Дробление бизнеса на маркетплейсах: как избежать претензий от ФНС
Что такое дробление бизнеса
Дробление бизнеса— это когда предприниматель специально разделяет бизнес на несколько юрлиц или ИП, чтобы применять упрощённую систему налогообложения (УСН) и платить меньше налогов.
Дробление бизнеса не связано с деловыми целями или разделением нескольких видов деятельности между взаимозависимыми лицами. Оно связано исключительно с распределением налогооблагаемой базы, чтобы получить возможность применять специальные налоговые режимы (упрощённую, патентную системы налогообложения и другие).
Армен Серобян,управляющий партнёр Legal Eagles
Например, продавец спортивных товаров открыл несколько юрлиц. В одном магазине продают спортивное питание, в другом — тренажёры, в третьем — товары для туризма. За год первый магазин заработал 20 млн рублей, второй — 30 млн, третий — 45.
Прибыль в каждом магазине не превышает 60 млн рублей, поэтому владелец магазинов остаётся на УСН. Но на самом деле он заработал 95 млн рублей и должен перейти на общую систему налогообложения — и платить больше налогов.
Что ФНС считает дроблением бизнеса в 2025 году
Дробление — это когда внешне независимые субъекты фактически осуществляют одну и ту же деятельность, реализуют одну и ту же продукцию, имеют один и тот же круг клиентов и поставщиков, одних и тех же бенефициаров.
Армен Серобян,управляющий партнёр Legal Eagles
Признак дробления бизнеса | Что может значить |
Одинаковый ассортимент в разных магазинах, которые принадлежат одному хозяину | Бизнесами управляет один и тот же человек, разделение формальное |
Общий адрес местонахождения и общий IP-адрес для сдачи отчётности | У бизнесов общая бухгалтерия и централизованное управление |
Общее контролирующее лицо у разных бизнесов, то есть общий хозяин | Деньгами бизнесов распоряжается один и тот же человек |
Одни и те же сотрудники работают у разных продавцов | По факту сотрудники работают на одного и того же человека |
Чем опасно дробление бизнеса для предпринимателя
Если вас уличат в дроблении, последствия будут не самыми приятными. Вот что может случиться, если налоговая выявит схему дробления бизнеса
- Доначислят сумму налогов. ФНС объединит доходы участников схемы и доначислит налоги по общей системе. Фактически вместо 6% налогоплательщик будет вынужден уплатить, например, НДС со ставкой 20%.
- Назначат штраф. Размер штрафа может составлять от 20% до 40% от неуплаченной суммы налога.
- Заблокируют счета. Если предприниматель отказывается уплачивать налог, задолженность взыскивают в бюджет и приостанавливают операции по банковским счетам налогоплательщика.
Но самое опасное — учредителя бизнеса могут привлечь к уголовной ответственности. Предпринимателя обвиняют в неуплате налогов в крупном размере и зачастую в отмывании денежных средств, которые предприниматель получил, сэкономив на неуплате налогов.
Одно из самых громких событий в этой области — дело блогера Блиновской (А40-304494/2023). ФНС установила, что сайт, через который шли документы на оплату онлайн-марафонов Блиновской, при перезагрузке автоматически подставлял разные юридические лица или ИП. Как только одна из компаний приближалась к предельной для применения УСН сумме доходов, в хозяйственную цепочку включалась другая компания — чтобы сохранить условия применения УСН.
Армен Серобян,управляющий партнёр Legal Eagles
Как не попасть под подозрение в дроблении
Армен Серобян, управляющий партнёр Legal Eagles, говорит прямо: дробление — это когда несколько компаний прикрывают деятельность одного налогоплательщика. Так делать нельзя. Это противозаконно. И наказывать за это будут всерьёз.
Чтобы не попасть в эту историю, важно одно: бизнес должен быть реальным. Если у вас несколько юрлиц, покажите, что они занимаются разным. Например:
- у каждого свой ОКВЭД;
- работают по разным адресам;
- отдельно ведут учёт и документацию;
- сотрудники выполняют разные функции.
Важно, чтобы компании не были «зеркалами» друг друга. Никаких технических схем, никаких фиктивных контрактов. Только реальные деловые цели. Например, один бизнес продаёт косметику, другой — технику, третий — мебель. У каждого свои поставщики, свои клиенты, своё продвижение.
И помните: маркетплейс не берёт на себя ответственность за ваши налоговые схемы. Он просто даёт площадку. А всё, что вы делаете на этой площадке, — это ваша зона риска.