Дата
Рубрика
Автор статьи
Поделиться
Содержание:
Фотоаппараты, БАДы, духи, шины, упакованная вода и еще 11 категорий товаров должны быть обязательно промаркированы. Ведь как для закона, так и для покупателя эта отметка — возможность проверить товар на безопасность.

В статье подробно рассказали, что такое маркировка, как ее нанести на товар и какой штраф грозит, если пропустить это требование закона. Чтобы не запутаться в терминах и всегда под рукой иметь нужную ссылку, используйте наш чек-лист. Скачать его можно в конце статьи.

Что такое маркировка товаров и зачем она нужна

Если в магазине взять бутылку молока, то на ней можно увидеть три разных кода:

  • обычный линейный штрихкод, который состоит из вертикальных полосок и цифр под ними;
  • Data Matrix, немного похожий на QR-код;
  • QR-код, который выглядит как квадрат с тремя квадратами по углам.
Обычный штрихкод используют для товарного учета. Например, продавец на кассе сканирует его и вносит данные о товаре в чек для покупателя, а информацию о продаже — в учетную систему. QR-код чаще используется на упаковке товара, чтобы дать покупателю дополнительную информацию о продукте или бренде.

Data Matrix — это уникальный код маркировки, который содержит всю информацию о товаре, его производителе, характеристиках. По-другому его называют КиЗ — контрольно-идентификационным знаком. Например, в коде маркировки молочной продукции зашифрованы данные о сроке годности и наличии ветеринарного сертификата, а в КиЗе на пачке сигарет — допустимая минимальная стоимость.

Продавцу маркировка помогает развивать честную конкуренцию. Контрафактные продукты могут стоить дешевле рынка, а из-за низкого качества они снижают интерес покупателей.

С момента выпуска с завода товар все время отслеживается. Это необходимо для контроля качества продукции, соблюдения правил перевозки, хранения и соответствия санитарно-эпидемиологическим нормам. Пока покупатели кормов для животных не имеют возможности отслеживать движение продукции, но мы надеемся, что скоро появятся коды для маркировки товаров.
Алексей Степанов,
руководитель сети магазинов «Любимчик»
Маркировать товары должен производитель. Это требование актуально и для тех продавцов, которые производят товар своими руками или на собственном производстве. Важно, что самозанятый не может работать с маркировкой товаров. Нужно, чтобы у продавца было ИП или любая другая форма занятости.

Иногда заниматься маркировкой приходится и продавцу, который закупает товар. Например, в сентябре продавец закупил большую партию антисептиков, чтобы продавать на маркетплейсе. В тот момент маркировать их было необязательно, но с 1 декабря все изменилось — теперь антисептики стали обязательной категорией для маркировки. При этом у продавца осталась половина партии. В этом случае он обязан самостоятельно заказать коды КиЗ и проставить их на товаре.

С марта 2023 года маркетплейсы стали полноценными участниками оборота системы маркировки «Честный знак». Маркировка призвана бороться с нелегальным оборотом и обеспечивать безопасность приобретаемой продукции, в том числе защищать бизнес от недобросовестной конкуренции. Когда рынки обеляются, серый сегмент уходит, освободившиеся ниши дают возможность честным игрокам занять их место и увеличить свою долю в отрасли.

Код маркировки — это инструмент, позволяющий покупателю и контролирующему органу подтвердить безопасность и легальность товара либо при выявлении несоответствий отказаться от его покупки. Если продукт, который вы производите, подделывают, то система «Честный знак» поможет разобраться и привлечь нарушителя к ответственности.

Антон Гущанский,
директор по контрольно-надзорной деятельности ЦРПТ (оператор государственной системы маркировки «Честный знак»)

Как происходит маркировка товара

Чтобы промаркировать товар и проверить КиЗ, вам понадобится доступ к системе «Честный знак». Как его получить и что делать после регистрации, рассказали дальше.
1. Получить усиленную квалифицированную электронную подпись (КЭП)
КЭП нужна, чтобы зарегистрироваться в системе маркировки «Честный знак» и получить для своих товаров коды КиЗ. Получить КЭП можно только в аккредитованных удостоверяющих центрах, например в Федеральной налоговой службе (ФНС) или УЦ «Тензор». Но для работы с КЭП вам понадобится специальное лицензированное программное обеспечение «Крипто-Про».
2. Подключить электронный документооборот (ЭДО)
Для того чтобы взаимодействовать с «Честным знаком», нужно подключить электронный документооборот (ЭДО). Для этого нужно заключить договор с оператором ЭДО. Выбрать подходящего по условиям оператора можно из списка операторов, аккредитованных ФНС.

Все сертифицированные операторы ЭДО, например СБИС, «Диадок» работают с системой «Честный знак» и автоматически передают нужную информацию. Если у вас небольшие объемы (до 1000 исходящих документов в год), то можно воспользоваться сервисом документооборота «ЭДО Лайт», который интегрирован в личный кабинет «Честного знака».

