Оборачиваемость товара: что это, как рассчитать и повысить
Оборачиваемость товара — это количество дней, за которое товары продаются со всех складов. Например, сейчас на складах продавца хранится 100 анатомических подушек. Ежедневно в среднем продаётся по 5 единиц товара. Это значит, что остатки на складах будут распроданы примерно через 20 дней. Это и есть оборачиваемость.
Оборачиваемость — это ключевой показатель того, насколько быстро товар реализуется. Чем выше оборачиваемость, тем быстрее вложенные в товар деньги вернутся к продавцу.
Чем меньше времени проходит от поставки на склад до продажи, тем больше оборотов товара за год можно сделать и тем выше итоговая прибыль.
Если мы видим, что товар стал продаваться медленнее, сразу начинаем разбираться в причинах: проверяем описание, отзывы покупателей, актуальность цены и эффективность рекламных кампаний. Наоборот: если товар хорошо расходится, это сигнал для увеличения производства и планирования новых поставок.
Кирилл Колесов,категорийный менеджер бренда Galtex
Низкая оборачиваемость — не всегда плохо. Некоторые товары могут приносить прибыль и при низкой оборачиваемости. Например, коллекционные изделия окупят затраты даже при низкой скорости продаж. Или сезонные товары с долгим сроком хранения — например, ёлочные игрушки. Распродать остатки можно в следующем сезоне, когда продажи снова вырастут.
Слепо гнаться за оборачиваемостью не стоит. Иногда товар кажется «мёртвым», но его можно сохранить для будущих сезонов. Например, после Нового года у нас остались подарочные наборы. Их оборачиваемость упала почти до нуля, но мы не стали их распродавать. Вместо этого дождались 8 Марта, и сейчас наборы уходят достаточно бодро.
Павел Киселёв,менеджер по работе с маркетплейсами бренда Aravia
Для чего нужен показатель оборачиваемости
Оборачиваемость товара на маркетплейсе показывает, насколько эффективен бизнес в целом: как быстро вернутся вложения, сколько раз за год получится на них заработать, удастся ли не заморозить средства.
Для любого бизнеса оборачиваемость — это «пульс» товара. Если он замедляется, деньги застревают в запасах, а не работают на бизнес. Например, замороженные средства нельзя вложить в рекламу, закупку сырья или запуск нового продукта.
Павел Киселёв,менеджер по работе с маркетплейсами бренда Aravia
Если у ваших товаров высокая оборачиваемость, вы сможете:
- Эффективнее использовать капитал. Если товар продаётся быстро, у вас высвобождаются средства для новых закупок или производства. Вы не замораживаете деньги в остатках на складах и снижаете риск финансовых потерь, например при сезонном падении цен.
- Эффективнее планировать бизнес. Зная оборачиваемость товара, вы сможете вовремя закупать или производить продукцию и планировать поставки — чтобы не создавать дефицит товара на складе.
- Выводить из оборота неликвидные товары. Речь о товарах с низкой оборачиваемостью, которые медленно продаются и долго лежат на складе. Они не только замораживают деньги бизнеса, но и требуют дополнительных трат — на хранение.
- Снижать затраты на хранение. Оборачиваемость влияет на сумму, которую вы платите за хранение товара. На Маркете вам не придётся платить за склад, если общая оборачиваемость категории высокая — от 45 дней.
Как считается показатель оборачиваемости
Оборачиваемость — не абсолютно точная величина, потому что предсказать поведение покупателей сложно: на него могут влиять разные факторы.
Факторы, влияющие на оборачиваемость
Однако можно вычислить средний показатель оборачиваемости и оборачиваемость конкретного товара. Маркет рассчитает эти параметры, а ещё предложит рекомендации, как быстрее распродать запас товара.
Формула расчёта оборачиваемости
Формула расчёта среднесуточных продаж
Чтобы получить данные по оборачиваемости на Маркете, перейдите на страницу Логистика → Хранение и оборачиваемость в личном кабинете и нажмите на кнопку Сформировать отчёт.
