Стать продавцом
Стать продавцом
Стать продавцом

Прибыль на маркетплейсе: основные виды и способы расчета

Учимся считать бухгалтерскую, маржинальную, операционную и чистую прибыль

Дата
12.12.23
Рубрика
Автор статьи
Татьяна Швецова
Поделиться
Содержание:
Прибыль — это положительная разница между вашими доходами и затратами. Но не всё так просто. Чтобы оценить рентабельность бизнеса, недостаточно одного показателя: нужно развести прибыль по разным категориям и каждую оценить отдельно. Также прибыль может показать, в каких категориях стоит развиваться дальше и есть ли для этого ресурсы. В статье разберемся, какие бывают виды прибыли и как рассчитать все показатели.

Бухгалтерская и экономическая прибыль

Эти показатели позволяют оценить финансовое состояние бизнеса и узнать, насколько эффективно работает магазин на маркетплейсе. Вот как рассчитываются эти показатели:
Явные расходы можно оценить в денежной форме и документально подтвердить. Например, это расходы на материалы или аренду помещения.

Неявные расходы сложно измерить или учесть. Например, это упущенная выгода, которую бизнес мог бы получить, если бы занимался чем-то другим.

Отличие экономической прибыли от бухгалтерской — в составе расходов. В расчете экономической прибыли учитываются все расходы — явные и неявные. Бухгалтерская прибыль используется для внешних пользователей, а также для определения налоговой базы. Экономическая прибыль используется для внутренних оценок эффективности бизнеса и стратегического планирования.

Например, мы продаем мыло ручной работы. Прежде чем клиент возьмет кусок нашего мыла с полки и заплатит за него, мы должны понести расходы: на производство, зарплату сотрудников, аренду помещения. Ежемесячные расходы могут быть такими:

В сентябре мы продали 1 000 кусков мыла по цене 220 рублей за штуку. Наш доход за месяц — 220 000 рублей. В этом случае бухгалтерская прибыль = 220 000 − 125 000 = 95 000 рублей. Чтобы посчитать экономическую прибыль, нужно из 95 000 вычесть неявные издержки. Например, мы могли бы арендовать офис в другом здании на 10 000 рублей дешевле. Значит, наша экономическая прибыль составила 85 000 рублей.
Бухгалтерская прибыль в основном превышает экономическую. Если экономическая прибыль выше бухгалтерской, необходимо перепроверить расчеты. Возможно, неявные издержки раскрыты недостаточно глубоко.
Марина Вотановская,
главный бухгалтер ООО «Портекс Лэнд»

Валовая и маржинальная прибыль

Это важные показатели для коммерческого планирования, которые помогают грамотно распределять ресурсы. Валовая прибыль показывает эффективность продаж, а маржинальная — какие именно товары из ассортимента выгодно продавать. Маржинальная прибыль помогает рассчитать точку безубыточности и рентабельность бизнеса. Показатели рассчитываются по формулам:
Постоянные расходы регулярны. Они влияют на стоимость готового продукта. К ним относятся проценты по кредиту, зарплата административно-управленческого персонала, аренда офиса. Переменные расходы могут меняться, потому что зависят от объемов производства или реализации. К ним относятся затраты на сырье и рекламу.

В нашем примере с мылом мы уже посчитали ежемесячные постоянные и переменные расходы. Но на прошлом шаге мы не учитывали, что некоторые из этих расходов могут меняться от месяца к месяцу. Например, поставщик сырья повысил цены, и на производство теперь уходит 60 000 рублей. Или, к примеру, в сентябре мы увеличили продажи за счет маркетинга и в октябре решили удвоить рекламный бюджет.

Чтобы рассчитать валовую и маржинальную прибыль бизнеса, разделим все расходы на два типа:

В этом месяце наша выручка выросла: мы продали 1 200 кусков мыла и заработали 264 000 рублей. В таком случае валовая прибыль = 264 000 − 105 000 − 80 000 = 79 000 рублей, а маржинальная прибыль = 264 000 − 80 000 = 184 000 рублей.
Чтобы правильно рассчитать валовую и маржинальную прибыль, нужно изначально четко структурировать расходы компании, разделив их на переменные и постоянные. Ошибка на этом шаге приведет к неверным расчетам.
Марина Вотановская,
главный бухгалтер ООО «Портекс Лэнд»

Операционная прибыль

Еще этот показатель называется прибылью от реализации. Она рассчитывается как разница между валовой прибылью и операционными расходами.
При расчете операционной прибыли не учитываются доходы и расходы от неосновной деятельности — например, проценты по кредитам, вознаграждения аудиторам, бонусы менеджменту.

