Поговорили с Ильей Азовцевым, коммерческим директором WildTeam Tea, о том, как продавать чай на маркетплейсах, и о чайной культуре в России
Дата
04.08.22
Рубрика
Автор статьи
Анастасия Костыркина
Поделиться
Бизнес начался 25 лет назад: мама Ильи вместе с другом собирала лечебные травы и заваривала для употребления. Через некоторое время они решили, что можно делать то же самое не только для души, но и для заработка. Нашли в Санкт-Петербурге физиотерапевтов, проконсультировались с ними и попробовали поставить хобби на коммерческие рельсы.
Так появилась производственная фирма «СОИК». Для них производство травяных чаёв стало не просто бизнесом, а продолжением семейных традиций, поэтому они подошли к созданию компании со всем энтузиазмом.
Собственные чайные сборы фасовали в пачки по 50 грамм и продавали на рынке. Первая партия чая влезла в багажник «москвича». Так было разработано более 20 оригинальных сборов.
В какой-то момент собственных сборов начало не хватать: чай покупали активно. Познакомились с поставщиками из Крыма и стали заказывать ещё и у них. С некоторыми поставщиками до сих пор продолжают сотрудничать.
Брать кредит в то время было невыгодно, поэтому все вложения — из личного кармана. А всё, что зарабатывалось, уходило на травы, фасовку и другие расходные материалы.
Чтобы бизнес развивался, нужно было подойти к изготовлению более профессионально. В Твери нашли помещение бывшей чайной фабрики. Купили станки для резки, барабан для смешивания трав и другое оборудование. Там образовалось небольшое производство.
К 2000 году компания вышла на миллионный оборот. Тогда упаковка чая была привязана к доллару и стоила 6 ₽. На «Авито» и сейчас можно встретить объявления о продаже чая из СССР и постсоветского времени. Цены на раритетный чай варьируются от 10 до 1 000 ₽.
Предприниматель захотел сделать линейку «чай для всех» — лучше, чем в магазине, и доступнее по цене. Но идея провалилась: чай не покупали. В итоге запустить такой продукт получилось только в 2021 году благодаря любви Ильи к туризму.
Предприниматель с детства ходит в походы, во время которых неизменно возникает момент собирания трав, а затем чаепития. Идеей стало предложить туристам вкусный травяной чай с необычным вкусом: пьёшь, перед тобой шикарная природа — и получаешь невероятные эмоции.
Начали продвигать продукт. Завели социальные сети, чтобы рассказывать о спорте, советовать места для путешествий, выкладывать фотографии чая и рассказывать о бренде. Чтобы контент приводил новых клиентов и мотивировал существующих к повторной покупке, подключили рекламу в Директе.
Параллельно начали работать с микроинфлюенсерами, участвовать в мероприятиях, конкурсах смежных брендов. Для Ильи важно, чтобы мероприятие соответствовало ценностям компании и популяризировало здоровый образ жизни.
Суммарно на запуск потребительской линейки ушло около 2 млн ₽. Проект ещё не окупил себя, но благодаря тому, что есть линейка функциональных чаёв, которая приносит прибыль, есть возможность развивать бренд WildTeam Tea.
Функциональные и обычные чаи производятся в одном месте, поэтому операционные расходы одни и те же: зарплата сотрудникам, обслуживание склада, онлайн-кассы, логистика и обслуживание транспорта, сырьё, аренда помещения.
Отдельной статьёй расходов предприниматель выделяет участие в выставках, командировки и непредвиденные расходы, чтобы всегда был запас и не образовался кассовый разрыв. Илья поделился, что многих B2B-клиентов нашли как раз через выставки и конференции.
Продукцию WildTea Team можно встретить в магазинах партнёров — доме отдыха «Зелёная тропа», издательстве «Альпина», на фестивале «Спорт-Марафон». Сейчас планируется коллаборация с «Сектой».
Выставляться стали везде, где смогли договориться. Впервые линейка WildTeam Tea появилась в магазинах партнёров по лечебным чаям. Также анонсировали запуск новых чаёв в Instagram* и попросили друзей поделиться отзывами.
В компании развивают B2B- и B2 °C-направления. B2B — все отношения с дистрибьюторами или напрямую с магазинами здорового питания, продуктовыми магазинами, кафе. B2 °C — маркетплейсы, социальные сети и собственный сайт.
С самого начала в приоритете были магазины здорового питания. Чтобы оказаться на полках таких магазинов, налаживали контакты с менеджерами на специализированных выставках, где представляли линейку WildTeam Tea.