Если вы хотите узнать, как продаются конкретные товары из категории, загляните в остальные вкладки отчёта. По каждому товару можно посмотреть оборачиваемость и прогноз стоимости хранения.
Например, вот так можно использовать этот отчёт, если работаете на Маркете по модели FBY:
Чтобы не платить за хранение на складе Маркета, нужно поддерживать высокий показатель оборачиваемости — от 45 дней
Как повысить оборачиваемость
Повышая оборачиваемость, вы увеличиваете продажи на маркетплейсе и получаете больше прибыли. Вот несколько советов, как улучшить показатель оборачиваемости:
- Проанализируйте причины низкой оборачиваемости. Возможно, с товаром что-то не так. Например, покупателей отпугивает слишком высокая цена, модель неходовая или просто вышла из моды. Изучите ситуацию на рынке: чем торгуют конкуренты, какие цены устанавливают. Поработайте с отзывами покупателей, чтобы понять, как улучшить товар.
- Оптимизируйте карточку товара. В этом вам поможет метрика Маркета качество карточки товара. На неё влияют разные параметры, например качество фотографий, полнота характеристик, наличие видео. Метрика вшита в формулу ранжирования, поэтому карточки с высоким качеством выводят ваши товары в топ, причём бесплатно. Как сделать хорошую карточку товара, читайте в Справке.
- Используйте инструменты продвижения. Это поможет вам больше зарабатывать на маркетплейсе. Например, с помощью буста продаж ваши товары станут более заметными на Маркете и в рекламной сети Яндекса. Также можно присоединиться к программе кешбэка или принять участие в акции.
- Перераспределите товары по складам. Бывает, что товар расходится хорошо, но оборачиваемость остаётся низкой. Проверьте статистику продаж по складам, чтобы понять, где мало заказывают. Возможно, потребуется пересмотреть распределение товаров и вывести их на склад, где торговля идёт хорошо.
- Избавьтесь от залежавшихся товаров. Это позволит сократить затраты на хранение. Включите такие товары в акцию или предложите на них скидку. Попробуйте также продавать неликвид в нагрузку к основному товару.
Советы от продавцов Маркета
Павел Киселёв из Aravia и Кирилл Колесов из Galtex поделились опытом работы с оборачиваемостью товаров на маркетплейсе.
- Начинайте с малых партий. Лучше допоставить на склад, чем «застрять» с излишками. Если вы выходите в новой категории, есть риск переоценить возможные продажи и перестараться с отгрузкой.
- Проверяйте товары с низкой оборачиваемостью. Это лучше делать каждые две недели. Товары с самой низкой оборачиваемостью может «разбудить» даже небольшая акция. Например, попробуйте продвигать их с помощью полок или предложить рядом с хитовыми позициями.
- Оптимизируйте ценообразование. Регулярно анализируйте конверсии и устанавливайте цены на товар в зависимости от спроса.
- Работайте с карточкой товара. Поддерживайте актуальные описания, добавляйте качественные фото, изучайте отзывы и отвечайте покупателям.
- Используйте оборачиваемость для принятия решений. Оборачиваемость — это не гонка за цифрами, а инструмент, который помогает бизнесу принимать решения. Главное — найти баланс между спросом и наличием товара на складе.
Чек-лист: что такое оборачиваемость и как её повысить
- Оборачиваемость показывает, насколько быстро продаются товары со склада маркетплейса.
- Чтобы рассчитать оборачиваемость, остаток товара на складе разделите на количество продаж в день.
- Чем выше оборачиваемость, тем быстрее можно снова вложить деньги в закупки или производство.
- Оптимальная оборачиваемость товаров на Маркете — от 45 до 60 дней.
- Чтобы повысить оборачиваемость, улучшайте качество карточки товара, используйте инструменты продвижения, перераспределяйте запасы на складе, избавляйтесь от неликвида.
- Как ставить и достигать цели: пошаговый план от Юрия Мурадяна