Как трое друзей создали мебельный бренд с оборотом 180 млн рублей, начав с фанеры
- Как создать мебельный бренд с нуля и заработать первый миллион
- Как партнёрство помогло выйти на оборот в 180 млн рублей в год
- Производство мебели: как масштабировать бизнес и увеличить обороты
- Как продавать мебель на маркетплейсах
- Тренды мебельного бизнеса 2025: куда двигаться дальше
- Как заработать на мебели и не выгореть
Четыре года назад основатели мебельного магазина Axioma Woodshop зарабатывали 30 тысяч рублей в месяц. Сегодня их выручка выросла до 20 млн рублей. Сооснователь бренда и продавец на Яндекс Маркете Андрей Ефимов объясняет, как начать мебельный бизнес, какие ошибки они допустили и что помогло достичь успеха: партнёрство, работа с кадрами, логистика и чёткий расчёт юнит-экономики.
Что насчёт Axioma Woodshop, узнала категорийный директор мебели Яндекс Маркета Мария Столбова.
Как создать мебельный бренд с нуля и заработать первый миллион
Мы с Никитой и Александром дружим со студенческих лет: вместе учились на машиностроительном факультете и работали на тракторном заводе в Чебоксарах. В 2019 году попробовали открыть своё дело. Как начать мебельный бизнес? Мы начали с лазерной резки — тогда эта ниша росла. Продавали чайные домики и свадебный декор через Авито и Instagram*, совмещая бизнес с основной работой на заводе.
Позже в интернете я наткнулся на параметрическую мебель. Тогда это было что-то совершенно новое — зацепил дизайн. Мы решили рискнуть и в январе 2020 года стартовали. У параметрической мебели детали повторяются по паттерну — через определённые промежутки. Эту мебель называют слоёной или похожей на скелет.
На фото — параметрическая мебель Axioma Woodshop. Детали вырезаются на станке по заданным параметрам
В России тогда работал только один крупный производитель параметрической мебели. Он продавал кресло примерно за 12 тысяч рублей. Мы спроектировали похожее и поняли, что могли бы продавать дешевле — и нас это устраивало.
Деньги для старта взяли из личных накоплений. Первый станок собрали сами. Всё вместе со шлифовальными машинками и системой стружкоотсоса для станка обошлось в 120 тысяч рублей. Ещё аренда небольшого угла в мебельном цеху — около 10 тысяч в месяц. Не так много, если скидываться втроём.
Андрей Ефимов,сооснователь мебельного бренда Axioma Woodshop
Первые заказы пошли с «Авито»: 30 тысяч рублей — в октябре, 50 тысяч — в ноябре, 60 тысяч — в декабре. Фактически, мы работали «в ноль», деньги уходили на аренду и материалы. К осени 2021-го продажи параметрической мебели приносили нам около 200 тысяч рублей.
В январе 2022 года мы вышли на маркетплейсы с параметрической мебелью и новыми моделями. Например, разработали кресло «Винтаж 2». Оно хорошо продавалось.
Кресло «Винтаж 2»
В январе наш оборот cо всех маркетплейсов впервые составил 1 млн рублей. В июне он вырос до 3-4 млн рублей. За 2024 год выручка достигла 180 млн рублей. Всего мы продали более 32 тысячи изделий.
Как партнёрство помогло выйти на оборот в 180 млн рублей в год
— Вы основали бренд втроём. Как распределили обязанности между друг другом?
Сначала все занимались всем. Кто пришёл в цех раньше, тот и печатал задания на смену. Но по мере роста бизнеса стало больше задач, и мы их разделили. Здесь помог опыт работы на заводе. Мы с партнёрами — инженеры, но у каждого свои сильные стороны.
Андрей Ефимов и его партнеры: Александр Алексеев и Никита Дмитриев
Как и на заводе, в бизнесе есть три ключевых аспекта: продажи, проектирование и производство.
Нельзя быть экспертом во всём. У кого-то неизбежно будет получаться лучше, у кого-то — хуже. В нашем случае всё сложилось идеально: мы дополняем друг друга.
В компании я занимаюсь продажами, патентованием новых дизайнов и подбором трендовой мебели. Прислушиваюсь к тому, что хотят клиенты. Вижу, какие цвета и ткани нужны покупателям. В основном работаю из офиса. На производстве бываю при запуске нового продукта: оцениваю образцы, даю задачи по доработкам.
