Какой ОКВЭД выбрать для торговли на маркетплейсах — все, что нужно знать

Рассказываем, как не нарваться на штрафы налоговой.

Дата
22.08.23
Рубрика
Автор статьи
Татьяна Швецова
Поделиться
Чтобы продавать товары, нужно зарегистрировать коды ОКВЭД для законной торговли на маркетплейсах. В статье расскажем, что это такое, какие коды нужны для работы с маркетплейсами и как избежать штрафов.

Что такое ОКВЭД

ОКВЭД — это общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Он позволяет государству отслеживать, чем занимаются разные компании.
Во время регистрации ИП или ООО предприниматели заполняют специальное заявление, в котором находятся листы с кодами ОКВЭД. По закону, в дальнейшем компания может осуществлять только ту деятельность, которая прописана в этих кодах. Например, производитель одежды не может добывать нефть, если не зарегистрировал соответствующий код.
Определиться, какие нужны ОКВЭД для продажи, поможет классификатор. Всего в классификаторе 21 раздел, содержащий классы. Классы уточняют сферу деятельности. Например, раздел C регулирует обрабатывающие производства, а входящий в него класс 22 — производство резиновых и пластмассовых изделий. Есть и более широкое разветвление: классы делятся на подклассы, а они, в свою очередь, на группы, подгруппы и виды. В классификаторе есть все законные виды деятельности — от производства лекарств до юридических услуг.
При регистрации компании в налоговой службе выбирают один основной код для продажи на маркетплейсах и несколько вспомогательных. При желании можно выбрать несколько кодов из разных сфер деятельности. Однако слишком большое количество кодов привлечет внимание налоговой службы.
Читайте также:
Как провести анализ ниши и конкурентов перед выходом на маркетплейсы: 6 шагов

Как выбрать коды ОКВЭД для маркетплейса

Основная деятельность у юрлица или ИП может быть только одна, поэтому и основной код ОКВЭД для работы на маркетплейсах тоже. При работе с маркетплейсами это торговля в сети. Основным кодом в этом случае будет код 47.91 — «Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет».
В классификаторе у этого кода указано несколько подразделов:
  • 47.91.1 — торговля розничная по почте;
  • 47.91.2 — торговля розничная, которая осуществляется только через интернет;
  • 47.91.3 — торговля розничная, которая осуществляется через интернет-аукцион;
  • 47.91.4 — торговля розничная, которая осуществляется с помощью телефона, радио и телевидения.
В качестве основного кода можно указать как код раздела 47.91, так и уточняющий код подраздела, например, 47.91.2.
Важно: если в качестве основного кода указать 47.91.2, а позже на маркетплейсах появятся возможности торговать через аукционы, продавец уже не сможет воспользоваться аукционами в рамках интернет-торговли. Придется менять код. Поэтому не спешите выбирать основной код из подразделов. Лучше указать универсальный код 47.91 — он подойдет как для торговли через интернет, так и для торговли через аукцион или по почте. Чтобы уточнить сферу деятельности, можно использовать дополнительные коды из других разделов.
Читайте также:
Все модели работы на Яндекс Маркете: выбираем самую выгодную для продавца

Дополнительные коды ОКВЭД для торговли на маркетплейсах

Дополнительные коды ОКВЭД для продажи на маркетплейсах помогут расширить сферу деятельности. При их выборе нужно подумать, чем компания хочет заняться в ближайшем будущем.
Например, сначала продавец планирует работать по схеме FBO, то есть заказы будет доставлять маркетплейс. Но если компания перейдет на собственную доставку, понадобится подключить отдельный код — 23.20.
Вспомогательных кодов для торговли на маркетплейсах довольно много. Например, продавцам могут пригодиться такие:
  • 23.20 — дает возможность заниматься курьерской доставкой;
  • 47.19 — дает возможность продавать товары в неспециализированных магазинах. Например, магазин может одновременно продавать зоотовары, продукты питания и мебель.
  • 52.10 — дает возможность предоставлять услуги хранения и получать за это оплату.
Некоторые маркетплейсы обязывают предпринимателей выбирать соответствующие коды ОКВЭД для торговли определенными товарами. Например, для продажи одежды нужно прописать код 47.71, а для продажи книг — 47.61.
Важно: если перейти в сферу деятельности, которая не прописана в документах, предпринимателю придется уплатить штраф — 5 000 ₽. При этом, если изначально предприниматель выбрал много кодов, он не обязан использовать их одновременно.
Читайте также:
За что могут заблокировать на маркетплейсах — полный гайд по «запрещенке»

Когда коды деятельности нужно менять

Коды ОКВЭД меняют в двух случаях.
  • Ошибка при регистрации. Бывает так, что предприниматели не вписывают коды той или иной деятельности, а потом начинают работать в этой сфере. В такой ситуации владельца компании ждет штраф из налоговой.
  • По желанию владельца бизнеса. Допустим, продавец запустил на маркетплейсах магазин с книгами и канцелярией, не получил желаемых продаж и решил сменить сферу. Например, открыл новый магазин с товарами для дома.

Как изменить код ОКВЭД?

Чтобы сменить коды, нужно написать заявление в налоговую по форме Р24001 для индивидуальных предпринимателей и Р13014 — для ООО.
В каждом документе присутствуют два листа. На одном предприниматель вписывает коды, которые необходимо добавить, а на втором листе — те, что подлежат удалению. Через несколько дней предприниматель получит письмо на электронную почту, в котором будет сказано, что направления деятельности изменились.
Так выглядит один из листов формы Р24001 — сюда индивидуальные предприниматели вписывают коды ОКВЭД. Источник: regberry.ru
Читайте также:
Как сделать первую поставку на склад Яндекс Маркета — 7 простых шагов

Что будет, если код ОКВЭД выбран неправильно

Закон не предусматривает санкций за ОКВЭД, который выбран с ошибкой. Однако работать по неправильному коду компании не могут — за это грозит штраф 5 000 рублей.
Самым суровым наказанием может быть принудительный перевод бизнеса на общий режим налогообложения. Например, это может произойти, если ИП на упрощенке начинает производить и продавать подакцизные товары без нужных кодов ОКВЭД для продажи на маркетплейсах. В этом случае предпринимателя ждут большие переплаты по налогам и множество расходов, с которыми он мог бы и не сталкиваться.
Еще один повод внимательно следить за правильным выбором ОКВЭД для торговли — санкции банков, которые могут ограничить операции или полностью заблокировать расчетный счет компании. Например, это может произойти, если владелец бизнеса стал получать большой доход по коду 47.19, а в налоговой указан код 23.20. То есть платежи обязательно должны соответствовать виду деятельности, заявленному в налоговую.
22.08.23
Поделиться
Развивайте своё дело на Маркете
Еще по теме
За что могут заблокировать на маркетплейсах: полный гайд по запрещенке
Начать 22.02.24
Успеть к праздникам: как выйти на Маркет и получить больше продаж в горячий сезон
Начать 16.02.24
Как фотографировать товары дома: собираем фотостудию
Начать 15.02.24
Как выбрать товарную нишу на Маркете: советы экспертов
Начать 26.03.24

Начните зарабатывать вместе с Маркетом

Стать продавцом

none
Thu Sep 19 2024 14:38:31 GMT+0300 (Moscow Standard Time)