Главная
Все спрашивают
Как искать нестандартные бизнес-решения, чтобы быть круче конкурентов: лучшие методики и инструменты

    Как искать нестандартные бизнес-решения, чтобы быть круче конкурентов: лучшие методики и инструменты

    Если хотите просто получать деньги, можно идти по проверенному пути: как-то работает — и ладно. Но если планируете расти и видите, как конкуренты уже дышат в спину, пора включать креатив. В статье разберём, как придумать нестандартную бизнес-идею и внедрить её без боли и хаоса. Покажем подходы, которые реально работают, и инструменты, которые помогут выйти из ступора при виде чистого листа.

    Почему нестандартное мышление важно в бизнесе

    Те, кто не боятся экспериментировать, чаще других вырываются вперёд. И это не единственный аргумент в пользу креативного мышления в бизнесе.

    Выделяет среди конкурентов

    Компании, где ценят нестандартное мышление, чаще создают крутые вещи. Например, Motorola придумала наушники, которые можно носить как серьги. У них нестандартная форма, а на дужке — кристаллы Swarovski. Получился модный аксессуар, а не просто техника, как у моделей-конкурентов.

    Motorola учла тренд на громоздкие аксессуары и сделала небанальный продукт.

    Motorola учла тренд на громоздкие аксессуары и сделала небанальный продукт. При беглом взгляде даже непонятно, где наушники, а где серьги

    Производители спортивной одежды и обуви Asics отличились тем, что вместо известного спортсмена, как делают другие бренды, выбрали амбассадором собаку.

    Компания Asics сделала своим амбассадором белого самоеда по кличке Феликс

    Компания Asics сделала своим амбассадором белого самоеда по кличке Феликс

    Помогает решать сложные задачи

    Креативный подход позволяет найти выход из сложной ситуации. Например, новый российский бренд по производству молока «Оломоло» мог затеряться на полках магазинов среди десятков похожих упаковок с полем и коровами, если бы не креативный подход. Новый бренд отказался от картинок на упаковке. Использует только цвет, буквы и цифры.

    «Оломоло» отличился ещё и тем, что создал паспорт продукта.

    «Оломоло» отличился ещё и тем, что создал паспорт продукта. Это не маркировка «Честного знака»: покупатели сканируют QR-код на этикетке и могут подробно изучить все этапы производства

    Ещё пример нестандартного решения в бизнесе. «585*Золотой» выпустил обвесы для лопат, грабель и садовых леек. Бренд так хотел привлечь покупателей в магазины во время майских праздников.

    Серебряную подвеску можно подарить подруге-моднице, которая поехала копать картошку на майские

    Серебряную подвеску можно подарить подруге-моднице, которая поехала копать картошку на майские

    Вдохновляет работать по-новому

    Гибкость мышления помогает быстрее реагировать на новые тренды. Пока одни продавцы на маркетплейсах тратят часы, чтобы сделать карточки товаров вручную, другие пользуются нейросетями и создают их за несколько минут.

    Фотографии на наших карточках товара на 70% сделаны при помощи ChatGPT Plus. Нейросеть заменяет фотографа и дизайнера и делает всё сама: выбирает фон, добавляет логотип, рисует инфографику. Главный вызов для нас сейчас — борьба с «нейролицами». Хотим, чтобы люди в кадре выглядели натурально.

    Алексей Марьин,
    Алексей Марьин,
    директор по персоналу компании «Интернет Революция»

    Вот ещё пример. KFC обыграл глюк нейросетей в свою пользу. Бренд запустил рекламную кампанию с ИИ-людьми, у которых по шесть пальцев на каждой руке. KFC предложил клиентам постить сгенерированные фотографии с лишними пальцами в соцсетях и получать за это купоны на бесплатные наггетсы.