Александр Алексеев,коммерческий директор Axioma Woodshop
Я оптимизирую производство и процессы. Постоянно нахожусь на производстве. Это позволяет понять, где разместить оборудование и рабочие места, как их улучшить, что может облегчить и ускорить работу. Чиню оборудование. Моделирую в 3D и составляю конструкторскую документацию.
Управление бизнесом научило меня критически мыслить и ставить себя на место других — клиентов (впишется ли мебель в интерьер, удобно ли её собирать и пользоваться ей) и работников на производстве (удобно ли им работать с деталями, сверлить и собирать мебель).
Никита Дмитриев,технический директор Axioma Woodshop
— Дружбу бизнесом не испортить?
Верю, что нет. Лично у нас всё работает по устному договору. Компромиссов особо нет, поскольку финальное решение принимает человек, ответственный за конкретную проблему. Понятно, что мы между собой всё можем обсудить, но решение остаётся за ответственным директором. Риски и доходы распределяем поровну.
— А какую ошибку допустили вместе?
Нам с партнёрами надо было раньше освободить себя от работы руками. Лучше бы мы деньги, которые забирали себе, направляли на найм новых работников и фокусировались на развитии производства. Но тогда опыта не было. Казалась, что оптимальное решение — идти в цех и помогать. Но нет.
Производство мебели: как масштабировать бизнес и увеличить обороты
Сначала арендовали помещение на 100 квадратных метров. Сейчас наша производственная площадь выросла до 750 «квадратов». На её аренду уходит 400 тысяч рублей в месяц. На производстве есть станочный, шлифовальный, швейный, обивочный, малярный и упаковочный цеха, а также офис. Всё это находится на территории бывшего завода.
Сейчас у нас пять фрезерных станков с числовым программным управлением российского производства. Первый станок обошёлся в 200 тысяч рублей. Последний стоил уже больше 800 тысяч.
— Какое главное правило в экономике вашего производства?
Мы запускаем те модели, которые будем производить хотя бы от нескольких сотен штук в месяц. Но не заходим в очень дешёвый сегмент, где маленькая наценка на товары. Стараемся найти золотую середину между маржинальностью и количеством отгрузок. Если пойти в очень дорогой сегмент, то количество отгрузок такого товара будет небольшим, но на технологическую подготовку производства всё равно придётся потратиться: изготовить различные оснастки, докупить оборудование.
Вывод нового продукта на рынок занимает два-три месяца и может стоить как 10 тысяч, так и 100 тысяч рублей — зависит от количества итераций. Деньги уходят на закупку фанеры и изготовление нескольких вариантов изделия.
— Сколько мебели вы сейчас производите?
— В ноябре 2024 года мы отгрузили 4300 изделий из 25 различных позиций. Это больше, чем в июне, когда мы выпустили 2800 изделий. А в декабре будет примерно 5 тысяч изделий. Такой рост обеспечивают регулярные запуски новых продуктов: классических кресел, табуреток и кухонных стульев. Сейчас они приносят основную часть прибыли. А самая популярная позиция — как раз комплект кухонных стульев, он стоит 13 тысяч рублей. Параметрическую мебель производим по мере поступления заказов.
— Маржинальность мебели: как правильно считать прибыль?
В маржинальность товара не закладываем обязательные расходы: аренда цеха и офиса, электричество, логистика, реклама и прочее. Их мы высчитываем по итогам месяца, поскольку неясно, на какое количество изделий распределять некоторые расходы.
Если маржинальность товара за вычетом рекламы получается меньше 20%, то мы с таким продуктом перестаём работать. Самые успешные товары дают результат на уровне +30%.
Как продавать мебель на маркетплейсах
— Какие каналы продаж и продвижения оказались самыми эффективными?
Мы пробовали работать с блогерами, запускали рекламу в Telegram и VK, но результата не было. Перешли на бизнес на маркетплейсах, теперь наши товары есть на всех крупных платформах. На Маркете, помимо основного ассортимента, мы решили сосредоточиться на сегменте дорогих изделий, так как здесь есть платёжеспособная аудитория. Здесь наши товары такого ценового сегмента берут лучше, чем на других маркетплейсах.
За 2024 год продажи на маркетплейсах в категории «Мебель» выросли почти в три раза и по прогнозам Маркета продолжат расти. Самые быстрорастущие категории — это «Мягкая мебель», «Столы» и «Стулья». Также растут продажи крупной мебели: гардеробных шкафов и мебели для спальни.
