Дата
Рубрика
Автор статьи
Поделиться
Содержание:
Чтобы наращивать прибыль, предпринимателям еще до старта продаж приходится выбирать нишу, категорию товаров, поставщика и так далее. Мы проанализировали рынок и собрали 12 трендов маркетплейсов — с этими знаниями зайти на Маркет будет проще.

Тренд 1. Растёт аудитория продавцов и покупателей

За последний год рынок маркетплейсов вырос почти вдвое. Это значительно превышает рост, который из года в год показывает рынок традиционной электронной торговли.
Согласно последнему исследованию Яндекс Маркета и компании GfK Rus, количество онлайн-покупателей выросло почти в 2 раза за последние 5 лет. Одним из наиболее популярных мест для онлайн-покупок стали маркетплейсы. Покупатели предпочитают их другим площадкам из-за возможности сравнить цены, сэкономить силы и время, которые потребовались бы на поездку в магазин.

Вслед за покупателями растёт число продавцов: ещё 2 года назад на Маркете было 9 000 магазинов, а сегодня их уже 65 000. Это семикратный рост, вместе с которым усиливается конкуренция. А это значит, главная задача, которая стоит сейчас перед предпринимателями, — привлекать внимание к своим товарам на маркетплейсе.

Александр Пьянов,
руководитель b2b-направления в Яндекс Маркете
Маркетплейсы выгодны как покупателям, так и продавцам. Поэтому аудитория площадок постоянно растёт
Сейчас только пятая часть всех предпринимателей в сфере e-commerce в России использует маркетплейсы в работе, согласно данным Tinkoff eCommerce. Эксперты предполагают, что в 2023 году свои магазины на маркетплейсах откроют ещё тысячи предпринимателей.

Аналогичная картина и среди продавцов. В 2022 году пользователи делали заказы на маркетплейсах в 1,5 раза чаще, чем годом ранее.

Активная аудитория Яндекс Маркета в b2c-сегменте составляет 15,3 млн человек. При этом совершать покупки на Маркете теперь могут и юрлица.
«Помимо того, что e-commerce растёт для покупателей и продавцов, маркетплейсы совершенствуются внутри. Один из трендов — быстрая доставка. Маркет старается отладить процессы так, чтобы покупатель мог получить товар как можно быстрее. Именно из-за быстрой доставки, привлекательных условий покупки, удобства покупатели и приходят на маркетплейсы. А за ними — продавцы».
Ирина Богданова,
руководитель группы продаж категории Kids&Books в Яндекс Маркете

Тренд 2. Активнее продают товары из других стран

На российские маркетплейсы активно заходят поставщики из Китая и Турции. И предприниматели-россияне по-прежнему обращаются к параллельному импорту, то есть делают закупки у посредников из Китая, Кыргызстана, Казахстана и других стран.
«Из-за санкций стало невозможно ввозить товары из Европы. Поэтому продавцы заказывают товары на китайской фабрике. Схема работы примерно такая же, как если бы фабрика была где-нибудь в Европе. Например, чтобы продавать велосипеды в марте следующего года, продавец заказывает товары в этом июне, а фабрика начинает собирать велосипеды в декабре».
Илья Тихонов,
категорийный менеджер по спорттоварам в Яндекс Маркете
С начала 2022 логистические цепочки при работе с импортным товаром сильно усложнились, а ещё появились валютные ограничения. Поэтому некоторые предприниматели выбирают другой путь — производить самостоятельно, а не перепродавать готовое.

Тренд 3. Интересуются товарами локальных брендов

В начале 2022 года импорт в Россию резко сократился. К текущему моменту опустевшие ниши заполнились качественными товарами местного производства. Локальных брендов на маркетплейсах стало больше. О создании собственных торговых марок, так или иначе, задумываются все крупные маркетплейсы.
«За прошедший год с российского рынка ушло много зарубежных брендов. За это время покупатели привыкли жить в новых реалиях и уже готовы менять свои привычки, рассматривать и покупать новые бренды. А продавцы, в свою очередь, предлагать малоизвестные марки. Сейчас отличное время для запуска новых идей».
Елена Шепель,
менеджер по развитию бизнеса в Яндекс Маркете

Тренд 4. Выбирают не бренд, а площадку

Пользователи привыкли к удобству и быстрой доставке, поэтому теперь всё чаще выбирают маркетплейсы, даже если есть альтернатива — собственный интернет-магазин бренда.
Лояльность к каналу продаж теперь выше, чем лояльность к бренду.
Бизнес в России подстраивается под эту тенденцию.

