Главная
Все спрашивают
Деньги не главное? Чем ещё можно мотивировать сотрудников работать

    Деньги не главное? Чем ещё можно мотивировать сотрудников работать

    Люди не машины. Их нельзя просто включить и заставить работать. Но их можно мотивировать. Есть проверенный способ — деньги. Только непонятно, что делать, если он не помогает. Разберём, что ещё кроме хорошей зарплаты важно для сотрудников.

    Если коротко, в этой статье вы узнаете:

    • что такое нематериальная мотивация сотрудников;
    • какие способы мотивации без денег реально работают;
    • зачем руководителю вдохновлять команду.

    Чем материальная мотивация отличается от нематериальной

    Нематериальная мотивация — это про нефинансовые поощрения: признание заслуг, гибкий график, дружелюбную атмосферу, комфортные условия труда и совместные мероприятия.

    Материальная мотивация — это всё про деньги. Сотрудники получают за работу оклад, премию, им оформляют полис ДМС, оплачивают спортзал.

    С точки зрения пирамиды Маслоу материальная мотивация важнее.

    С точки зрения пирамиды Маслоу материальная мотивация важнее. Человеку нужны деньги на еду, жильё, лекарства. Когда эти потребности закрыты, хочется дружить и самоутверждаться

    Зачем бизнесу нематериальная мотивация

    Нематериальная мотивация сотрудников — это не про бонусы, а про отношения. Она не заменяет зарплату, но делает труд осмысленным. В таких условиях сотрудники меньше думают о смене работы, больше включаются в задачи и приносят свежие идеи.

    Помогает экономить на найме

    Каждое увольнение — это траты на подбор, адаптацию и обучение нового сотрудника. И нет гарантии, что он задержится. Когда в компании благодарят, слушают и уважают, люди не бегут к первому встречному конкуренту за пару тысяч рублей доплаты. Они остаются и даже приводят друзей.

    За год мы сэкономили около 3 миллионов рублей: на найме, онбординге, PR-активностях. Секрет — в нематериальной мотивации.

    Мы начали развивать личные бренды сотрудников. Ребята стали писать статьи на Habr и в СМИ, выступать на IT-конференциях. А мы — помогали готовиться, во всём поддерживали. Ещё мы запустили цикл митапов и собственный подкаст, гостями которого стали сотрудники компании.

    Это дало людям ощущение ценности. Они поняли: здесь помогают расти. В итоге текучесть среди мидлов снизилась на 17%, а лояльность сотрудников выросла на 6 процентных пунктов. Люди остаются, советуют компанию друзьям, и мы стабильно растём.

    Мария Николенко,
    Мария Николенко,
    HR-директор IT-компании Kode

    Повышает продуктивность команды

    Довольные сотрудники тратят время и энергию на работу, а не на мысли в духе: «Меня никто не ценит». Они глубже вовлечены в дела компании, более внимательны к деталям, стараются делать работу качественно и быстрее решают задачи. Итог — меньше ошибок и круче результат.

    Помогает находить креативные бизнес-идеи

    Когда сотрудники знают, что их не осудят, они предлагают идеи, а не отмалчиваются. Раскрепощённые коллеги чаще креативят и создают небанальные продукты и услуги. Вот статья о том, как генерить нестандартные бизнес-решения.

    Нематериальная мотивация, которая вдохновляет команду

    Выбор инструментов мотивации зависит от компании: чем занимается, какая стратегия развития, стиль управления, сколько лет сотрудникам. Расскажем об универсальных инструментах, которые можно адаптировать под задачи продавцов Маркета и владельцев ПВЗ.

    Перспектива карьерного роста

    Понятный карьерный трек помогает удерживать сотрудников. Вряд ли человек быстро выгорит и уйдёт, если дать ему чёткий план развития: сегодня ты джун, через месяц — мидл, а через год — сеньор.

    Как реализовать. Сотрудник может вырасти из менеджера маркетплейсов в директора по электронной коммерции.

    • Пропишите требования для каждой должности, чтобы сотрудники понимали, что нужно для продвижения. Например, менеджер маркетплейса должен уметь анализировать данные в личном кабинете продавца и знать основы копирайтинга.
    • Разработайте систему грейдов для каждой позиции и чётко обозначьте критерии перехода на следующий уровень: навыки, знания, опыт.
    • Определите показатели, по которым будете оценивать прогресс. Например, для специалиста по продвижению это может быть количество кликов по карточке товара.
    • Регулярно давайте обратную связь и организуйте обучение.

    Удобный график и формат работы

    В 2024 году желающих работать удалённо стало почти вдвое больше по сравнению с предыдущим годом. Люди не хотят тратить по два часа на дорогу до офиса и вместо домашней еды есть фастфуд на бегу.

    Удалёнка — на втором месте в топ-5 нематериальных бонусов, по данным опроса Get Experts за 2024 год

    Удалёнка — на втором месте в топ-5 нематериальных бонусов, по данным опроса Get Experts за 2024 год

    Как реализовать. В ПВЗ не выдать заказы дистанционно. Зато можно предложить сотруднику самостоятельно выбрать рабочие смены.

    С удалёнщиками можно обсудить время, когда нужно быть на связи: например, с 12:00 до 16:00. Или договориться о результатах, чтобы люди отвечали за задачу, а не за время, проведённое у монитора.

