Объясняем на пальцах
Дата
10.08.23
Рубрика
Автор статьи
Елена Малышева
Поделиться

Как рассчитать себестоимость товара, чтобы работать только в плюс

Определить, какую цену установить на товары, бывает сложно. Продешевить — значит не отбить расходы на производство и логистику. Завысить ценник — значит потерять главное место в карточке и «подарить» покупателя конкуренту. В статье разбираемся, как найти золотую середину и правильно рассчитать себестоимость товара.

Что такое себестоимость товара

Себестоимость товара — это сумма расходов, которые продавец понес перед продажей товара. Сюда можно отнести затраты на производство и инструменты продвижения, оплату склада и зарплату сотрудникам.
Себестоимость продукции — главное, что влияет на конечную цену товара для покупателя. Именно поэтому поиск надежных поставщиков с комфортными ценами или оптимизация производства может стать для предпринимателя ключевой задачей на первых порах.
Мария Пиперкова,
продуктовый маркетолог в Яндекс Маркете

Какие расходы входят в себестоимость:

  • производственные затраты: материалы, цена оборудования и расходы на его обслуживание, зарплата сотрудникам, аренда помещений, упаковка;
  • реклама и продвижение;
  • налоги и страховые взносы;
  • логистика: транспортная доставка, работа курьеров;
  • другие затраты: услуги онлайн-бухгалтерии, банковское обслуживание и так далее.
Продавец платит Маркету только за те услуги, которые получает. Список и количество услуг зависят от модели работы — продажи со склада маркетплейса или с собственного склада. Но некоторые услуги есть в каждой модели: размещение товаров на витрине, прием и обработка платежей покупателей. Их стоимость также зависит от модели.

Для расчета стоимости услуг удобно пользоваться калькулятором. Он позволяет учесть все расходы продавца на Маркете по разным показателям. На выходе вы получите примерные суммы, на которые можно будет потом ориентироваться.

Мария Пиперкова,
продуктовый маркетолог в Яндекс Маркете

Виды себестоимости

Можно условно выделить три вида себестоимости:

  • По источникам расходов: такую классификацию чаще всего используют компании, которые сами производят товары и реализуют их.
  • По полноте: расходы на производство и операционные процессы.
  • По отчетному периоду: обычно эту себестоимость рассчитывают производители.

Почему полезно знать себестоимость

Есть три финансовых показателя, которые зависят от себестоимости:

  • Торговая наценка. Когда производитель вычислил себестоимость, он может установить цену товара и утвердить максимальную скидку на него. Это важно делать, чтобы не торговать в убыток.
  • Маржинальность. Когда неизвестно, сколько денег уходит на производство, невозможно узнать, есть ли выгода от продаж.
  • Налоги. Независимо от режима налогообложения компания платит налоги с разницы между доходами и расходами. Если производитель не знает точные затраты, то не может верно рассчитать сумму платежа.
А еще точный расчет себестоимости помогает понять, какие расходы можно сократить, чтобы оптимизировать производство.
Читайте также:
«Как вести бухгалтерский учет на маркетплейсах: это нужно знать всем продавцам»

Как можно оптимизировать расходы, если знать точную себестоимость товара

Предположим, есть магазин, который продает только белые рубашки по 2 000 рублей. Ежемесячно владельцы бизнеса вкладывают в бизнес 500 000 рублей. В эту сумму входит аренда склада и офиса, зарплата сотрудникам, закупка рубашек и другие сопутствующие траты.

Чтобы покрыть расходы на содержание бизнеса, магазину нужно продавать каждый месяц минимум 250 рубашек. Но если конкуренты будут продавать такие же рубашки по 1 500 рублей, магазину будет сложно найти покупателей и зарабатывать.

Чтобы решить проблему, владельцы могут найти более дешевое помещение для производства или выйти с товаром на маркетплейс: логистика и привлечение покупателей станут дешевле. Себестоимость уменьшится — бизнес не уйдет в минус.

Если продавать 250 рубашек в месяц по 2 000 рублей, то магазин не уйдет в убыток

Какие могут возникнуть сложности при расчетах

На себестоимость влияют разные факторы. Например, поставщик может поднять цену на свою продукцию или вырастут расходы на электричество. Рост таких трат повлияет на конечную себестоимость.

Чтобы постоянно учитывать все переменные и считывать себестоимость продукции, компании используют специальные программы товароучета, например «Мой склад» и «ЕКАМ». В них можно вносить все изменения по расходам, следить, как от этого меняется себестоимость, и оптимизировать расходы.

Читайте также:
«Какие налоги платить продавцам Маркета в 2024 году»

Как рассчитать себестоимость товара

Сложные формулы для подсчета себестоимости товара используют экономисты на крупных предприятиях. Собрали четыре упрощенных метода, которые помогут небольшому бизнесу оценить себестоимость.