Мария Столбова,руководитель группы развития категории «Мебель» на Маркете
Растим продажи в Яндекс Маркете с помощью инструментов продвижения платформы. Закладываем на это 2-4% от выручки. Выше для нашего бизнеса уже неприемлемо.
Самый эффективный для нас инструмент продвижения на Маркете по показателю ДРР (доля рекламных расходов) — буст продаж. Он поднимает товары на самые заметные позиции в поисковой выдаче Маркета, на страницах категории, в карточке товара и в рекламной системе Яндекс Директ. Ещё пробовали другие инструменты полки и баннеры — они лучше всего работают с дорогими заказами.
Андрей Ефимов,сооснователь мебельного бренда Axioma Woodshop
Каждый рубль, вложенный в буст продаж в категории «Товары для дома», приносит 20 рублей выручки и увеличивает продажи в среднем в 2,5 раза. Чтобы продвижение работало с высокой эффективностью, важно установить адекватную ставку для категории товара.
Мария Столбова,руководитель группы развития категории «Мебель» на Маркете
Мы увеличиваем продажи, делегируя часть логистических процессов маркетплейсу. Используем модель FBS (доставка со склада продавца): мы сами храним, собираем, упаковываем товары и доставляем их в сортировочный центр или пункт приёма заказов Маркета. А дальше маркетплейс берёт на себя доставку покупателю.
Например, в кресле за 7 тысяч рублей на логистику приходится 2 тысяч рублей. Чтобы сократить расходы на перевозку, мы уменьшаем габариты упаковки. Недавно мы с партнёрами ломали голову, как это сделать. Ужали на сантиметр по высоте, это позволило выиграть 100 рублей. Отгрузить тысячу коробок с экономией в 100 тысяч рублей — уже неплохо.
Тренды мебельного бизнеса 2025: куда двигаться дальше
— Как вы работаете над стратегией?
У нас с самого начала есть цель — выпускать линейку мебели для всей квартиры. В будущем, когда позволят мощности и производственные площади, планируем делать кровати и диваны.
В начале года мы садимся и пишем примерный план: на какие цифры хотим выйти, в каких нишах мебели хотим работать. Например, в начале 2024 года мы понимали, что пойдём в кухонную зону. В основном доход нам генерировали кресла. Саша подготовил статистику по маркетплейсам, и мы увидели, что в этом сегменте вряд ли стоит рассчитывать на качественный рост. Решили попробовать стулья.
— Чего вы ждёте от 2025 года?
Мы впервые столкнёмся с повышением налогов, тем более таким серьёзным, как плюс 5%-7% к НДС. Себестоимость продукции станет выше, поставщики поднимут цены, мы тоже. Но тренды мебельного бизнеса 2025 подсказывают, что спрос на качественную мебель будет только расти.
Планируем повышать цены плавно, условно — по проценту в месяц, чтобы не было шока у потребителей. Впрочем, конкурентам тоже будет тяжело, мы не одни в этой ситуации. Что-то точно придумаем: у предпринимателей в трудные времена хорошо работает голова.
Как заработать на мебели и не выгореть
— Что бы вы посоветовали другим предпринимателям?
Мне 29 лет, и к этому возрасту я понял, насколько важно гармонично распределять время. Каждый день стараюсь выделить время для себя: посмотреть фильм, поиграть в компьютер, а раз в неделю — поиграть в футбол или сходить в спортзал. По субботам хожу в баню. В парилке ни о чём рабочем не думаю — это отлично разгружает голову.
Главное — в погоне за прибылью не доводить себя до полного истощения.
Что касается производства, важно разбираться в его деталях. Никто не будет вникать в нюансы за вас. Основатель бизнеса должен быть самым вовлечённым и заинтересованным человеком. Постоянно изучайте опыт успешных компаний, таких как Ford или Toyota. Например, подход Генри Форда к постоянной работе над снижением себестоимости вдохновляет. Его фраза стала для меня принципом.
Всё можно сделать лучше, чем делалось до сих пор.
Ещё рекомендую книгу «Дао Toyota». Это отличное пособие для производственников, в нём есть практические советы по решению проблем. Но нужно понимать, что универсальных решений нет. Каждая сфера имеет свою специфику, и опыт корпораций нельзя просто скопировать — его нужно адаптировать под свои задачи.
*Компания Meta Platforms Inc., которой принадлежит Instagram, признана экстремистской и запрещена в России.