отчет «Цены конкурентов» в личном кабинете или настроить автоматическое управление ценами.
  • Модерация. На некоторых маркетплейсах можно торговать сразу после того, как предприниматель зарегистрируется и загрузит каталог товаров. А другие торговые площадки модерируют каждый товар: если неправильно заполнить карточку, ее отклонят и напишут, что нужно исправить.
  • Аналитика. Маркетплейсы — это технические площадки, где можно научиться анализировать, продвигать и назначать правильные цены на товары. Многие маркетплейсы предоставляют бесплатные инструменты — не пренебрегайте ими.
Читайте также:
«Как сделать первую поставку на склад Яндекс Маркета — 7 простых шагов»

Как продавать на маркетплейсах: начало работы

Выход на маркетплейсы — это целый процесс, где важен каждый шаг.

Допустим, у вас 20 товаров. Вот что надо сделать, чтобы начать их продавать:

  • оформить ИП или ООО: около 3 дней;
  • загрузить на маркетплейс все требуемые документы: от 30 минут до часа;
  • сфотографировать товар и описать его характеристики: от 3 дней до недели;
  • оформить карточки товаров: от 3 дней до недели;
  • оформить магазин: 1–2 дня;
  • выбрать схему работы на маркетплейсе: 1 день.
В общей сложности на выход на маркетплейс нужно заложить неделю.
Для этого нужно пройти несколько этапов:
  • Зарегистрироваться. Указать Ф. И. О. продавца, контакты, данные о компании.
  • Выбрать модель работы. От нее зависит, кто будет отвечать за хранение, сбор и доставку заказов.
  • Создать карточки товаров. В них нужно указать подробные характеристики продукции, добавить описание и фотографии. Без фото размещать товары на маркетплейсах не получится.
  • Пройти модерацию. После этого товары попадут в выдачу, покупатели их увидят, а магазин начнет получать первые продажи.

Какие ошибки чаще всего допускают новички

Новичку может показаться, что маркетплейсы берут на себя всю работу, а продавец только выводит деньги на счет. На самом деле торговля на маркетплейсах — обычный бизнес со своими сложностями и преимуществами. Вот несколько распространенных ошибок, которых стоит избегать:
  • Продавать без аналитики. Полагаться на свой вкус в бизнесе точно не стоит. Вам может казаться, что всем срочно нужны льняные скатерти, а на самом деле спрос на них низкий. Чтобы не вложить деньги в провальный товар, заранее изучите спрос. Сделать это можно в личном кабинете продавца на Маркете. Например, аналитические отчеты показывают подборки востребованных товаров по категориям, какие товары пользуются большим спросом и какие цены назначают конкуренты в вашей категории.
Если что-то можно измерить, значит, этим можно управлять. Каждый процесс влияет на показатели — расходы, рентабельность, долю выкупа и многие другие. С первой поставки на маркетплейс смотрите, какие метрики отражают эффективность процессов, как их измерить, как они меняются. Отслеживать их нужно регулярно, а лучше автоматически. Так увидите точную динамику, а не отрывочные данные. Метрики, рассчитанные по точным данным, помогут быстрее принимать взвешенные решения и контролировать их исполнение.

Например, стоит регулярно отслеживать оборачиваемость — скорость возврата вложенных денег, или скорость продажи товара. Если она уменьшилась, значит, что-то пошло не так. Возможно, на склад поступило слишком много товара и он не успевает продаваться. Значит, нужно скорректировать производство и поставки. Или упала динамика продаж. Нужно понять, в какой день это произошло и что на это повлияло: посмотреть на отзывы, изменение цен у себя и у конкурентов. Метрика подскажет, когда нужно обратить внимание на проблему.

Мария Пиперкова,
продуктовый маркетолог в Яндекс Маркете
  • Не готовиться к сезонным распродажам. Кажется, что, если День знаний, 8 Марта и Новый год — только один день в году, добавлять в ассортимент тематические товары можно за месяц до события. На самом деле, отгрузить товары на склад нужно заблаговременно, чтобы они точно были в наличии к началу акции.
Обычно после праздников или больших акций продажи снижаются. Важно участвовать в сезонных и праздничных распродажах, чтобы успеть получить прибыль и заработать деньги на время затишья после праздников.

Отслеживайте уведомления от Маркета: они всегда говорят, в какие даты нужно поставить товар на склады, чтобы участвовать в акциях. Например, чтобы попасть в распродажу товаров к 8 Марта, товар нужно доставить на склад или в сортировочный центр в середине февраля, а не 7 марта.

Мария Пиперкова,
продуктовый маркетолог в Яндекс Маркете
  • Забывать о продвижении. Чтобы продажи росли, нужно пользоваться рекламными инструментами маркетплейсов. Например, на Яндекс Маркете можно воспользоваться Бустом продаж и попасть на заметные для покупателя места на маркетплейсе и в рекламной сети Яндекса. Еще можно подключиться к программе кешбэка или участвовать в акциях.
  • Заполнять карточки товара на свой вкус. Грамотное оформление карточек — это основной способ бесплатно продвигать товары. Но чтобы карточки вышли в топ, нельзя полагаться на интуицию. Нужно заполнять все характеристики, добавлять фото- и видеоконтент, а для некоторых товаров — обзоры на 360°.
Качество карточки оценивается экспертно — в пунктах. Чем выше качество, тем больше продаж. Косвенные показатели, по которым можно оценить качество карточки — конверсию взаимодействий с карточкой: доля товаров в корзине, доля купленных товаров, товаров в избранном, просмотры карточки. Больше взаимодействий — лучше карточка и больше продаж.

Универсального рецепта, как сделать качественную карточку для всех товаров, нет. Нужно искать работающие решения для каждого случая на собственном опыте и у успешных конкурентов.

Мария Пиперкова,
продуктовый маркетолог в Яндекс Маркете
11.08.23
Поделиться
Развивайте своё дело на Маркете
Еще по теме
Как сделать товары заметнее с помощью поиска на Маркете
Расти 15.08.23
Все модели работы на Яндекс Маркете: выбираем самую выгодную для продавца
Начать 12.07.23
3 мифа об экспресс-доставке, которые мешают вам расти
Mon Oct 23 2023 21:36:51 GMT+0300 (Moscow Standard Time)