  • Крупные бренды, которые всё ещё работают на территории России, выходят на специализированные торговые площадки и стремятся привлечь большую часть аудитории на свой сайт.

  • Малое и среднее предпринимательство выбирает маркетплейсы — это оказывается дешевле и удобнее, чем содержать собственный интернет-магазин и точку офлайн-продаж.

  • Неспециализированные интернет-магазины падают в объёме продаж.

Эксперты предполагают, что лояльность к маркетплейсам станет ещё более значительной. Не последнюю роль в этом сыграет доступность маркетплейсов не только онлайн, но и офлайн.

К 2023 году в разных городах России уже работают больше 10 000 пунктов выдачи заказов Яндекс Маркета. А к концу года мы увеличим число пунктов выдачи в два раза — до 20 000. Для сравнения: продуктовых магазинов сети «Перекрёсток» в России всего 971.
«Продавцы часто делятся наболевшим: вести соцсети и развивать собственный интернет-магазин для них слишком дорого и трудоёмко. Гораздо выгоднее полностью перейти на маркетплейсы, которые уже наладили процессы хранения, упаковки и логистики. А самое главное — у маркетплейсов уже есть „горячие“ клиенты, готовые покупать».
Алиса Шевченко,
старший менеджер по маркетингу в Яндекс Маркете

Тренд 5. Чаще ищут на маркетплейсах, чем в поисковиках

80% покупателей в первую очередь ищут товары на маркетплейсах, а не в поисковых системах.
Сегодня путь пользователя на этапе выбора товаров выглядит так
Чтобы получать приток новой аудитории не из поисковых систем, приходится тестировать новые медийные инструменты.
«Продвижение — основной источник знания о товаре и необходимость для предпринимателя. Продавцов на площадках становится всё больше, а значит, и конкурентов в одной группе товара тоже. Всего за год количество партнёров на Маркете выросло более чем в два раза — с этим нужно считаться. С одной стороны, большой выбор товаров обеспечивает постоянный приток новой аудитории. С другой, выигрывать внимание пользователя становится всё сложнее».
Елена Шепель,
менеджер по развитию бизнеса в Яндекс Маркете

Тренд 6. Уделяют внимание аналитике

Чтобы выйти на маркетплейсы в 2023 году и сразу получать прибыль, нужно ещё до старта продаж «подружиться» с аналитикой:

  • выбирайте прибыльную нишу и ищите ходовой товар;

  • оценивайте ёмкость рынка;

  • сравнивайте предложения конкурентов;

  • определяйте оптимальную стоимость товара;

  • оценивайте влияние сезонности на спрос;

  • оптимизируйте складские запасы, график поставок на склад и так далее.

Чтобы упростить предпринимателям работу, Яндекс Маркет предлагает десятки отчётов в личном кабинете продавца.
«Мы делаем многое, чтобы снять с продавца лишние заботы. Например, у нас есть автоматические расчёты по ценообразованию, которые основаны на умных алгоритмах. Они помогают автоматически управлять ценами и растить прибыль. Например, теперь Маркет увеличивает скидки на ваши товары и сам компенсирует разницу».
Мария Пиперкова,
продуктовый маркетолог в Яндекс Маркете
Например, отчёт «Цены конкурентов» позволяет проверять, соответствует ли цена вашего товара рыночным предложениям.
Например, в отчёте «Цены конкурентов» есть «градусник», который наглядно показывает, конкурентны ли цены на ваши товары
Вот ещё пример — отчёт «Самые востребованные товары». В нём автоматически собираются товары, которые чаще всего приобретают на Маркете. Такой список можно выгрузить в формате Excel и использовать, когда возникнет вопрос о расширении ассортимента.
Маркет постоянно следит за тем, какие товары пользуются на маркетплейсе наивысшим спросом, а какие могли бы стать хитами, но всё ещё не представлены на площадке. Это ниши, в которых можно быстро стартовать и развиваться

