Как запустить цветочный бизнес с нуля: опыт магазина цветов RaiFlowers

Создать цветочный бизнес с нуля и за полгода выйти в плюс на Маркете: история Никиты Федосеева.

Дата
03.11.23
Автор статьи
Любовь Дементьева
Поделиться
Открыть цветочную лавку — обычная история, а продавать цветы на маркетплейсе — совсем другое. Наш герой, сооснователь RaiFlowers Никита Федосеев, нашел в продажах на Маркете точку роста, что помогло ему быстрее выйти в плюс. С ним мы подробно обсудили, как открыть свое дело без капитала, самостоятельно выйти на маркетплейс и делать +20% выручки ежемесячно.
Основатели бренда RaiFlowers: Никита Федосеев, Байжигит Ажиев

Открыли лавку без капитала, но с подвальчиком в Москве

До собственного бизнеса я работал в найме. Перепробовал много профессий в разных сферах — от недвижимости до продажи инвестиционных продуктов. В какой-то момент устроился в крупную цветочную компанию в Москве, где проработал несколько лет.

Мой коллега-флорист, Байжигит Ажиев, решил уйти из компании в свободное плавание. Его первый опыт бизнеса оказался неудачным, а я всегда хотел попробовать что-то свое. Мы решили объединить усилия и запустить цветочный бренд. Обязанности распределили так: мой коллега заведует всей флористической частью, а я управляю процессами и развиваю продажи.

Начали без стартового капитала, с абсолютным нулем. Единственное, что у нас было — маленькое подвальное помещение в Москве.

Помещение изначально арендовал Байжигит. RaiFlowers до сих пор работают там
Деятельность Meta, которой принадлежат Instagram и Facebook, признана экстремистской и запрещена в России.
Чтобы придумать название, перепробовали сотню вариантов свободных ников в «Инстаграме» *, но всё было занято. В какой-то момент просто осенило: Байжигиту на ум пришло RaiFlowers, и мы решили, что звучит красиво.

Конкуренция в нише цветов высокая, хотя мы не воспринимаем другие компании как конкурентов. Скорее наоборот: мы делаем общее дело, я бы сказал, учимся друг у друга. Наше ключевое отличие в том, что мы оба повернуты на качестве, в то время как многие компании работают на количество и скорость.

Байжигит — гений флористики, он не умеет делать плохо. Я — «поехавший» на порядке. Вот так наш симбиоз создает упорядоченную эстетику для клиента. Наша главная миссия — вызывать восхищение, чтобы покупатели были без ума от наших букетов и сервиса.

Прочитал статью в Чеке и вдохновился выйти на Маркет

В интернете я искал информацию о том, как развивать бизнес с нуля. В блоге Маркета увидел кейс про заработок на маркетплейсе в той же сфере, что у нас. Поэтому мы с партнером решили рискнуть и выйти на площадку. Зарегистрироваться на Маркете просто: мне помогла Справка в личном кабинете. В самые первые дни, пока вникал, как ускорить заполнение карточек, созванивался с поддержкой. Ребята отзывчивые и помогали во всем разобраться. Мы запустились в течение недели, пять дней из которой я потратил на заполнение карточек.

На первую карточку у меня ушло несколько часов. Вручную заполнял все поля, характеристики, описание. Понял, что так выгружать товары — слишком долго. Посмотрел видео, как загрузить каталог с помощью эксель-файла, и применил на практике.

Теперь на таблицу из 15−20 товаров я тратил столько же времени, сколько на заполнение одной карточки в интерфейсе, или даже меньше. Сначала при загрузке файлом часто делал ошибки в разных полях. Но потом уже всё заполнял на автомате.

Загрузили 73 товара в первые две недели после регистрации на Маркете
Своих фотографий товаров было много, но недостаточно. Поэтому для трети позиций брали изображения в интернете. Сперва описания товаров полностью делал сам. Когда появилась возможность генерировать текст с помощью нейросетей, процесс максимально упростился.

Я создавал описание с YandexGPT, потом корректировал вручную. Сейчас я редко вношу изменения в карточки, все и так продается. Иногда приходит вдохновение — тогда экспериментирую с описанием.

Оценил плюсы экспресс-доставки Маркета

На настройку логистики в личном кабинете я потратил около часа. Там вообще не было трудностей: указал адрес склада, график, контакты, и на этом всё. Для работы с Маркетом я выбрал две модели: сначала подключил DBS (доставка силами продавца), потом Экспресс (доставка до покупателя за 1–2 часа).

При доставке своими силами есть свои сложности. Штатных курьеров у нас не было, поэтому иногда мы переплачивали за доставку внештатным. Много времени уходило на то, чтобы согласовывать время с получателями и курьерской службой. Когда подключили экспресс-доставку Яндекса, эти вопросы снялись.

