Четыре года назад я заинтересовалась работой с Китаем. Начала смотреть тренинги о том, как российские ребята ездили на Кантонскую выставку в Гуанчжоу, находили интересные товары и начинали их продавать. Потом по одному из проектов я должна была поехать в Гуанчжоу. Решила не упускать такую возможность и найти товар, которого нет еще ни у кого в России.
На выставке было много китайских поставщиков и самой разной продукции. Но меня привлекла небольшая аллея с товарами из Кореи. Там нашла стенд, на котором выставлены зубные щетки в виде зверушек.
С момента знакомства на выставке до переговоров с президентом компании прошло три месяца. За это время открыли юридическое лицо, счета в банке, чтобы можно было производить оплату и подписать договор. Заказали образцы, чтобы узнать стоимость сертификации и посмотреть, понравятся ли моим детям такие зубные щетки.
Когда я убедилась, что продукт понравился не только мне, но и конечному потребителю, полетела презентовать свою идею. Предварительные договоренности были, но нужно было их закрепить документально при личной встрече с корейскими партнерами.
Сейчас я понимаю, что план был рискованный: ни у меня, ни у моего мужа не было опыта дистрибуции товаров гигиены. Мы до конца не понимали, как продавать зубные щетки. Но за три дня поездки я смогла убедить президента компании подписать контракт.
Во-вторых, у меня был опыт в международной компании, у мужа — навыки построения бизнес-процессов и переговоров, без чего было бы невозможно запустить продукт на российский рынок. Я презентовала идею и вела диалог, поэтому знание английского было необходимо.
В-третьих, мы показали свое серьезное намерение — лично прилетели на переговоры, хотя можно было организовать все в онлайне, а после подписания контракта в тот же день внесли плату за первую партию, что полностью подтвердило то, что мы готовы к запуску проекта в России.
Пока продукт еще проходил сертификацию, занялись маркетингом, частично расходы субсидировала MEGA TEN. Начали с Instagram * и запуска таргетированной рекламы. С блогерами делали различные интеграции, участвовали в выставках.
Собрали стенд с героями, изображенными на щетках, придумали активности. Все участие, включая свой стенд, обошлось почти в 1 000 000 рублей. Свои плоды это принесло — получилось найти первых B2B-клиентов.
За время роста компании я наблюдала несколько всплесков продаж. Первый — после выхода на маркетплейс. Случилось это после начала пандемии, поэтому онлайн-продажи заметно выросли. Второй — после участия в крупной профильной выставке. Тогда получилось найти много новых B2B-партнеров.
В обоих случаях большое внимание уделяли контенту. Для создания баннеров или карточек нанимали профессионального фотографа, чтобы каждая фотография работала на бренд.
Обратились в агентство, чтобы развивать продажи. Чтобы усилить эффект, обратились к агентству, которое помогает развивать продажи на маркетплейсе. Они проанализировали нишу и конкурентов, составили список рекомендаций и сделали отчет.
Еще есть удобные отчеты. Можно посмотреть самые востребованные товары, проанализировать спрос и понять, каким позициям отдать предпочтение в следующей поставке.
Чуть позже банк «Открытие», в котором обслуживалась компания, попал под санкции. Это означало, что больше не получится оплачивать поставки из Кореи. Для меня это был шок. Когда я об этом узнала, то на все деньги, что были, купила иены. Ситуации это не помогло: платежи все равно не проходили и снять наличные тоже было нельзя.
В итоге, когда несколько раз платеж в иенах не прошел, решили все деньги конвертировать обратно в рубли. Поскольку курс упал, то на этой операции потеряли несколько миллионов. Затем выбрали банк, который не попал под санкции, договорились об оплате в юанях, купили валюту и оплатили поставку.
Когда корейскому партнеру удалось перевести деньги, решили созвониться с президентом компании и узнать его намерения. Президент компании меня успокоил и сказал, что намерен продолжать работать. Но пришлось сократить закупку, так как потеряли деньги на конвертации валют и повышении цен.
Начните зарабатывать вместе с Маркетом
Стать продавцом