Когда рекомендации связаны с добавками, у людей, далеких от спорта, часто возникают сомнения, мысли вроде «это всё не мое». Я советовал ассортимент из обычного магазина спортивного питания и встречал возражения от «там сплошная химия» до «прием придется долго согласовывать с врачами». Так родилась идея сделать более «человечный» продукт, доступный и понятный широкой аудитории, а не только спортсменам. Мы с партнерами изучили рынок и сделали выбор в пользу протеиновых снеков.
Мне попалась статья предпринимателей из Штатов, которые сделали прорыв в нише протеиновых снеков. Они агитировали за самобытность, и мы двинулись в этом направлении. Слово «батон» ассоциировалось с хлебобулочным изделием либо с батоном колбасы — продуктами, которые входят в потребительскую корзину каждого россиянина. Буква «Ё» подчеркивает самобытность и некий примитивизм с точки зрения понимания. Простоту и доступность продукта отобразили на этикетке — объяснили состав так, чтобы было понятно ребенку.
Только спустя время понимаешь, что какие-то шаги на старте стоит делать более решительно — например, расширять штат и делегировать процессы. Когда находишься в «шкуре стартапа», у тебя очень мало времени на сон и принятие решений. Только в пандемийный период мы резко мобилизовались в ответ на вызовы рынка и времени.
С 2018 года мы производили продукт под брендом «Ё|батон» и так просуществовали до начала пандемии. В 2020 году, как и большинство, вынужденно ушли на удаленку. Продажи в офлайн-каналах падали. Осталось где-то 10% от всех офлайновых точек — в продуктовых сетях и специализированных магазинах спортивного питания. В то же время доставка заказов стала нормой жизни, и онлайн-канал стремительно рос.
Раньше про витамин D3 знало очень ограниченное число людей. В 2020-м D3, омега-3 и цинк вошли в противоковидный комплект. Мы поняли, что сейчас за этим продуктом пойдет массовый потребитель. Причем пойдет не в офлайн-магазины спортивного питания, а в онлайн.
Эти факторы заставили нас мобилизоваться достаточно быстро. К июню мы наладили полноценный выпуск БАДов и снеков с добавлением необходимых микроэлементов и витаминов. Самое главное, что благодаря активным онлайн-продажам мы получали полезные отзывы от покупателей. Всё шло так быстро, что если бы мы опоздали с принятием решений хоть немного, то уже не поймали бы тот темп, который держим до сих пор. Сейчас «Ё|цех» — это уже «Ё|завод» с производственными площадями 4 000 квадратных метров и 230 сотрудниками.
Яндекс Маркет попал в наше поле зрения спустя четыре месяца после выхода в e-com. Один из сотрудников как-то сказал: «Слушайте, я там купил инструмент такой классный. Это оказалось дешевле рынка процентов на 30». Я посмотрел отзывы и оценки, всё устроило. Мы подали заявку и открыли свой магазин спортивного питания на Яндекс Маркете.
Сначала рассматривали только модель FBY (продажи со склада маркетплейса). Как производственная компания, мы были заточены на опт и не могли обрабатывать больше 200 розничных заказов в день. В момент роста ресурс сильно ограничен. Поэтому в 2018-м мы фокусировались больше на производственном росте, расширении линеек, технологической вооруженности, а розничные продажи полностью доверили Маркету. В 2023 году мы пересмотрели стратегию и добавили FBS (продажи со склада продавца) как дублирующую модель. Иногда мы не успевали вовремя поставить спортпит на маркетплейс.
Наш основной фокус — собственные торговые марки (СТМ). Они составляют 85% от оборота. Сейчас на e-com приходится до 70% от продаж наших СТМ. Мы понимаем, что эта доля будет расти и дальше. Покупатель привык к онлайн-покупкам и уже не откажется от удобной доставки и выгодных цен.
Когда мы выстраивали продажи в офлайне, прямого доступа к покупателям у нас не было. Мы реализовывали продукцию через закупочный центр магазина, где нам могли просто отказать в размещении ассортимента. И даже после того, как продукт попадал на прилавок, успех продаж зависел от продавца, его умения и желания продвигать именно наш товар.
Смотрите анонсы компании, где сотрудники Маркета подробно рассказывают про все новинки. Пробуйте каждый инструмент и, если видите отдачу, больше вкладывайтесь в него. Результат в виде прироста выручки и отзывов не заставит себя долго ждать.
Надеюсь, история моей компании и опыт работы на Яндекс Маркете помогут вам в вашем пути. Будьте более активными, решайтесь на смелые шаги, и хороших вам продаж на Яндекс Маркете!
Начните зарабатывать вместе с Маркетом
Стать продавцом