Как оформить сертификат соответствия, декларацию и отказное письмо для маркетплейса

Все о стоимости, сроках и подводных камнях при подготовке документов

Дата
18.10.23
Рубрика
Автор статьи
Ирина Задохина
Поделиться
По закону все товары должны быть безопасны для здоровья покупателей. Например, детские игрушки нельзя изготавливать из токсичных материалов, а косметика не должна вредить коже. Чтобы подтвердить безопасность товара, его проверяют в лаборатории и сертифицируют. В этой статье расскажем, какие документы нужно оформить, где их получить и сколько они стоят. В конце поделимся списком товаров, которые можно продавать без сертификатов.

Какие документы нужны для торговли на маркетплейсе: сертификат соответствия, декларация и отказное письмо

Сертификат — документ, который показывает, что товар прошел лабораторные испытания и считается безопасным. Помимо сертификата, есть и другой документ — декларация о соответствии. Она тоже подтверждает безопасность изделия и по юридической силе равна сертификату. Разница между этими документами заключается в виде товара, соответствие которого они подтверждают.
Сертификат надо получать для товаров со строгими требованиями безопасности: бытовой техники, детского питания или спортивного инвентаря. Декларация нужна для товаров большинства потребительских категорий: продукты питания, косметика, одежда и обувь.
Ольга Караим,
менеджер продуктового обучения в Маркете
Если уверены, что товар не требует сертификации, то в аккредитованном центре можно получить отказное письмо. Оно подтверждает, что для вашего товара не нужны документы о соответствии.

Ниже расскажем, чем эти документы отличаются друг от друга. Каждый документ рассмотрим по трем параметрам: на какую продукцию нужен, как можно оформить и сколько стоит.

Сертификат соответствия

Подтверждает, что качество продукции соответствует техническим регламентам, требованиям ГОСТа и регламентам Таможенного союза.
Так выглядит сертификат соответствия
Для какой продукции нужен: детские товары и игрушки, инвентарь для спорта, предметы одежды, медицинские изделия и другие. Для сверки можно использовать Постановление Правительства № 2425 или Решение комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. № 620.
Сертификацию товаров для маркетплейсов можно оформить в добровольном порядке на продукцию, для которой наличие подобного документа не предусмотрено. Это поможет вам получить конкурентное преимущество и повысит лояльность покупателей.
Ольга Караим,
менеджер продуктового обучения в Маркете
Как получить: обратиться в лицензированный сервис аккредитации и передать ему образцы товара. Важно обращаться в компании, у которых есть лицензия от Федеральной службы по аккредитации. Проверить наличие лицензии можно на сайте Министерства цифрового развития.

Когда выбрали центр, составьте заявление на сертификацию и подготовьте образцы. Если вы сами производите товары, сотрудники центра придут к вам, чтобы отобрать товары для экспертизы.

Для сертификации товара центру нужно предоставить следующий набор документов:

  • техническую документацию продукта. Ее можно запросить у поставщика. Это может быть паспорт продукта, сведения о сырье, из которого он изготовлен, подробные копии изображений товаров;

  • сведения о производителе, копии регистрационных документов, уставов, технических документов о производстве и так далее.

Сколько стоит: От 10 000 рублей за сертификат по нормам ГОСТ Р и от 45 000 рублей за сертификат, соответствующий техническому регламенту Таможенного союза. Второй тип сертификата подойдет, если вы планируете экспортировать или импортировать товар.

Декларация

Подтверждает, что продавец реализует товар, полностью соответствующий ГОСТам и техническим регламентам.
Так выглядит декларация о соответствии требованиям таможенного союза
Важное отличие от сертификата: ответственность за сведения, указанные в декларации, несет поставщик или производитель, а в случае с сертификатом — центр, который его выдал.
Например, предприниматель из России продает на маркетплейсах косметику из Китая. Он обязательно должен получить на продукцию декларацию соответствия российским стандартам качества, иначе нельзя будет торговать.
Срок действия документа зависит от требований техрегламентов, которым должна соответствовать продукция.
Для какой продукции нужен: Полный список можно посмотреть в Постановлении Правительства РФ № 2425. Вот краткий перечень: товары личной гигиены, лакокрасочные материалы, посуда из нержавеющей стали, бытовая химия и другие изделия.

