Фокус на главном: как Уоррен Баффетт и Илон Маск достигают своих целей
Чем больше целей и задач вы себе ставите, тем меньше успеваете и тем медленнее растёт ваш бизнес. Настоящий рост начинается тогда, когда вы выбираете главное — и фокусируетесь на этом.
Рассказываем, почему фокус на ключевых целях критичен для бизнеса и как не распыляться на всё подряд.
Почему важно сохранять фокус на ключевых целях
Если хвататься за всё сразу, бизнес будет долго идти к главной цели, но это лишь одно из зол. Вдолгую компания рискует проиграть конкурентам, потерять команду и в конечном счёте перестать существовать.
Вот почему бизнесу критично важно сохранять фокус на ключевых целях:
В чём риск | Что значит для бизнеса | Пример |
Потеря стратегического направления | Бизнес распыляется на разные цели, теряет идентичность и становится «про всё» | Продавец товаров для дома добавил в ассортимент товары для дачи и животных — по пожеланиям покупателей. Многих сбивала «мешанина» на витрине магазина, и часть аудитории ушла |
Потеря конкурентного преимущества | Бизнес погряз в рутине, не обращает внимания на тренды и уступает первенство конкурентам | Продавец хотел изучить тему «умного дома», чтобы решить — вводить в ассортимент умные лампочки и датчики или нет. В итоге конкуренты начали продажи, получили отзывы и вышли в топ по запросам |
Выгорание команды | Сотрудники постоянно переключаются между задачами, «тушат пожары» и теряют смысл работы | Руководитель каждый день приносит новые задачи: переделать карточки, запустить акцию, изучить новую категорию. Сотрудники не видят связи между задачами — появляется ощущение работы ради работы |
Пять методов, которые помогают удерживать внимание на ключевых целях
Сохранить фокус на важных задачах помогут методики, которые создали сами предприниматели. Используйте эти инструменты, чтобы выделить главное для развития вашего бизнеса и достичь целей.
OKR
В чём суть метода. Методику управления целями Objectives and Key Results (OKR) создал генеральный директор компании Intel Эндрю Гроув. Она помогает бизнесу устанавливать цели (objectives) и отслеживать их достижение с помощью ключевых результатов (key results).
Ставим цель: улучшить видимость и привлекательность карточек товаров
Определяем ключевые результаты, по которым поймём, что цель достигнута:
- Оптимизированы описания для 100% ассортимента
- Оценка качества карточки не ниже 80 баллов у 90% карточек
- Количество товаров, которые попадают в топ-10 по поисковым запросам, выросло на 20%
Какую проблему решает. Главное, что даёт методика OKR, — чёткий путь достижения цели: сначала формулируем, куда хотим прийти, затем решаем, как поймём, что пришли. Вы не будете распыляться: сверяйте каждую новую задачу с целями и откладывайте те, что не ведут к результату.
Метод 5/25 Уоррена Баффетта
В чём суть метода. Уоррен Баффетт — американский инвестор и миллиардер. Его метод 5/25 заключается в том, чтобы из множества целей выделить пять основных — самых важных для бизнеса — и сконцентрироваться именно на них.
Какую проблему решает. Метод 5/25 не даёт браться за всё сразу и помогает отсеивать второстепенные задачи. Например, если ваша главная цель — повысить конверсию карточек товара, не тестируйте одновременно новые категории — вернитесь к этой задаче, когда достигнете основной цели.
Not-To-Do List
В чём суть метода. Not-To-Do List придумал американский предприниматель Тим Феррис. Это метод от обратного: напишите список задач, которые вы не будете делать — чтобы не распыляться и сосредоточиться на главном.
Какую проблему решает. Not-To-Do List удобно совмещать с методом Уоррена Баффетта: составляете список из 25 целей, вычёркиваете 20 и добавляете их в Not-To-Do List. Держите этот список перед глазами и время от времени возвращайтесь к нему, например перед новой рабочей неделей.
Метод Айви Ли
Суть метода. Методика бизнес-консультанта Айви Ли работает так. В конце рабочего дня записываете шесть важных дел, но располагаете их не просто так, а по степени важности. Следующий день начинаете с первого дела в списке и переходите ко второму, только когда закончите первое. Всё, что не успели сделать, переносите на завтра.
Кстати, с критически важных дел начинает рабочий день Илон Маск: «Сосредоточьтесь на сигнале, а не шуме. Не тратьте время на то, что на самом деле не идёт на пользу».