1. Простой метод

Формула для расчета. Этот упрощенный способ расчета можно использовать в качестве ориентира, чтобы определить розничную цену. Эта формула не подойдет для магазинов с большим ассортиментом.


2. Поштучный расчет

Формула для расчета. Для каждой единицы товара стоимость считается отдельно:

Пример.Компания привозит из-за рубежа дизайнерские сумки и продает их на своем сайте. Стоимость товара — 25 000 рублей, плюс расходы на доставку, продажу, услуги по размещению на площадке и так далее — 15 000 рублей. Получается, чтобы магазин получил прибыль, он должен продать сумочку дороже 40 000 рублей.

Для кого: идеален для магазинов, которые продают дорогую штучную продукцию.

3. Расчет по средней себестоимости

Формула для расчета. Закупочную цену считают как среднее арифметическое цен из разных партий, а после прибавляют к ней наценку.

Пример. Индивидуальный предприниматель продает детские кепки. Первый раз он закупил кепки по 500 рублей за штуку, во второй раз — по 750 рублей, а в третий — по 640 рублей.

Если предприниматель будет продавать кепки дешевле, то не получит прибыли.

Для кого: магазины без амортизации, а также те, кто работает с большим ассортиментом продукции.

4. Метод FIFO

Формула для расчета. Название метода расшифровывается как «first in — first out» — сначала нужно реализовать партии товара, которые поступили первыми.

Пример. Представим, вы продаете карандаши. На начало месяца у вас осталось 100 штук, закупочная стоимость товара — 4 рубля за штуку. Вы получили две новые партии карандашей от поставщика: первые 50 штук — по 2 рубля, следующие 50 — по 3 рубля. Розничная цена карандаша — 15 рублей. За месяц было продано 170 карандашей.

Чтобы рассчитать себестоимость, важно соблюдать очередность закупки товаров. Предположим, вы сначала распродали старую партию из 100 карандашей, а потом продали еще 50 из второй партии и 20 из третьей. Считаем себестоимость карандашей:

Для кого: компании, которые продают товары со сроком годности.

О чем нужно помнить при расчете себестоимости

  • Не забывайте вести учет налогов. Это нужно не только для налоговой, но и для анализа работы. Например, если вы продаете овощи с собственной фермы, вам невыгодно платить стандартный налог на прибыль в размере 20%. Лучше перейти на специальный налоговый режим для сельхозпроизводителей со ставкой 6% и экономить на платежах в бюджет.
  • Фиксируйте все расходы сразу, чтобы было проще их учитывать.
  • Сравнивайте рассчитанную себестоимость с уже реализованной продукцией, чтобы увидеть фактическую рентабельность.
Читайте также:
«SWOT-анализ для маркетплейса: стратегия для бизнеса на основе данных»

Как снизить себестоимость товаров

Величина себестоимости зависит:

  • от внешних факторов: экономическая обстановка, сезонность, рост расходов за коммунальные платежи;
  • от внутренних факторов — всего, что происходит в компании.

Если на внешние повлиять практически невозможно, то внутренние можно оптимизировать и сократить.

Вот четыре совета для небольшого бизнеса, которые помогут уменьшить затраты на производстве:

  • Регулярно обновлять производственное оборудование. Старая техника часто ломается и медленно работает. Новые устройства работают быстрее и без помощи человека. Это ускоряет производство продукции и помогает извлекать больше прибыли.
  • Автоматизировать часть работы. Например, можно установить программное обеспечение или завести CRM-систему, которая будет считать заказы, зарплаты сотрудникам, складские остатки.
  • Выбрать более выгодную логистику. Тщательно изучайте предложения всех транспортных компаний, чтобы выбрать наиболее подходящие условия доставки.
  • Оптимизировать штат сотрудников. Прежде чем нанимать в команду нового работника, проанализируйте, может ли кто-то из уже нанятых специалистов взять на себя дополнительные обязанности за небольшую плату.
Поддержание цен на уровне рынка вкупе с другими удобствами для покупателей позволяет товарам чаще попадать на главное место в карточке, а оно обеспечивает до 80% всех продаж из карточки.

Используйте инструменты Маркета, чтобы следить за уровнем цен и оперативно менять их в случае необходимости.

Мария Пиперкова,
продуктовый маркетолог в Яндекс Маркете
10.08.23
Поделиться
Развивайте своё дело на Маркете
Еще по теме
Маржа и маржинальность: в чем разница и как рассчитать
8 показателей товарной аналитики на маркетплейсах: следите за ними, чтобы расти
Рентабельность продаж: что это такое и как рассчитать
Сервисы аналитики: обзор лучших для выбора ниши и анализа конкурентов на маркетплейсах

Начните зарабатывать вместе с Маркетом

Стать продавцом

none
Wed Sep 25 2024 15:25:15 GMT+0300 (Moscow Standard Time)