Семейное хобби переросло в крепкий бизнес и теперь приносит стабильный доход.
Дата
25.06.24
Рубрика
Автор статьи
Анастасия Костыркина
Поделиться
Много сил в бизнес по продаже цветов не вкладывали. Не верили, что хватит финансов создать крупную розничную сеть. Сам Айк уделял цветочному магазину один-два дня в неделю, жена чуть больше — два-три дня.
Айк выбрал первый вариант. Магазин открыли в спальном районе Москвы, где люди обычно не готовы покупать «авторские букеты» — необычные композиции из редких или дорогих цветов.
В 2018 году на запуск ушел 1 млн рублей. Помещение арендовали у родственников. На первом этаже сделали рабочее пространство, на втором — склад. Первую партию цветов закупили у оптовиков в Москве — важно было получить цветы как можно быстрее, чтобы открыться.
Стоять у прилавка Айк с женой не хотели, поэтому наняли двух флористов через «Авито».
Россияне все чаще дарят цветы без повода, но все равно в календаре остаются дни, когда цветочный ломится от заказов:
В «Эйфлории» маржа составляет 20–30% — это невысокий процент, если сравнивать со средними показателями в нише, поэтому зарплата флористов стала окупаться только спустя полгода.
Прибыль магазина завязана на работе флориста. От того, из каких цветов он составит композицию и какую упаковку посоветует, зависит стоимость букета, а значит, и прибыль.
В интернете рентабельность ниже — 20%, потому что есть еще затраты на рекламу.
Спустя несколько месяцев после открытия магазина предприниматели отказались от работы с московскими поставщиками. Сейчас сотрудничают с транспортными брокерами и заказывают цветы напрямую из Эквадора и Кении. На многих иностранных плантациях есть русские менеджеры, поэтому можно вести дела без знания иностранных языков.
Сначала из-за пандемии, внешнеэкономических сложностей и повышения курса логистика для Айка подорожала на 60%. Раньше Айк отдавал за доставку одного цветка 20 центов, сейчас — 50 центов, а в праздники вроде 8 Марта — 80 центов. Чтобы тратить меньше, закупают небольшими партиями.
Долгое время розничный магазин приносил 100 000–150 000 рублей в месяц, иногда и того меньше. Все зависело от сезона и погоды: если на улице солнечно, люди чаще покупали цветы, чтобы порадовать себя или близких.
Заказы с Маркета магазин обрабатывает с помощью мобильного приложения. Благодаря интеграции 1 °C с магазином на Маркете, Айк на своем смартфоне видит, в каком статусе находятся заказы: флорист только делает букет или уже передал его курьеру.
Для создания качественного контента купили свет и разные фоны, установили их прямо в магазине. На оборудование и съемку потратили 60 000 рублей. Качественные фотографии, естественно, используют не только на маркетплейсе, но и в соцсетях.
Где продавать цветы? Цветы — товар, который хорошо продается визуально, поэтому большое количество флористов и цветочных магазинов вели профили в «Инстаграме» *. После его блокировки ситуация изменилась: количество заказов уменьшилось, а конкурентов на других площадках стало больше.
Получался такой пользовательский сценарий: клиент находил «Эйфлорию» в Яндекс Картах, звонил по номеру, его перенаправляли в «Инстаграм», а заказ принимали уже в «Вотсапе». Схема не самая удобная, но без вложений приносила 10–15% продаж.
Опасения не напрасны. В большинстве цветочных баз или магазинов типа «цветы у дома» делают упор на минимизацию списаний. Цветок до последнего пытаются продать в ущерб качеству. Средний процент списания у цветочных магазинов — 5–7%.
На маркетплейсе покупатели требовательные и, помимо положительного фидбэка, могут писать и критику. О том, как справляться с негативом, читайте в статье «Как работать с отзывами на маркетплейсах: универсальный гайд».
По мнению Айка, выбирая товар в интернете, покупатель считает, что в офлайне смог бы лучше контролировать флориста: выбрать более красивый и свежий цветок или лучше собрать композицию. Поэтому при продаже цветов через интернет качество должно быть выше, чем при офлайн-продаже.
Вместе с этим люди еще не привыкли покупать цветы онлайн. Для этого должна сформироваться привычка.
Чтобы успешно стартовать в цветочном бизнесе, важно понимать его особенности.
Журнал Маркета регулярно общается с предпринимателями, чтобы узнать, как и с чего начать бизнес в России. Вот что еще стоит почитать по теме:
Начните зарабатывать вместе с Маркетом
Стать продавцом