Какую проблему решает. С помощью этого списка удобно оценивать любую задачу, которая падает на вас в течение рабочего дня. Если от неё зависят приоритетные дела, выполняете. Если нет — откладываете и возвращаетесь к задачам из списка.
Матрица Эйзенхауэра
Суть метода. Этот подход практиковал президент США Дуайт Эйзенхауэр, а усовершенствовал — бизнес-консультант Стивен Кови. Разделите все ваши задачи на четыре категории в зависимости от важности и срочности. Вот как это может выглядеть:
Важно и срочно Неотложные дела, которые нужно сделать прямо сейчас Пример: ответить на негативный отзыв покупателя | Важно, но не срочно Стратегические задачи, которые планируют вдолгую Пример: проанализировать продажи, чтобы понять, от каких позиций стоит отказаться |
Не важно, но срочно Задачи, которые можно делегировать Пример: разработать контент-план для продвижения товаров в соцсетях | Не важно и не срочно Рутинная работа, которую можно отложить Пример: проанализировать группы конкурентов в соцсетях |
Какую проблему решает. Метод поможет вам устоять под натиском задач, избежать перегрузок и ощущения, что вы постоянно спешите. Вы будете понимать, что нужно сделать срочно, а что можно отложить или делегировать. В итоге ваша продуктивность возрастёт.
Четыре сервиса для управления целями и проектами (работают в России)
Работу над целями можно автоматизировать: для этого есть сервисы, которые помогают управлять проектами, распределять задачи и отслеживать результат. Используйте эти инструменты, чтобы повысить продуктивность вашего бизнеса.
Kaiten — для совместной работы команд
Kaiten — российский аналог Trello. Всю работу можно визуализировать на канбан-досках и отслеживать изменения в режиме реального времени. Сервис «упаковывает» результаты в отчёты — в них видно, с какой скоростью выполняются задачи и почему есть задержки.
Бесплатный период: по запросу
Тарифы: от 0 до 560 рублей в месяц за пользователя
Weeek — для управления проектами
Weeek — это российский таск-сервис для управления проектами. Внутри есть база знаний для хранения документов и доски с задачами для планирования и управления целями. С аналитикой Weeek вы сможете отслеживать, насколько эффективно работает каждый сотрудник, и корректировать планы по ходу работы над проектом.
Бесплатный период: демо по запросу
Тарифы: от 0 до 450 рублей в месяц за пользователя
Yonote — для управления знаниями
Yonote — российский аналог Notion. Создавайте удобное пространство для работы команды: следите за выполнением задач по доскам и таблицам, добавляйте документы в базу знаний, создавайте файлы для совместной работы. Результат можно оформить в форме отчёта — например, отчёт о прибыли или товарообороте.
Бесплатный период: по запросу
Тарифы: от 0 до 249 рублей в месяц за пользователя
Яндекс Трекер— для управления задачами и проектами
Яндекс Трекер — это один из сервисов в онлайн-офисе Яндекс 360 для бизнеса. Создавайте цели и добавляйте список ключевых результатов, чтобы оценить прогресс. В каждом пункте списка указывайте исполнителя и сроки. Организовать работу помогут портфели проектов, диаграммы Ганта, доски, а обсуждать задачи можно во встроенных комментариях.
Бесплатный период: 14 дней за один рубль
Тарифы: от 299 до 1 399 рублей в месяц за пользователя
Пять советов руководителю: как внедрить методику управления целями
- Ограничьте число целей: начните с 1–2-х — чтобы методика «прижилась» в команде.
- Декомпозируйте общую цель на приоритеты: определите их для всех команд и для каждого сотрудника.
- Оцифруйте результат: следите, чтобы это был именно результат, а не процесс — не «работать над карточками товара», а «повысить конверсию на 20%».
- Свяжите приоритеты с общей целью: приоритеты команд и сотрудников должны отвечать на вопрос: «А это точно двигает нас туда, куда мы хотим прийти?»
- Сформируйте Not-To-Do List: обозначьте, что не входит в приоритеты, чтобы сотрудники были уверены, что двигаются в нужном направлении.
- Регулярно пересматривайте фокус: встречайтесь с командой раз в неделю, чтобы понять, где вы сейчас, и раз в месяц — чтобы проверить, не размылась ли цель.