Тренд 7. Доверяют работу искусственному интеллекту

Нейросети уже сейчас рисуют иллюстрации для карточек товара и генерирует продающие описания вещей. Искусственный интеллект автоматизирует процессы, заменяет штатных сотрудников и упрощает работу оставшихся специалистов.
«Яндекс Маркет запустил собственную нейросеть YandexGPT. Она сама создаст описание товара на основе данных, которые есть в карточке, а копирайтер или вы сами можете только проверить корректность данных. Так вы быстро получите хороший текст и сэкономите бюджет».
Александра Гуняева,
руководитель управления контентом в Яндекс Маркете
«На Маркете мы даём пользователю максимально релевантный контент. У нас есть алгоритм, который формирует выдачу продвигаемых предложений на Маркете. Он учитывает не просто ставку продавца для продвижения товара через маркетплейсы, но и его цену. В результате предложение соответствует запросу и интересам покупателя.

Реклама для нас — это в первую очередь качественный продукт для потребителей и, как следствие, высокая эффективность для рекламодателя».

Александр Пьянов,
руководитель b2b-направления в Яндекс Маркете

Тренд 8. Автоматизируют и делегируют задачи

Конкуренция на маркетплейсах растёт, а вместе с этим усложняются процессы работы на площадках. Например, сегодня продавцу нужно:

  • сделать профессиональные фото;

  • написать качественный текст;

  • грамотно ответить на вопросы и отзывы;

  • проанализировать продажи и так далее.

В связи с этим предприниматели всё чаще используют чат-боты и сервисы аналитики.

В помощь продавцам у Маркета есть telegram-бот Подключение к Яндекс Маркету. Он рассказывает, что делать при запуске магазина, даёт простые инструкции и делится лайфхаками действующих продавцов и ссылками.
А ещё большим спросом пользуются компании, которые берут на себя часть рабочих задач.

Яндекс Маркет регулярно проверяет и сертифицирует агентства, которые помогают продавцам развиваться:

  • создают контент;

  • оказывают логистические услуги на аутсорсинге;

  • занимаются продвижением товаров;

  • управляют размещением товаров на маркетплейсах;

  • работают с производителями и так далее.

Если вы заинтересованы в такой поддержке, выбирайте технического партнера в списке Яндекс Маркета.

Алгоритмы поиска и подбора товаров тоже обновляются и совершенствуются — они всё точнее подстраиваются под запросы конкретного покупателя. Это повышает конверсию. Например, если покупатель купил футболку 42-го размера, то в следующий раз сайт или приложение автоматически предложит ему другую футболку того же размера.

А еще существуют сторонние сервисы для автоматического управления ставками продвижения. Например, SmartBid или SmartSeller. Их еще называют биддерами. Они помогают повысить эффективность инструментов продвижения внутри маркетплейса, не жертвуя рабочим временем.

Первый биддер SmartBid помогает работать с внутренним инструментом Маркета Буст продаж. Автоматические фильтры отбора товаров в кампании позволяют выбрать для продвижения именно те товары, для которых запуск Буста будет максимально эффективным.

В биддер SmartSeller встроен Smart AI — технология искусственного интеллекта, которая позволяет автоматически управлять ставками, постоянно адаптируя их под условия рынка. Сервис получает информацию о розничной цене товара по API, анализирует ее и определяет наиболее эффективную ставку для товара.