Коммерческие расходы — затраты на продажу товаров. Например, на рекламу, закупку, упаковку и хранение продукции. Управленческие расходы — затраты на управление организацией. К ним относятся зарплата директора, расходы на ремонт офисной техники, канцелярия, командировочные.

Например, валовая прибыль от продажи мыла в октябре составила 199 000 рублей. Чтобы рассчитать операционную прибыль, нужно вычесть из этой суммы коммерческие и управленческие расходы.

В октябре мы сварили и продали больше мыла, потому что сотрудники на производстве работали с увеличенной нагрузкой. За переработки мы выплатили персоналу бонусы — 30 000 рублей. Получается, операционная прибыль = 199 000 − 30 000 = 169 000 рублей.

Операционная прибыль определяет, насколько эффективно работает персонал, связанный с выпуском продукции. Ее также называют прибылью от продаж или реализации. Компании с растущей операционной прибылью выгодны для инвестирования.
Марина Вотановская,
главный бухгалтер ООО «Портекс Лэнд»

Чистая прибыль

Чистая прибыль — главный финансовый показатель бизнеса и финальный результат бухгалтерской отчетности. Она показывает, что получила компания в результате своей деятельности. Чистая прибыль получается, если из операционной прибыли вычесть налоги и все оставшиеся расходы.
Прочие доходы и расходы — это поступления и затраты, не связанные с основной деятельностью компании. Например, налог на прибыль, проценты по кредиту, инвестиции, штрафы и пени, оплата консультационных услуг.

Налог на прибыль платят юридические лица, которые находятся на общем режиме налогообложения. Ставка — 20%. На упрощенной системе налога на прибыль нет, вместо него платят от 6% с дохода или до 15% с разницы доход — расход.

Например, операционная прибыль нашей мыловаренной компании в октябре составила 169 000 рублей. Представим, что в октябре мы решили зарегистрировать товарный знак и проконсультировались по этому поводу с юристом. Консультация обошлась нам в 10 000 рублей. А еще мы на два дня задержали поставку мыла в магазины и по договору заплатили пени за просрочку — 4 000 рублей. И не забудем про налог. Мы работаем по УСН, платим 6% с дохода. В октябре мы заплатили налоги в размере 15 840 рублей.

К прочим доходам можно отнести кредит: мы решили расширить производство и взяли на это 300 000 рублей в банке. Получается, в октябре чистая прибыль = 169 000 + 300 000 − 14 000 − 15 840 = 439 160 рублей.

Чистая прибыль — это деньги, которые можно потратить на дальнейшее развитие бизнеса или выплату дивидендов. Если чистая прибыль положительная, компания становится привлекательной для инвесторов и кредиторов.
Марина Вотановская,
главный бухгалтер ООО «Портекс Лэнд»
Вот так будут различаться разные виды прибыли, если вы решите продать 1 000 кусков мыла с общей выручкой 220 000 рублей:

Чек-лист: как использовать каждый вид прибыли

Разобравшись, какие виды прибыли бывают, можно принимать верные стратегические решения для компании. Например, мы видим, что валовая прибыль падает от месяца к месяцу. Чтобы повлиять на ее рост, мы можем снизить цену товара. Благодаря этому вырастет потребительский спрос. Или можно увеличить стоимость и поработать над качеством, сокращая издержки на брак.

Влиять на прибыль бизнеса можно по-разному:

  • увеличить количество выпускаемой продукции;
  • улучшить качество товаров;
  • снизить себестоимость продукции и затраты на производство;
  • расширить рынок продаж;
  • продать или сдать в аренду оборудование, которое не используется;
  • устранить непроизводственные потери.

Подобрать оптимальный способ поможет регулярный анализ показателей прибыли. Чтобы вам было удобнее проводить расчеты и анализировать показатели, мы собрали все виды прибыли в одну таблицу.

12.12.23
Поделиться
Развивайте своё дело на Маркете
Еще по теме
Маржа и маржинальность: в чем разница и как рассчитать
8 показателей товарной аналитики на маркетплейсах: следите за ними, чтобы расти
Рентабельность продаж: что это такое и как рассчитать
Сервисы аналитики: обзор лучших для выбора ниши и анализа конкурентов на маркетплейсах

Начните зарабатывать вместе с Маркетом

Стать продавцом

none
Fri May 03 2024 10:39:32 GMT+0300 (Moscow Standard Time)