    Комфортное рабочее место

    Если человеку неудобно, он быстрее устаёт и чаще отвлекается. Чтобы сделать комфортное рабочее место, необязательно покупать дизайнерские столы и стулья. Иногда достаточно вкрутить пару лампочек, чтобы в офисе стало светлее и сотрудники меньше напрягали глаза.

    Как реализовать. Расспросите коллег, что им мешает работать. Возможно, кто-то мечтает о подставке под ноутбук, чтобы снять нагрузку с кистей, а кто-то — просто о тишине.

    Оборудуя ПВЗ, убедитесь, что там светло, есть удобное кресло, а в обеденной зоне — чайник и снеки. Проверьте, что сотрудники работают с исправным сканером, на стеллажах порядок и до заказов легко добраться.

    Нетоксичный коллектив

    При работе с токсичными коллегами и начальством, которое давит, люди стрессуют. В напряжённой обстановке вся энергия уходит на защиту своих границ, а не на решение задач. Вот что с этим можно сделать.

    Как реализовать. Начните с простого: сформулируйте, что считается нормой в вашей компании. Например: не перебиваем, благодарим за помощь, даём честную обратную связь без упрёков. Рассказывайте об этом на собеседованиях — не все впишутся, и это нормально.

    Ещё можно проводить неформальные встречи, но без обязаловки. Узнайте у сотрудников, чем они увлекаются, и, если есть совпадения, организуйте клуб по интересам. Например, велопрогулки или совместные походы в кино раз в месяц.

    Признание заслуг

    Сотрудники, чьи достижения регулярно отмечают, реже рассматривают оферы от других компаний. Важно, чтобы признание заслуг не превращалось в формальность («Молодец, так держать!»), а подчёркивало личный вклад сотрудника: «Молодец, дизайн карточек товара выглядит супер».

    Как реализовать. Можно устраивать пятничные благодарности — это когда руководители публично отмечают заслуги своих сотрудников. Строгих правил нет. Сказать «спасибо» могут друг другу и коллеги.

    Похвала от руководителя важнее для женщин, чем для мужчин (48% против 32%), а сотрудники до 34 лет чувствительны как к одобрению, так и к критике. Что касается профессий, больше всего нуждаются в похвале маркетологи и бухгалтеры.

    Как внедрить нематериальную мотивацию сотрудников

    Чтобы создать в компании эффективную систему нематериальной мотивации сотрудников, нужно пройти несколько шагов.

    Шаг 1. Поймите, зачем вам всё это

    Определите, что важно для бизнеса. Если хотите снизить текучку, работайте над удержанием сотрудников. А если нужны новые идеи, повышайте вовлечённость персонала.

    Шаг 2. Узнайте, что важно сотрудникам

    Универсальных схем мотивации без денег нет. Поэтому не гадайте, чего хотят люди, лучше проведите опрос. Это можно сделать в Яндекс Формах.

    Что спросить:

    • Что в работе радует, а что напрягает?
    • Как оцениваете атмосферу в команде?
    • Пошли бы на обучение или нет?
    • Что мотивирует: похвала, рост, гибкий график?

    Шаг 3. Составьте список инструментов

    Исходя из пожеланий сотрудников, составьте список инструментов. Например, для снижения текучки сделайте понятный карьерный трек и предложите комфортный рабочий график. Чтобы повысить вовлечённость, больше благодарите коллег и признавайте их заслуги.

    Шаг 4. Проверьте, что сработало

    Раз в 3–6 месяцев смотрите, как изменилась ситуация и что делать дальше. Например:

    Что смотрим

    Как измерить

    Что делать, если всё плохо

    Эффективность труда

    Сравнить KPI до и после внедрения инструмента мотивации

    Перепроверить: цели были ясны, а инструмент мотивации уместен? Попробовать другие способы мотивации

    Текучка кадров

    Спросить уходящих, что не сработало

    В зависимости от ответов пересмотреть зарплату, график или нагрузку

    Шаг 5. Если не сработало, переделайте

    Этот этап нужен, если инструменты мотивации не работают. Тогда нужно пройти все шаги заново. И в целом систему мотивации надо регулярно обновлять, особенно если бизнес быстро развивается. Цели компании меняются, состав команды — тоже. То, что вдохновляло персонал пять лет назад, сегодня может не работать.

    Короче: как мотивировать команду без денег

    • Сотрудники могут терять мотивацию, если не видят карьерных перспектив в компании и не получают признание со стороны руководства. Другие причины: неудобный формат работы и токсичный коллектив.
    • Чтобы нематериальная мотивация была эффективной, нужно правильно её внедрить. При разработке системы отталкивайтесь от целей бизнеса и потребностей сотрудников. С последним помогут опросы.
    • Нужно регулярно оценивать эффективность нематериальной мотивации и время от времени пересматривать её.
    • Нематериальная мотивация — это не замена материальной, а дополнение к ней. Если платить сотрудникам мало, никакая похвала или удобный график не заставят работать продуктивнее.
    Вам может быть интересно
    • Что такое остатки
        Что такое остатки
      • Что такое ЭДО
          Что такое ЭДО
        читать ещё