Тренд 9. Увеличивают расходы на рекламу

В помощь продавцам маркетплейсы запускают инструменты внутренней рекламы прямо на площадке — часто она оказывается эффективнее и дешевле, чем привлечение трафика из других каналов продаж.
На Маркете есть несколько инструментов для продвижения: «Буст продаж», «Полки», «Отзывы за баллы», акции и распродажи.
Результаты внешнего продвижения тоже можно отслеживать в личном кабинете продавца.
«Традиционно на рынке реклама уходит на те площадки, где есть покупатели. Уже сейчас мы можем помочь бизнесам дотянуться до десятков миллионов человек в разных каналах. В экосистеме Яндекса продавец получает доступ не только к огромной, но и к лояльной аудитории. Пользователи сервисов уже сейчас могут копить и тратить баллы Плюса, оплачивать товары по частям со Сплитом. Так покупатели охотнее возвращаются к повторным покупкам, увеличивают средний чек, и их лояльность растёт».
Александр Пьянов,
руководитель b2b-направления в Яндекс Маркете

Тренд 10. Потребляют контент на маркетплейсах

Согласно исследованию Shopify, короткие видео привлекают новую аудиторию и даже влияют на решение о покупке. Короткие вертикальные видео в соцсетях привлекают в среднем 40% бюджетов на иностранных рынках — скоро такими цифрами сможем похвастаться и мы.

Следующий ожидаемый этап развития — дополненная реальность и визуализация товаров на покупателях.

Тренд 11. Покупают крупногабаритные товары

Маркетплейсы научились работать с большими товарами: предлагают продавцам модель FBS (доставка со своего склада) или FBY (доставка со склада маркетплейса) с выгодными тарифами и удобным процессом доставки и возврата.
По данным Яндекса, запросов, связанных с покупкой мебели, в этом же году стало больше на 223%. Бизнес тоже чаще покупает оборудование онлайн.
«Маркет увеличил допустимые габариты и вес товаров в экспресс-доставке. Сейчас доступно более 10 городов, в которых мы доставим товары весом до 60 кг. Покупателям удобнее заказать доставку крупного товара, чем забирать его самому. К тому же по Экспрессу мы привезём товар за 1–2 часа».
Сергей Ивушкин,
менеджер по развитию направления экспресс-доставки в Яндекс Маркете

Тренд 12. Делают закупки для бизнеса

К слову о бизнесе: маркетплейсы уже заняли уверенные позиции в покупательской рутине россиян, а теперь нацелились на B2B-рынок. В этом сегменте продают электронику и бытовую технику, мебель, канцтовары, товары для интерьера, продукты питания и так далее.
Яндекс Маркет предлагает компаниям удобные инструменты для покупок: бесплатную доставку, электронный документооборот, вычет НДС, резервирование товаров на маркетплейсе и так далее.
«B2B-товары для B2C — одно из самых быстрорастущих направлений. На маркетплейсе можно купить любые товары для профессионалов — мебель, оборудование, комплектующие и даже товары для сельскохозяйственной деятельности, которые растут особенно активно».
Елена Шепель,
менеджер по развитию бизнеса в Яндекс Маркете

Резюме

Команда Маркета выделила основные тенденции развития рынка маркетплейсов на ближайшее будущее:

  • рост числа покупателей и продавцов;

  • параллельный импорт и рост интереса к локальным брендам;

  • внимание к новым брендам;

  • ключевое значение лояльности к торговой площадке, а не к бренду;

  • поиск товаров на маркетплейсах, а не в поисковиках;

  • больше внимания аналитике;

  • использование искусственного интеллекта;

  • автоматизация и делегирование основных процессов;

  • увеличение влияния рекламы;

  • трансформация маркетплейсов в соцмедиа;

  • рост спроса на крупногабаритные товары;

  • развитие B2B-направления.

  Скачать чеклист
26.12.23
Поделиться
Еще по теме
Итоги фестиваля «E-com Сфера»: анонсы, цифры и тезисы
Аналитика на маркетплейсе: быстрый гайд для продавца
Скоро осень: рассказали, как продавцу подготовиться к высокому спросу на маркетплейсе
Треугольник [не]печали: три шага по созданию суперэффективной команды
Sun Sep 22 2024 18:04:55 GMT+0300 (Moscow Standard Time)