Трудно найти, легко потерять: рассказываем, что умеет делать менеджер маркетплейсов и где его нанять
Объясняем, как он помогает магазинам, что умеет делать и где его найти
Дата
25.06.24
Рубрика
Автор статьи
Елена Малышева
Поделиться
Менеджер маркетплейсов — это специалист, который помогает продавцам эффективнее развивать продажи на маркетплейсах. Он следит за карточками товаров, отвечает на отзывы, анализирует нишу, общается с поставщиками, готовит ассортимент. От работы менеджера маркетплейсов зависят продажи на площадке.
Менеджер торговых площадок пригодится магазинам с ассортиментом более 20 товаров. Начинающему бизнесу менеджер поможет с продажами, а крупному продавцу — с тем, что заберет на себя рутинные задачи и освободит время.
Например, для качественного онбординга на любой маркетплейс ему понадобится опыт и продакт-менеджера, и дизайнера, и копирайтера, и логиста, и упаковщика, и бухгалтера — и это только для того, чтобы товары просто появились на электронной витрине.
С развитием конкуренции в компетенции успешного менеджера по работе на маркетплейсах вошел также огромный набор функций по продвижению — от бренд-менеджмента для работы с собственными торговыми марками до поискового продвижения.
На собственном опыте я сталкивался с тем, что необходим не просто хороший опытный сотрудник, а операционный директор, финансовый менеджер и продвинутый аналитик — для ведения учета всего бизнеса в разрезе таких метрик, как маржинальность, прибыль, выручка по каждому товару, рентабельность и оборачиваемость.
Также много проблем всегда возникает при работе с логистикой: оперативная работа с заказами, возвратами, остатками — боль любого селлера при отсутствии хорошо настроенной системы учета.
Идеального менеджера для работы на маркетплейсах с таким набором компетенций я еще не встречал.
Создавать и заполнять карточки товаров. Менеджер делает описание товаров, заполняет характеристики, загружает фотографии и видео. Это важно, чтобы люди могли получить полную информацию о товаре и купить его. А еще от этого зависит поисковая выдача маркетплейса.
Например, из-за неправильного названия можно выпасть из списка по подходящим запросам. Задача специалиста — следить, чтобы карточка продвигалась и больше покупателей увидели товар.
Для карточки товара нужны тексты, фото, видео, инфографика. Часть этих функций могут выполнять другие сотрудники: копирайтеры, фотографы или дизайнеры. Если такие специалисты есть в команде, то менеджер маркетплейсов ставит им задачи и контролирует работу.
Склады Маркета оснащены самым современным оборудованием. Для разгрузки, сортировки и размещения товаров на стеллажах используют высокотехнологичную систему управления складом. Благодаря ей обработка заказов проходит максимально быстро. Товары перемещаются по складу с помощью многокилометровых конвейеров, а робот-инвентаризатор сканирует штрихкоды на палетах за доли секунды и заносит данные в систему складского учёта.
Чтобы отслеживать ценообразование, высокооборачиваемые и маржинальные товары, есть отчеты «Динамика продаж», «Показы и продажи», а в разделе «Логистика» — отчет «Хранение и оборачиваемость». Также мониторить цены можно в «Сводке». Все это нужно, чтобы выстроить правильную стратегию продвижения на Маркете.
Часто в должностные обязанности менеджера входит поиск поставщиков с выгодными ценами и оптимальными сроками поставок. Менеджер мониторит рынок, составляет список производителей или оптовых продавцов, собирает отзывы.
Также важен аналитический склад ума и многозадачность. Продажи на маркетплейсах — это про несколько зон ответственности, где ты и менеджер, и логист, и контентщик, и маркетолог.
Еще одна неочевидная сторона работы — творческая. Навыки дизайна, фотографии и копирайтинга могут пригодиться, ведь контент — большая часть успеха в продажах. Описание товара должно быть оригинальным, ответы на отзывы покупателей — человечными, а фото в карточке товара — качественным и аккуратным.
Менеджеру также могут понадобиться юридические знания: помощь в вопросах документации облегчит жизнь каждому предпринимателю. Также полезно ориентироваться в законах, чтобы не нарушать правила торговли и продвижения магазина.
Искать менеджеров по работе на маркетплейсах можно на сайтах вакансий и в тематических группах в соцсетях. Там также можно размещать свои вакансии.
Нужные навыки и опыт специалиста могут подтвердить и сертификаты об обучении на эту должность. Такие есть у популярных образовательных платформ: Яндекс Практикума, «Нетологии», Skillbox. Часто на таких программах уроки дают практикующие преподаватели — те, которые сами работают менеджерами маркетплейсов или запускали собственный магазин.
Найти хорошего сотрудника будет непросто: рынок перенасыщен и большое количество людей уже освоили эту профессию, но далеко не все показывают качественный результат. Дело в том, что сейчас на рынке много курсов от внешних школ и от самих маркетплейсов. Достаточно уделить месяц обучению — и ты уже «профессионал», но на практике не можешь ответить за результат и наращивание продаж в целом.
Чтобы не разочароваться в сотруднике, перед стартом работы советуем давать тестовое, практическое задание. Например, попробовать вывести в топ одну карточку или спланировать реальные поставки товара.
Чтобы убедиться, что соискатель вам подходит, задайте такие вопросы на собеседовании:
Можно договориться о бесплатной тестовой неделе или работе за минимальную ставку, чтобы присмотреться друг к другу и в реальности оценить навыки.
Начните зарабатывать вместе с Маркетом
Стать продавцом