Кассовый разрыв: как определить, посчитать, избежать

Разбираемся, что такое кассовый разрыв, как его предсказать и что делать, если средств у бизнеса не хватает

Дата
17.01.24
Рубрика
Автор статьи
Ирина Задохина
Поделиться
Содержание:
Компания ежемесячно получает прибыль, но на деле денег на счетах часто не хватает то на оплату поставщикам, то на аренду, то на зарплату — скорее всего, речь идет о кассовых разрывах. Разбираемся, как выстроить работу компании так, чтобы они не возникали.

Что такое кассовый разрыв

Если объяснять простыми словами, кассовый разрыв — это ситуация, когда бизнес сталкивается с нехваткой средств на счетах и оказывается не в состоянии погасить регулярные расходы: внести платеж по кредиту, перевести оплату поставщику или рассчитаться с сотрудниками. Нет, это не банкротство — просто заработанные средства уже закончились, а новые поступления от покупателей и партнеров еще не пришли. Объясним на примере.

Например, Николай продал за месяц 1 000 белых футболок на маркетплейсе. Часть денег получил на счет в декабре и сразу же их потратил: заказал у поставщика новую партию. Продавец надеялся, что в ближайшее время получит остаток средств с маркетплейса, но он не учел график выплат в праздники и оставшаяся сумма не пришла на счет согласно его ожиданиям. В итоге Николаю не хватило денег, чтобы внести обязательный платеж по кредиту. Такая ситуация и считается кассовым разрывом.

Как возникает кассовый разрыв

Кассовый разрыв возникает, когда у бизнеса нет денег оплатить текущие расходы. Но эта ситуация редко происходит неожиданно — ее можно заранее спрогнозировать. Узнать, возникнет ли у вас кассовый разрыв, поможет формула:

ОДС = ДС + П − Р

ОДС — остаток денег на счете на конец выбранного периода;

ДС — остаток денежных средств на начало периода (день, неделя или месяц);

П — поступления в течение выбранного периода;

Р — расходы бизнеса.

Если после расчета ОДС получается отрицательным, значит, возник кассовый разрыв
Разберем на примере с цифрами. На 1 января на счету компании 300 000 рублей. Нужно оплатить аренду склада до 25 января — 50 000 рублей, выплатить зарплату сотрудникам — 450 000 рублей и закупить товара еще на 500 000 рублей, а также оплатить транспортные расходы в размере 15 000 рублей. Денежные выплаты от маркетплейсов — 600 000 рублей — придут на счет компании 10 января, а следующее поступление будет только через месяц, 10 февраля. Подставляем значения в формулу и считаем, как обстоят дела с финансами у компании на конец месяца:
Получился кассовый разрыв в размере 115 000 рублей. С ним компания будет существовать, пока не получит очередную выплату от маркетплейсов в феврале.

К формуле можно прибавлять небольшой процент (5–10%) на непредвиденные расходы, например аварии, судебные разбирательства, участие в выставках, командировках. Тогда формула будет выглядеть так:

В этом случае размер кассового разрыва из примера выше будет такой:

Почему происходит кассовый разрыв

Даже многомиллионные компании не застрахованы от нехватки денег, но чаще всего в кассовые разрывы попадают представители малого бизнеса. Случиться это может из-за следующих обстоятельств:

Сезонность бизнеса. Есть компании, услуги и товары которых востребованы покупателями только в определенный промежуток года. Например, школьные дневники массово закупают в августе, перед 1 Сентября, а новогодние гирлянды — с ноября по декабрь. А вот регулярные расходы постоянны, и, когда выручки у компании нет, чтобы их оплатить, возникает кассовый разрыв.

Продавец торгует женскими купальниками на маркетплейсе. У его бизнеса месяцы пикового спроса — с мая по сентябрь. Затем происходит спад: пора отпусков подходит к концу, женщины перестают интересоваться этим предметом гардероба. Ежемесячные расходы на бизнес продавца составляют 300 000 рублей. В октябре продажи купальников упали наполовину — удалось заработать только 250 000 рублей. Из-за сезонности бизнеса уже в октябре расходов было больше, чем поступлений, на 50 000 рублей.
Ошибка в планировании бюджета. Многие предприниматели бывают слишком оптимистично настроены при составлении бюджета на несколько месяцев вперед: закупили товара больше, чем смогли продать, неверно составили платежный календарь, у поставщика случился сбой на фабрике — и вот уже денег на счетах не хватает.
Продавец заказал на фабрике крупную партию купальников. Учитывая опыт прошлого года, он планировал заработать на них минимум 2 млн рублей. Так как продавец уверен, что деньги точно будут, он решается арендовать офис побольше и подороже. Но на фабрике случается сбой: из-за нехватки ткани получается отшить только половину партии. Это значит, что доходы продавца сократятся, а он уже успел взять на себя дополнительные денежные обязательства.
Появление непредвиденных расходов. Крупная поломка на производстве, стихийное бедствие, кража товаров, привлечение к суду — всё это обстоятельства, которые практически невозможно предвидеть. Тем не менее на их ликвидацию часто требуются деньги.
У предпринимателя в начале месяца на счете было 700 000 рублей. Он покрыл ежемесячные расходы, после которых осталось 120 000 рублей. Предприниматель ждал поступления денежных средств от маркетплейса, но у него сломался автомобиль для доставки посылок в сортировочный центр маркетплейса и пришлось покупать новый за 150 000 рублей. В результате образовался кассовый разрыв в 30 000 рублей.
Ошибки в закупках. Страшный сон любого продавца на маркетплейсе — товар пылится на складе и не продается. Чем дольше он простаивает, тем сложнее его реализовать: подходит к концу срок годности, вещь выходит из моды или теряет привлекательный вид. Все это тоже негативно сказывается на бюджете компании, поэтому очень важно правильно прогнозировать спрос и следить за фактическими остатками.
Поставщик делает привлекательную скидку на товар при покупке больших объемов. Предпринимателю кажется, что это заманчивое предложение, и он отоваривается у поставщика несколько раз. Но оказывается, что оптом было куплено в два раза больше, чем предприниматель может продать в розницу. Товар заполнил склад, денег в обороте стало меньше, из-за недостатка выручки нечем заплатить за аренду склада. Случается кассовый разрыв.