Работать по модели Экспресс оказалось выгодно и удобно
Покупатели самостоятельно выбирают время доставки при заказе, и это нас не обременяет. Нам не нужно искать курьеров: Маркет подбирает и присылает свободного к нужному часу. Еще зона доставки на Экспрессе шире, чем та, которую мы могли бы обслуживать самостоятельно.

После первого заказа появилась уверенность, что всё получится

От регистрации до первого заказа на Маркете прошло около двух недель. После заявки на букет из 21 розы нас просто разрывало от радости. Мы собрали, упаковали и доставили его трясущимися руками. Этот заказ восприняли как знак, что всё точно получится.

Мы создавали бизнес на коленке, методом проб и ошибок. С выходом на Маркет появилась уверенность в том, что движемся в правильном направлении. Сейчас мы понимаем, что многое можно было сделать иначе, но это был ценный опыт. Вот с какими сложностями столкнулись в начале пути:

  • Стартовали в низкий сезон. Лето всегда не самый цветочный сезон, а мы только-только начали, и было непросто. Чтобы продавать цветы в феврале–марте, много ума не надо. А летом — нужно постараться.

  • Невыгодные условия закупки. У нас не было стартового капитала, но мы договорились брать цветы под реализацию у оптовиков на рынке. С выплат закрывали долг поставщикам. Первые полтора месяца буквально работали в ноль. Цветы нам отдавали по розничной цене, и маржи как таковой не было.

  • Недостаток опыта и расчетов. Не хватало рядом опытного человека, который мог бы курировать все процессы. Пока разобрался, как учитывать расходы, много раз менял цены букетов. Бывало, что продавали в минус после вычета себестоимости и оплаты услуг маркетплейса.

  • Разные ситуации у меня и партнера. Сложности были в том, что я совмещал продвижение бизнеса с работой в найме, про отдых пришлось просто забыть. А Байжигит всё поставил на кон: наш бизнес был его единственным источником дохода. И то первое время — без дохода.

Сорвали джекпот с пионами и растем на 20% ежемесячно

Когда мы начали работу в первых числах апреля, то получили всего два заказа за месяц и выручку около 15 тысяч рублей.

В мае подключили инструменты продвижения на Маркете, пошел стабильный прирост — ежемесячно на 20%. Акции маркетплейса и буст продаж приносят примерно половину от текущей выручки. Хорошо дополняют продвижение отзывы за баллы и кешбэк баллами Плюса.

Для наших клиентов фаворитом в это лето стали пионы: 70% выручки принесли именно они. Учитывая, что на тот момент у нас даже не было отзывов, это классный результат. В июле мы получали уже по два заказа в день, к середине августа — по три. Выручка выросла до 280 тысяч в месяц.

Сейчас мы оптимизировали расходы и уже есть небольшая чистая прибыль. Теперь, когда есть постоянный приток заказов и понимание процессов, будем привлекать инвестиции.

На Маркете у нас 80 основных позиций букетов и несколько дополнительных — вроде шаров. Решили увеличивать ассортимент: это хорошо сказывается на количестве продаж. Взяли фокус на качество продукта и целимся в отметку миллион по обороту.

Коротко: зачем цветочному бизнесу выходить на маркетплейс

С инструментами маркетплейса проще вести бухгалтерию, анализировать продажи, получать больший охват целевой аудитории. Это дополнительная экономия времени и средств на процессах, логистике и штате. Здесь есть всё, чтобы развивать бизнес. Мы постоянно в поисках идей, изучаем наших клиентов и тестируем новые гипотезы.

Маркетплейсы дают возможность попробовать бизнес с минимальным количеством вложений. Чтобы протестировать спрос, понять, пойдет товар или нет, не нужно особых навыков или огромных бюджетов. Достаточно зарегистрироваться на Маркете, сделать классную карточку товара и начать продавать.

03.11.23
Поделиться
Развивайте своё дело на Маркете
Еще по теме
«Искал средство для укладки волос — нашел удачную идею для бизнеса»: опыт бренда мужской косметики Bro Cosmetics
От менеджера по маркетплейсам — к собственному бренду домашнего текстиля: опыт LeoHome
От первых шагов сына — к первым шагам в е-com: история детского комплекса, который стал бестселлером
Запустить бизнес по продаже бьюти-товаров и развивать его в одиночку: история бренда Glow Care

Начните зарабатывать вместе с Маркетом

Стать продавцом

other
Tue Sep 17 2024 16:25:42 GMT+0300 (Moscow Standard Time)