Как получить: Порядок точно такой же, как и в случае с сертификатом: нужно обратиться в аккредитованный центр сертификации товаров. Экспертиза пройдет почти так же, как при сертификации, но на последнем этапе нужно загрузить данные декларации и протоколы испытаний в сервис Росаккредитации. Это можно делать самостоятельно или через центр, который выдал документы.

Сколько стоит: от 5 000 до 20 000 рублей. Стоимость зависит от вида товара, срока декларирования и тарифов сертификационного центра. Например, стоимость декларации о безопасности продукции, предназначенной для детей, сроком на 3 года начинается от 7 500 рублей. Декларация о соответствии парфюмерной продукции на тот же срок будет стоить 8 000 рублей и выше. Актуальные тарифы можно уточнить в сертификационном центре.

Отказное письмо

Официальный документ, который подтверждает, что на продукцию не нужен ни сертификат, ни декларация.
Так выглядит отказное письмо
Для какой продукции нужен: Для отечественной и импортной продукции, которая по закону не может причинить вред здоровью.
Например, для игрушек 18+ с зарядкой от сети нужно оформить декларацию соответствия. Однако, если у изделия напряжение менее 3,5 В, можно оформить отказное письмо. В этом случае следует обратиться в сертификационный центр и указать напряжение и код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Код можно найти в классификаторе ТН ВЭД.
Роман Воробьев,
основатель бренда Deep Beauty
Как получить: Оформить отказное письмо самостоятельно нельзя. Его можно получить у изготовителя по запросу или в аккредитованном сертификационном центре, если товары изготавливает продавец. Во втором случае никаких образцов изделий предоставлять не нужно, сотрудник центра сертификации выдаст письмо на основании полученных от изготовителя технической документации и описания продукции.

Отказные письма не имеют сроков действия. Если нормативная база изменится и тип реализуемого товара добавят в список изделий, подлежащих сертификации, документ потеряет силу. В этом случае продавцу придется получать сертификат или декларацию на товар.

Сколько стоит: от 3 000 до 6 000 рублей в зависимости от тарифов сертификационного центра.

Как понять, подлежит ли товар обязательной сертификации

Есть три способа узнать, нужен сертификат для продажи товара или нет:

Обратиться за консультацией в сертификационный центр. Эксперты центра внимательно изучат товар, его характеристики и подскажут, какие регламенты Таможенного союза, стандарты и постановления на нее распространяются.

Проверить самостоятельно. Для этого потребуется внимательно изучить технические регламенты Таможенного Союза (ТР ТС) и другие документы по нормам национальной системы ГОСТ Р. Идентифицировать товар можно с помощью общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности и  товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС.

Товары, которые производятся на территории Евразийского экономического союза, перед реализацией на маркетплейсах должны получить сертификат соответствия Таможенного союза.

Спросить у службы поддержки маркетплейса. Искать товар вручную может быть утомительно, к тому же ошибиться легко, а списки продукции, подлежащей сертификации, обновляются регулярно.

Чтобы не тратить время и обезопасить себя от штрафов, можно заранее обратиться в поддержку маркетплейса. Специалисты подскажут, нужна ли разрешительная документация или можно обойтись без нее.

Какие товары можно продавать без сертификатов

Если товара нет в Решении Комиссии Таможенного союза № 620 и он не попадает в список Постановления Правительства, то его можно не сертифицировать. Собрали несколько самых популярных категорий таких товаров:

  • сувенирная продукция: магниты, брелоки и значки;

  • украшения и бижутерия, изготовленная на фабрике или вручную;

  • спортивный инвентарь: гантели, штанги, эспандеры, коврики для фитнеса;

  • товары для дома: приспособления для уборки и предметы интерьера;

  • аксессуары: расчески, заколки, ремни, портмоне и кошельки;

  • товары для рукоделия: пряжа, спицы, наборы для вышивания;

  • чехлы и аксессуары для телефонов.

