Аналитика — ваш ключ к успеху на маркетплейсе. С ее помощью можно подобрать ходовой ассортимент, проанализировать конкурентов, расширить географию продаж и правильно спланировать объемы поставок. В статье ответим на самые частые вопросы продавцов об аналитике на маркетплейсах. Покажем, какие отчеты помогут вам заработать больше.
Содержание:
Как выбрать товар для маркетплейса?
Начните с проверенных товаров массового потребления: в этой категории легче всего быстро вырасти. Например, вместо того чтобы продавать нишевые туфли с квадратным носом, лучше сперва протестировать, как продаются обычные кроссовки. Понять, какие именно товары нужны, помогут отчеты в личном кабинете продавца на Маркете.
Поисковые запросы
Инструмент поможет проанализировать сезонность в категории и понять, стоит ли выходить на рынок сейчас или лучше выбрать товар с другой сезонностью.
Например, в выпадающем списке можно выбрать все подкатегории, входящие в категорию «Обувь для детей», и посмотреть, какие именно ищут чаще всего. В нашем примере в топ-3 попал брендовый запрос и два небрендовых: «кроссовки для мальчика» и «кроссовки детские». Спрос на эти товары постепенно растет с марта и ближе к концу мая достигает пика.
Так выглядит сезонность поисковых запросов в категории «Обувь для детей» на Маркете
«Товары в поиске»
Инструмент поможет проверить предложения конкурентов и понять, как вам лучше от них отстроиться: какие фасоны, размеры и цвета продавать. Инструмент поможет понять:
- как лидеры ниши оформляют карточки товара;
- какие факторы влияют на позицию карточки в выдаче.
Все это поможет вам перенять лучшие практики конкурентов и отстроиться от них там, где это необходимо. Например, по запросу «духи женские» видно, что хорошо продаются ягодные и фруктовые ароматы.
Так выглядят предложения продавцов на Маркете, более всего соответствующие запросу «духи женские»
Что продавать на Маркете
В отчете отображаются популярные товары в российских интернет-магазинах и поиске, которые пока не продаются на Маркете. С помощью этого инструмента можно сразу выбрать востребованную позицию и стать первым продавцом товара на Маркете.
Чтобы получить подходящие результаты, включите фильтр «Только категории моих магазинов». Так видно востребованные товары именно по тем категориям, которые есть в вашем каталоге
Читайте также:
«Как выбрать товарную нишу на Маркете: советы экспертов»
Как оценить влияние сезонности на спрос?
Есть очевидные примеры сезонных товаров: новогодние игрушки, праздничные открытки, шапки, пуховики, лыжи и купальники. Но сезонности подвержены даже те товары, спрос на которые не связан с переменами времен года.
Например, наборы полотенец для ванной традиционно покупают больше в период с ноября по март из-за идущих друг за другом праздников. Проанализировать спрос на товар можно двумя способами.
Яндекс Вордстат
Изучите запросы пользователей в поиске. Для этого введите в поисковую строку название товара, а сервис подскажет, сколько раз его искали и в какой период.
На скриншоте видно, что в ноябре 2022 года увеличилось количество запросов «полотенце банное», а после марта спрос упал. Следующий пик опять пришелся на осень 2023 года
Графики сезонных эффектов в сервисах аналитики маркетплейсов
Например, в сервисе аналитики MPSTATS есть график годовой сезонности, праздников и распродаж. Он демонстрирует влияние сезонных факторов на выручку, продажи и товарооборот в процентах в течение года.
Праздники и распродажи, влияющие на спрос в категории, обозначены вехами, которые можно скрыть или показать. Каждое влияние представлено отдельным графиком. Синяя линия отображает годовую сезонность, красная — влияние праздников.
На графике сезонных эффектов в MPSTATS видно, что в майские праздники продажи женских джеггинсов растут, а на 9 Мая падают. Однако эта динамика не отражается на общем падающем тренде: ближе к лету спрос на джеггинсы падает
Как анализировать конкурентов на маркетплейсах?
Ваши конкуренты — ваши помощники. Их товары могут подсказать, какой должна быть средняя цена, на какие параметры следует обратить внимание при заполнении карточки товара, какую упаковку выбрать, чтобы покупатели не жаловались на доставку.
Оценивать конкуренцию можно с помощью инструментов аналитики, а также внутреннего отчета Маркета — «Конкурентная позиция». Сначала покажем, как сделать анализ конкурентов, на примере инструмента MPSTATS.
- Проверяем нишу на наличие монополии. В некоторых товарных нишах есть явные лидеры — продавцы, на долю которых приходится более половины всей выручки. Стать для них основным конкурентом — игра вдолгую, которая потребует колоссальных денежных вложений. Новичку будет проще заработать в нишах, где доли продавцов относительно равные.
Сервис аналитики показывает данные по рыночным долям продавцов в категории «Полотенца» на Маркете. Конкуренция есть, но лидеры не стали монополистами и не заняли половину рынка
- Оцениваем ценовую сегментацию. Анализируя конкурентов, можно увидеть, по какой цене оптимально продавать товар, чтобы было не только высокое число продаж, но и неплохая выручка.
По графику видно, что у дешевых товаров больше продаж, зато отстает выручка, а у дорогого сегмента рынка, наоборот, меньше продаж, но больше выручка. С новым товаром лучше заходить в среднеценовые сегменты — 400–550 рублей. Там довольно высокая выручка и большое число продаж
- Анализ продаж конкурентов. Сервис аналитики подскажет, как продается конкретный конкурентный товар: сколько штук в день покупают, какая выручка, какие остатки и на каких складах они находятся, на какие периоды приходится пик продаж. Также можно посмотреть рейтинг товара и отзывы о нем.
По данным из отчета можно оценить положение товара на рынке и его потенциал
Посмотреть на число продавцов в категории и на долю рынка, которую занимают лидеры, можно в отчете Маркета «Аналитика» → «Конкурентная позиция». Документ доступен всем продавцам, у которых есть хотя бы один товар в продаже.
Отчет покажет вашу позицию среди продавцов на Маркете, а также динамику ваших продаж и рынка в целом. С помощью этого инструмента вы сможете узнать, как у вас подросли или, наоборот, снизились продажи за конкретный период.
В таблице под графиком показан ваш оборот, доля продаж за период и их динамика относительно предыдущего периода, а также ваши прямые конкуренты
Читайте также:
«Чек-лист: как анализировать конкурентов на маркетплейсах»