    Вместо того чтобы стыдиться визуального несовершенства, KFC превратил ошибку ИИ в маркетинговое преимущество

    Вместо того чтобы стыдиться визуального несовершенства, KFC превратил ошибку ИИ в маркетинговое преимущество

    Лучшие методики поиска нестандартных решений

    Советов, «как мыслить нестандартно», миллион. «Лучших методик для бизнеса» — не меньше. Но реально работают единицы: те, что мы собрали ниже.

    Мозговой штурм в бизнесе

    Участники свободно предлагают решения поставленной задачи и тем самым качают креативное мышление в бизнесе. Никто никого не критикует. Одни озвучивают идеи, а другие их дополняют, обобщают или развивают.

    Вот как проводить мозговой штурм в бизнесе:

    1. Сначала перед участниками ставится задача: какой вопрос на повестке, чего нужно достичь по итогам встречи и в какие сроки. Ещё можно проговорить, какое количество идей нужно предложить.
    2. Затем команда переходит к обсуждению вопроса и генерации идей. На этом этапе все участники предлагают, как можно решить проблему. Варианты могут быть любые: от самых логичных до абсурдных.
    3. После того как все выскажутся, можно проанализировать результаты: подумать, какие идеи можно реализовать, а какие пока стоит отложить.
    Если хотите перенести мозговой штурм на бумагу, действуйте по методу «6–3–5»: шесть участников записывают по три идеи за пять минут, затем передают друг другу для доработки

    Если хотите перенести мозговой штурм на бумагу, действуйте по методу «6–3–5»: шесть участников записывают по три идеи за пять минут, затем передают друг другу для доработки

    Метод фокальных объектов

    Выберите фокальный объект — тот, который хотите усовершенствовать. Например, товар — пусть это будет светильник. Затем подберите к товару от трёх до пяти слов, которые первыми приходят на ум. Допустим, «мягкий», «ароматный», «гибкий». Далее следуйте шагам:

    1. Подумайте, с чем они у вас ассоциируются. Например, слово «мягкий» может ассоциироваться с пухом или облаком. А слово «гибкий» — со змеёй или проволокой.
    2. После того как соберёте ассоциации, примерьте их на фокальный объект. Если фокальный объект — «светильник», а ассоциации — «пух» и «облако», то получаем идею: лампа в форме пушистого облака. Результат можно использовать для создания нового товара и последующей продажи на маркетплейсе.
    Благодаря методу фокальных объектов получаются нестандартные сочетания, из которых может родиться идея нового продукта или услуги

    Благодаря методу фокальных объектов получаются нестандартные сочетания, из которых может родиться идея нового продукта или услуги

    Перекрёстное опыление

    Это перенос идей из одной сферы в другую. Привлеките специалистов из разных отделов, обсудите успешные кейсы в их секторах, адаптируйте идеи одного отдела для другого. Или возьмите работающие фишки из других направлений бизнеса, скорректируйте под себя и примените. Метод помогает увеличить угол обзора и найти нестандартные решения в бизнесе.

    Яндекс Такси воспользовались перекрёстным опылением, когда применили алгоритмы курьерских служб к пассажирским перевозкам: интеллектуальное распределение заказов, оптимизацию маршрутов, быстрый поиск ближайших водителей. Метод помог повысить качество сервиса и увеличить прибыль компании.

    Инструменты и сервисы для генерации бизнес-идей

    Инструменты и сервисы помогут развить ваши мысли и превратить их в бизнес-идеи. Какую бы креативную методику вы ни выбрали, используйте нейросети — инструменты для поиска необычных идей, онлайн-доски — для фиксации мыслей, встроенные в доски интеллект-карты — для структурирования.

    Нейросети. Помощники в генерации идей для бизнеса и обязательных элементов компании: названия, слогана, логотипа, миссии, портрета целевой аудитории, стратегии развития, контент-плана.