Но есть нюанс: для этих товаров может потребоваться отказное письмо. Его можно получить на группу товаров. Например, если в вашем ассортименте представлено 30 пар разнообразных солнцезащитных очков, не обязательно получать отказное письмо на каждый артикул. Достаточно получить один документ и добавить его в карточку к каждой единице товара.

Какие есть штрафы за отсутствие сертификата соответствия

Большинство маркетплейсов не требуют немедленной загрузки всех документов. Однако, если покупатель запросит их, а их не окажется, это может привести к блокировке товара. А еще по закону за продажу товаров без сертификата качества или с просроченными документами продавец несет административную ответственность. Размер штрафа зависит от формата бизнеса:

  • для ИП сумма взыскания составит от 25 000 до 35 000 рублей;
  • юридическим лицам придется заплатить гораздо больше: от 300 000 до 500 000 рублей.

Если товар без сертификата соответствия нанесет вред здоровью, то штраф будет еще больше. При повторном нарушении товар изымают с продажи.

Как загрузить документы на Маркете

Чтобы загрузить документы, нужно зайти в раздел «Товары» → «Документы на товары». При загрузке нужно:

  • указать тип документа, серию и номер;
  • сертификата срок действия;
  • коды товарной номенклатуры, если они есть, и требования, например ГОСТ, техрегламент или СанПиН.
Раздел «Товары» → «Документы на товары»
После этого остается связать сертификаты с товарами из каталога. Это можно сделать вручную в кабинете или с помощью Excel файлов. Сотрудники Маркета также могут запросить загрузку недостающих документов. Важно делать это оперативно, чтобы товары не скрылись с витрины.
Читайте также:
Какой ОКВЭД выбрать для торговли на маркетплейсах — все, что нужно знать

Чек-лист: как сертифицировать товары для маркетплейсов

  • Чтобы продавать некоторые категории товаров на маркетплейсах, нужно обязательно получить сертификаты соответствия. Это экспертные заключения, которые подтверждают, что товар прошел все технические испытания и безопасен для здоровья потребителей.

  • Разрешительная документация бывает двух видов: сертификат или декларация соответствия. Оба документа можно получить в специальных сертификационных центрах. Следите, чтобы у центра, к которому вы обращаетесь за документацией, была лицензия, иначе сертификаты и декларации соответствия не будут иметь никакой силы.

  • Наличие в карточке товара упоминания о том, что продукция получила все необходимые сертификаты соответствия, укрепляет доверие покупателей, повышает имидж продавца и делает его более привлекательным среди конкурентов.

  • Если для продукта не требуется никакой разрешительной документации, на нее следует оформить отказное письмо. Такой документ обезопасит продавца в случае, если его деятельностью заинтересуются надзорные органы или кто-то из покупателей захочет убедиться в качестве товара.

  • За отсутствие разрешительной документации можно получить административный штраф, потерять ассортимент и лишится аккаунта на маркетплейсе.
18.10.23
Поделиться
Развивайте своё дело на Маркете
Еще по теме
За что могут заблокировать на маркетплейсах: полный гайд по запрещенке
Начать 22.02.24
Успеть к праздникам: как выйти на Маркет и получить больше продаж в горячий сезон
Начать 16.02.24
Как фотографировать товары дома: собираем фотостудию
Начать 15.02.24
Как выбрать товарную нишу на Маркете: советы экспертов
Начать 26.03.24

Начните зарабатывать вместе с Маркетом

Стать продавцом

none
Fri Sep 27 2024 03:03:25 GMT+0300 (Moscow Standard Time)