Как избежать кассового разрыва

Риски возникновения кассового разрыва есть всегда, но можно принять меры, чтобы их минимизировать.

Завести платежный календарь. Это может быть документ, приложение или специальный сервис, в котором поступления и расходы расписаны по дням, а также есть информация об остатках средств на счете компании на начало и конец каждого дня.

С помощью платежного календаря можно сразу же увидеть, хватает ли денег на счете на все грядущие платежи. Например, если компания ожидает поступления денег от маркетплейса на следующей неделе, то тогда же она может запланировать расчет с поставщиками. Платежный календарь можно вести в сервисах управленческого учета, например в «Финтабло» и «Планфакте». Но можно оформить его и в Excel:

Отдельной статьей расходов выделяем участие в выставках, командировки и непредвиденные расходы, чтобы всегда был запас и не образовался кассовый разрыв.
Илья Азовцев,
коммерческий директор компании «СОИК»
Проверять поставщиков до подписания с ними договора. Это нужно, чтобы избежать сотрудничества с компаниями или ИП, которые не выполняют своих обязательств.

Если вы собираетесь сотрудничать с новым партнером, то через сервисы ФНС или Единый реестр дел о банкротстве убедитесь, что на него никто из бывших клиентов не подал в суд из-за невыполнения обязательств или что компания не находится на стадии банкротства. Иначе, если переведете фирме деньги за товар авансом, а она не сможет выполнить заказ, вернуть средства будет невозможно. Дополнительно обсудите с поставщиками, можно ли включить в договор бонусы за закупленный или реализованный товар.

Что делать, если случился кассовый разрыв

План действий, который поможет преодолеть кризис, если кассовый разрыв уже произошел:

Шаг 1. Договоритесь с поставщиками, арендаторами о переносе платежей. Распределите каждый платеж на группы с рейтингом «срочно» и «несрочно». В первую очередь нужно уплачивать налоги, платить сотрудникам и тем поставщикам, с кем не удалось договориться об отсрочке платежа.

Шаг 2. Попробуйте ускорить прием платежей из источников, от которых ждете оплату. Проанализируйте расчеты со своими кредиторами: все ли они выполняют условия по оплате? Бывает, что выплаты задерживаются из-за проблем с вашей стороны. Например, вовремя не подписали документ и не отправили его партнеру.

Все поступления распределите между первоочередными платежами. Например, часть денежного потока можно сразу же направить на уплату налогов и оплату кредитов, а другую часть — на оплату поставщику.

Шаг 3. Оптимизируйте текущие расходы. Откажитесь от таких трат, как покупка новой мебели, наём новых работников и косметический ремонт. Освободившиеся деньги сразу же отправьте на оплату задолженностей.

Шаг 4. Закройте кассовый разрыв. Для этого можно использовать банковский овердрафт — краткосрочный кредит, который не позволит уйти в минус при нулевом остатке на счете.

У продавцов на Маркете есть возможность получить деньги в оборот и использовать их для ликвидации кассового разрыва. Подробнее о том, как работает этот финансовый инструмент, можно узнать в этом материале.

Коротко о главном

Кассовый разрыв — малоприятная ситуация для любого бизнеса. Чаще всего она возникает из-за отсутствия грамотного финансового планирования. Но также причинами могут быть сезонность бизнеса, ошибки в выборе товара и поставщика.

Чтобы избежать кассового разрыва, заведите платежный календарь и накопите финансовую подушку. А если компания все-таки ушла в минус, его нужно как можно быстрее ликвидировать: оформить овердрафт, договориться об отсрочке с поставщиками, разослать требования дебиторам.

17.01.24
Поделиться
Развивайте своё дело на Маркете
Еще по теме
Маржа и маржинальность: в чем разница и как рассчитать
8 показателей товарной аналитики на маркетплейсах: следите за ними, чтобы расти
Рентабельность продаж: что это такое и как рассчитать
Сервисы аналитики: обзор лучших для выбора ниши и анализа конкурентов на маркетплейсах

Начните зарабатывать вместе с Маркетом

Стать продавцом

none
Mon Jun 10 2024 14:41:24 GMT+0300 (Moscow Standard Time)