    В России работают несколько нейросетей на основе ChatGPT. Они позволяют бесплатно находить нужную информацию. Вот популярные ИИ-поисковики:

    • YandexGPT — нейросеть с удобным интерфейсом, которая проанализирует конкурентов и выявит пробелы на рынке, а потом предложит необычные способы, как их заполнить. Если загрузить отзывы клиентов, ИИ превратит проблемы и пожелания в бизнес-идеи.
    • DeepSeek — безлимитная по количеству запросов нейросеть, которая не требует регистрации и сохраняет историю поиска. Поможет сделать описание товара, проанализировать отзывы, динамику цен и сделать прогноз спроса.
    • Perplexity.ai — нейросеть, которая формулирует ответы на вопросы со ссылками на источники. Поможет разобраться в незнакомой теме и быстро сделать фактчекинг по ссылкам. Например, найдёт актуальные изменения в налоговом кодексе или трудовом законодательстве.

    Онлайн-доски с интеллект-картами. Интерактивные пространства, где удобно фиксировать идеи с помощью стикеров, таблиц, графиков, рисунков. Вот три бесплатные онлайн-доски со встроенными интеллект-картами, которые работают в России без ограничений:

    • «Эсборд»: в бесплатной версии три бесконечные доски с наборами шаблонов, фреймов и фигур. Тут удобно визуализировать результаты мозгового штурма. Особенно в формате обратного мозгового штурма, когда нужно искать не решение, а причины проблемы.
    Внутри сервиса есть шаблоны креативных методик, которые помогут развить нестандартное мышление предпринимателя

    Внутри сервиса есть шаблоны креативных методик, которые помогут развить нестандартное мышление предпринимателя

    • «VK Доска» содержит инструменты для составления схем и таблиц. На ней удобно быстро обмениваться идеями внутри команды. Например, вместе составлять карту трендов — собирать актуальные на рынке решения, генерировать список виральных механик продвижения с примерами.
    На интеллект-карте внутри «VK Доски» можно пользоваться реакциями и стикерами

    На интеллект-карте внутри «VK Доски» можно пользоваться реакциями и стикерами

    • Яндекс Доски подходят для совместной работы с коллегами, не ограничивают количество досок и открываются с любого устройства. Пригодятся, когда нужно составить карту. Например, «карту эмпатии», которая помогает определить боли клиентов и понять их потребности.

    Мы используем Яндекс Доски как основное пространство для коллективной генерации: как внутри команды, так и при взаимодействии с партнёрами. Это стартовая точка любого проекта — от обсуждения идеи до сбора фидбека. В досках создаются майндмэпы, канвасы, CJM, маркетинговые гипотезы — всё, что требует совместного обсуждения и визуализации.

    Алексей Марьин,
    Алексей Марьин,
    директор по персоналу компании «Интернет Революция»

    Регулярная работа с сервисами-помощниками запустит творческие процессы в компании. И даже если онлайн-инструменты не дадут тот самый идеальный результат, они всё равно натолкнут на нестандартные решения в бизнесе.

    Как придумать нестандартную бизнес-идею: коротко о главном

    Креативное мышление в бизнесе необходимо, чтобы конкурировать на рынке, находить выходы из сложных ситуаций и кризисов, приспосабливаться к изменениям рынка и запросам покупателей.

    Используйте методики генерации идей, чтобы найти подходящие решения задач компании. Вот три проверенных временем способа:

    • прямой мозговой штурм для новых идей внутри команды;
    • метод фокальных объектов для свежих решений через неожиданные ассоциации;
    • перекрёстное опыление для обмена опытом между отделами.

    Используйте нейросети — YandexGPT, DeepSeek, Perplexity — как помощников для генерации идей. А интерактивные доски — «Эсборд», «VK Доску», Яндекс Доски — как пространство для фиксации мыслей.

    Чем больше креативных идей вы придумаете, тем больше шансов, что некоторые из них выстрелят и помогут увеличить оборот бизнеса.

    Вам может быть интересно
    • ОСНО: что это, как работает и кому подходит
        ОСНО: что это, как работает и кому подходит
      • Рентабельность: что это, как рассчитать и зачем она нужна бизнесу
          Рентабельность: что это, как рассчитать и зачем она нужна бизнесу
        читать ещё