Чтобы зарегистрироваться в «Честном знаке», ЭДО вам не понадобится. Но пригодится, чтобы продавать и покупать маркированные товары и взаимодействовать с «Честным знаком». Передача КиЗов сопровождается оформлением универсального передаточного документа (УПД), где прописываются все контрольные знаки. Если продавец хочет передать свой товар другому юрлицу, то должен оформить такой УПД и отправить его посредством электронного документооборота.
Антон Климов,
старший менеджер проектов Яндекс Маркета
3. Зарегистрироваться в системе «Честный знак»
После того как вы оформили электронную подпись, пора регистрироваться в системе маркировки «Честный знак». Для этого вам нужно:

  • перейти по ссылке (для маркировки фармацевтических товаров и меховых изделий вам нужны будут другие ссылки);

  • идентифицировать свою электронную подпись (для этого достаточно следовать инструкциям на сайте);

  • заполнить форму заявки на регистрацию, указав телефон и электронную почту.

Когда заявку одобрят (а это происходит в течение суток), вам на почту придет ссылка для входа в личный кабинет. Там вам нужно оформить свой профиль и описать товары. Пошаговую инструкцию и полезные советы по регистрации можно найти на сайте честныйзнак.рф в разделе «С чего начать». К примеру, калькулятор технических решений поможет вам выбрать необходимое оборудование для вашей категории товаров и ваших объемов продаж.

4. Описать товары в каталоге

Следующим шагом производитель или импортер должен описать свои товары в Национальном каталоге маркируемых товаров (НКМТ). Это своего рода энциклопедия, где содержится вся информация о товарах, подлежащих обязательной маркировке: описание, потребительские свойства, все необходимые сертификаты и разрешения.

Внести данные в каталог можно двумя способами:

  • Вручную по инструкции. Для этого вам надо выбрать вкладку «Каталог» на верхней панели главного окна личного кабинета в системе «Честный знак». Вы можете либо описывать каждый товар отдельно, либо импортировать данные в Excel-файле.

  • Загрузить карточки из ГС1 РУС, если вы являетесь его активным членом.
5. Получить доступ к регистратору эмиссии

Регистратор эмиссии — это устройство, которое генерирует зашифрованные цифровые коды и передает их в систему «Честный знак». Без него невозможно получить коды маркировки. Производители и импортеры получают доступ к регистратору удаленно и бесплатно. Для этого нужно:

  1. Подать заявление. Выберите в личном кабинете раздел «Договорные документы» — вкладка «Предоставление кодов маркировки» — «Составить и отправить заявление».

  2. Подписать договор, который на основании вашего заявления сформирует оператор системы. Он появится в разделе «Договорные документы» — вкладка «Предоставление кодов маркировки» — «Проверить и подписать документы».

  3. Заполнить анкету на получение регистратора. Сделать это можно в том же разделе «Договорные документы».

  4. Оператор проверит вашу анкету и пришлет вам заявку на доступ к регистратору эмиссии. Вы ее подписываете так же, как и договор.
6. Заказать коды маркировки
Для заказа кодов вам нужно в личном кабинете перейти в раздел «Станция управления заказами» и заполнить форму, где указывают название товара и его описание. Каждый КиЗ стоит 50 копеек без учета НДС, но в некоторых случаях можно получить коды бесплатно — например, если вы продаете жизненно необходимые лекарства закупочной стоимостью менее 20 рублей.
7. Купить оборудование

После того как в заказе появится статус «Эмитирован», этикетки можно распечатать. Для того чтобы напечатать КиЗ и считывать их, вам понадобится оборудование:

  • 2D-сканер или терминал сбора данных для считывания кодов. Для больших объемов товаров удобнее беспроводной терминал, чем сканер, который нужно подключить к компьютеру. Если у вас небольшой объем продукции, то можно обойтись без сканера: его заменит бесплатное мобильное приложение «Честный ЗНАК.Бизнес». Программное обеспечение объединяет в одном месте заказ кодов маркировки, печать этикеток и ввод товаров в оборот.

  • Термо- или термотрансферный принтер для печати, соответственно, черно-белых и цветных этикеток.

Если вы не производитель, а импортер, то вместо этого шага вам нужно:

  1. Промаркировать товары на таможенном складе или на иностранном производстве. Не забудьте отправить в систему отчет о нанесении кодов маркировки.

  2. Заполнить и подать таможенную декларацию с информацией о маркированных товарах. Декларация заполняется в электронном виде. В графе 31 дополнительно укажите коды маркировки на каждую единицу продукции. Дождитесь положительного решения таможни по указанным товарам.

  3. Подать в систему «Честный знак» информацию о том, что товары теперь продаются. Данные вводятся через личный кабинет на сайте вручную, с помощью импорта из таблицы или интеграции по API.
8. Нанести маркировку
После покупки КиЗ у вас есть 60 дней, чтобы ввести их в оборот — распечатать и наклеить на свои товары и добавить данные в систему маркировки. Для этого в разделе «Документы» нужно заполнить и отправить форму, в которой вы указываете, какие именно коды вы уже пускаете в продажу. За несоблюдение этого срока и продажу товаров с «просроченными» кодами будет штраф.
Когда продавец привозит на склад маркируемый товар, он должен предоставить Маркету электронное УПД. В этом документе перечислены контрольные марки, товар с которыми продавец должен привести на склад. Если они во время приема товара совпали с фактическими, то Маркет подписывает документ своей электронной подписью и оператор ЭДО сам его загружает в «Честный знак».
Антон Климов,
старший менеджер проектов Яндекс Маркета
  1. ООО «Туфелька» шьет детскую обувь, которая подлежит обязательной маркировке. Компания регистрируется в системе «Честный знак» и наносит КиЗ на свой товар.