В процентном соотношении продажи с каналом распределяются так: 50% — маркетплейсы, 15% — кафе, коворкинги, 30−35% — магазины, аптеки.
Чтобы попасть к ним на прилавок, нужно пройти экспертизу. Представители сетей не только проверяют товар, но и могут выехать на производство и проверить, в каких условиях он находится. Для предпринимателя важно сохранить бренд и выставлять товар в своей упаковке.
Конкуренция в чайном бизнесе. Для WildTeam Tea большую конкуренцию составляют не зарубежные компании — Greenfield, Ahmad, Tess или Lipton, а отечественные, например «Майский чай». Вдобавок есть много локальных брендов из Алтая, Крыма, поэтому конкуренция большая.
В продуктовой линейке WildTeam Tea отстройка от конкурентов идёт за счёт позиционирования и стильного дизайна. С самого начала идея линейки была про активность, путешествия и свободу, а не семейный уют и чайные посиделки у самовара.
Чтобы сформировать доверие к бренду, участвуют в премиях. В некоторых выигрывают. Так, в июне 2021 года проходила премия здорового питания, где WildTeam Tea получила звание лучшего травяного чая. Там оценивали качество продукта: состав, отсутствие ароматизаторов, наличие ГМО и другое.
В лекарственных чаях ситуация примерно такая же. Но благодаря тому, что за долгое время существования удалось заработать репутацию и известность, получается конкурировать с другими предложениями и по цене, и по качеству.
Илья отметил, что сейчас цены могли измениться. И в желании сэкономить некоторые производители используют тестомесы, миксеры или даже бетономешалку. Но предприниматель это не поддерживает и подчёркивает, что, так как оборудование должно быть изготовлено из пищевой нержавеющей стали.
Перед тем как производить чай, на него нужно получить декларацию. Она подтверждает, что чай безопасен и его можно употреблять. Её выдает специально аккредитованный орган на основе анализов, которые он проводит сам, и затем составляет протокол.
После чего фасуют в фильтр-пакеты, упаковывают в коробки и оборачивают целлофаном. Это сохраняет аромат трав.
На производстве в Твери работают 25 человек. Ответственный за работу — директор производства. Он следит за всем процессом и, главное, контролирует исполнение предписаний Роспотребнадзора. Также есть технолог, который внедряет новые стандарты производства. К каждой машине приставлен оператор, ответственный за её исправность.
Ещё пять сотрудников находятся в Москве.
Перед заказом большой партии вначале покупают небольшой образец. Его отправляют в лабораторию на микробиологический анализ на наличие вредных примесей.
Бывали случаи, что тестовый образец — хороший, а партия пришла несоответствующего качества. Приходилось возвращать: работать с такими ингредиентами нельзя.
В условиях ограничений чувствуют себя твёрдо. Илья рассказал, что травы заказывают во время сбора: если в июне собирают ромашку, то в этом же месяце её закупают впрок, чтобы дождаться следующего урожая. Аналогично с любым другим цветком или растением.
Запасы сырья позволяют сохранить цены и не повышать их для конечного потребителя или партнёров. Единственные издержки — удорожание бумаги для упаковки и фильтр-пакетов. Их компания берёт на себя.
Для продажи чая на маркетплейсе нужны документы, подтверждающие качество, — сертификаты соответствия.
Сейчас линейка WildTeam есть на всех маркетплейсах — Яндекс Маркете, Ozon и Wildberries.
Чтобы конкурировать с более известными брендами, WildTeam Tea всегда участвуют в акциях и распродажах. Это поднимает карточки товаров в выдаче, а значит, их увидит больше покупателей. Эффект очевиден: товары WildTeam Tea нередко оказываются на первых позициях.
На регистрацию и заведение позиций ушло несколько дней, загрузили товар на склад маркетплейса. Для небольшой компании без своей службы доставки это выгодное решение, так как у товара небольшой срок оборачиваемости. Его продают в период бесплатного хранения.
Чтобы маркетплейсы приносили продажи, нужно постоянно мониторить спрос, конкурентов и финансовые показатели. В компании за работу с маркетплейсами отвечает отдельный человек. Он следит за продажами, запасом товаров на складе и планирует поставки. Раньше часто не успевали за всем уследить, в итоге товар заканчивался быстро, и клиенты уходили.
Ещё нужно приготовиться к работе со складом маркетплейса. Илья советует внимательно прочитать правила и понять, что продавцов много, товаров ещё больше, поэтому за каким-то товаром могут вовремя не уследить. Или даже потерять. Это штатная ситуация, и такие потери нужно просто закладывать в стоимость.
Начните зарабатывать вместе с Маркетом
Стать продавцом