Рассказываем, что такое SWOT-анализ и как с его помощью вывести бизнес на маркетплейс. Инструкция с примерами.
Дата
28.07.23
Рубрика
Автор статьи
Елена Малышева
Поделиться
SWOT-анализ — метод изучения бизнеса: его сильных и слабых сторон, внешних возможностей и угроз. SWOT расшифровывается так: Strengths (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы).
Результаты анализа обычно оформляют в виде таблицы из четырех ячеек:
Развернутый SWOT-анализ включает не только характеристику бизнеса, но и стратегию развития компании. Например, можно понять, как использовать сильные стороны, и придумать, как избежать угроз.
Маркетплейс берет на себя значительную часть задач магазина: привлекает аудиторию, проводит оплату, доставляет товары. При этом анализировать магазин как бизнес все равно нужно. SWOT-анализ — простой и бесплатный инструмент, поэтому подходит даже начинающим продавцам.
SWOT-анализ подсвечивает все особенности бизнеса:
В SWOT-анализе стоит учитывать особенности площадки. Например, Яндекс Маркет дает такие возможности:
SWOT-анализ подходит для любых проектов: крупного, среднего и малого бизнеса, отделов компаний, экспертов. Его стоит проводить перед выпуском нового товара или услуги, выходом на рынок, для оценки рынка.
В SWOT-анализе изучают как «внутрянку» компании, так и внешнюю среду.
При внешнем аудите изучают следующие критерии:
Внутренний аудит включает анализ бизнес-процессов, конкурентоспособности компании, ее ресурсов:
Маркетплейс — самостоятельный бизнес, для которого можно делать свой SWOT-анализ. Мы покажем, как делать анализ для интернет-магазина на Маркете. Здесь можно анализировать как целый магазин относительно ниши, так и отдельные категории товаров.
Чтобы сделать SWOT-анализ, нужно рассмотреть бизнес по четырем критериям.
Сильные стороны — это положительные качества организации, которые можно контролировать изнутри. Здесь можно перечислить все, что делает компанию успешной и конкурентоспособной. Например:
Давайте разберем параметр на примере магазина, который продает косметику.:
Слабые стороны относят к внутренней среде. Они сдерживают экономический рост компании, не дают ресурсов и возможностей, которые есть у конкурентов. Это могут быть:
Какие слабые стороны могут быть у магазина, который продает косметику:
Возможности — внешние события и тенденции, которые могут положительно повлиять на позиции компании. Можно выделить следующие тенденции:
Пример. У магазина косметики, который только выходит на маркетплейсы, могут быть такие возможности:
К угрозам относят неблагоприятные изменения рынка, которые могут угрожать компании:
Например, к угрозам, которые должен учитывать магазин косметики, можно отнести:
Данные SWOT-анализа нужно переформулировать в емкие тезисы, а затем занести их в таблицу. Вся информация в матрице должна быть основана на исследованиях и интервью с целевой аудиторией.ботают и что влияет на покупателя на каждом шаге.
После этого группы объединяем. Первая работает над проектами, которые позволят реализовать потенциал и устранить слабые стороны (комбинация «Сильные стороны + Возможности» и «Слабые стороны + Возможности»), а вторая — над проектами, которые возникают при группировке Сильных сторон с Угрозами и Слабых сторон с Угрозами.
Такой формат работы рождает много проектов, которые можно брать в детальную проработку и воплощать на местах. Кроме того, эти наброски реализуем гораздо быстрее, чем те, которые «спускают сверху».
SWOT-анализ стал классикой маркетинга и менеджмента. Его изучают в университетах и используют для разработки стратегий развития бизнеса. И хотя кажется, что инструмент универсален, у него есть ограничения.
Плюсы:
Минусы:
После этого группы объединяем. Первая работает над проектами, которые позволят реализовать потенциал и устранить слабые стороны (комбинация «Сильные стороны + Возможности» и «Слабые стороны + Возможности»), а вторая — над проектами, которые возникают при группировке Сильных сторон с Угрозами и Слабых сторон с Угрозами.
Такой формат работы рождает много проектов, которые можно брать в детальную проработку и воплощать на местах. Кроме того, эти наброски реализуем гораздо быстрее, чем те, которые «спускают сверху».
На основе SWOT-анализа можно разработать стратегии развития компании. Для этого нужно соотнести факторы по одной из четырех схем:
Пример. Разберем все четыре стратегии на основе SWOT-анализа магазина косметики.
Начните зарабатывать вместе с Маркетом
Стать продавцом