  2. ИП Иванов закупает партию обуви у ООО «Туфелька», чтобы продавать ее на маркетплейсе. При получении товара ИП сканирует КиЗы и передает данные в «Честный знак».

  3. Маркетплейс принимает товар ИП Иванова на свой склад и тоже сканирует коды и отправляет информацию в «Честный знак».

  4. После продажи товара код КиЗ надо вывести из оборота. Сделать это можно вручную через личный кабинет в системе «Честный знак». Для этого во вкладке «Документы» нужно нажать кнопку «Создать» и выбрать документ «Вывод из оборота».

Какие товары нужно обязательно маркировать

Товары можно условно разделить на две категории: товары на стадии эксперимента (их маркировка остается на усмотрение производителя) и товары с обязательной маркировкой.

Товары на стадии эксперимента (пилотные группы). Эксперимент проходит перед введением обязательных требований по маркировке, чтобы участники системы познакомились с ней и система маркировки смогла проверить, как лучше наносить коды: на упаковку, на этикетку, в виде штрихкода или, может, RFID-чипа, как на меховых изделиях. Товары из этого списка можно продавать как с маркировкой, так и без: участие в эксперименте для бизнеса бесплатное и добровольное. Например, с 1 декабря 2023 года начался эксперимент по маркировке радиоэлектроники.

Товары, которые подлежат обязательной маркировке. Эти категории без кодов продавать уже нельзя. Маркировка в 2023 году была обязательна уже для 16 категорий товаров. Это лекарства, табачные и никотиносодержащие изделия, товары легкой промышленности, молочные изделия и сыры, меха и шубы, шины, фотооборудование, обувь. В этом году к списку добавились: пиво и слабоалкогольные напитки, упакованная вода, БАДы, безалкогольные напитки, антисептики и медицинские изделия.

Все категории товаров, подлежащих обязательной маркировке, включая пилотные группы. Источник: честныйзнак.рф

Что будет, если не маркировать продукцию

За производство, продажу, хранение и покупку товаров без маркировки можно получить штраф, а вся партия может быть конфискована. Сумма и форма зависят не только от количества немаркированного товара, но и от его категории. Например, за отсутствие маркировки сигарет штрафы выше, чем за другие товары.

За нарушение в крупном размере (стоимость товаров — от 400 000 рублей) и особо крупном размере (стоимость товаров — от 1,5 млн рублей) производителям и продавцам может грозить уголовная ответственность, вплоть до лишения свободы.

Нарушение
Штраф
Уголовная ответственность
Товар не маркирован
До 300 000 рублей
Штраф до 1 млн рублей либо лишение свободы до 5 лет за нарушение в особо крупном размере
Поддельные коды маркировки
До 300 000 рублей
Лишение свободы до 3 лет
Отсутствие регистрации в установленные сроки
До 10 000 рублей с конфискацией — для должностных лиц; до 50 000 рублей с конфискацией — для малого юрлица; до 100 тысяч рублей с конфискацией — для среднего или крупного юрлица

Где узнать об обновлениях в законе о маркировке товаров

Правительство планирует сделать маркировку товаров обязательной для всех категорий уже в 2024 году. До этого времени списки постоянно дополняются. Точную информацию о правилах маркировки и перечне товаров можно узнать в нормативных документах:

  • Федеральный закон от 25.12.2018 № 488-ФЗ объясняет, как функционирует маркировка.

  • Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р перечисляет все категории товаров, подлежащих маркировке, и постоянно обновляется, когда добавляются новые категории.

  • Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2019 г. № 515 разъясняет правила маркировки. Кроме этого, по каждой группе товаров есть отдельное постановление правительства, в котором указаны сроки, правила маркировки именно в этой группе. Например, Постановление Правительства РФ от 05.07.2019 № 860 утверждает правила маркировки обувных товаров.

  • Честныйзнак.рф — официальный сайт системы маркировки «Честный знак» — рассказывает обо всех обновлениях и новостях. На сайте есть база знаний и виртуальное сообщество, где можно найти ответы на любые вопросы о маркировке.
21.12.23
Поделиться
Еще по теме
Как продавать миллениалам и зумерам: советы для продавцов от Ирины Максюты
Начать 30.09.23
Что такое контрактное производство и как оно работает: отвечает эксперт
Начать 20.09.24
Шесть «волшебных таблеток» для бизнеса: Игорь Манн о том, как достичь вершин в вашем деле
Начать 26.09.24
Выделяйтесь, чтобы зарабатывать: четыре совета о том, как построить сильный бренд на маркетплейсе
Начать 17.10.24
Fri Sep 27 2024 03:02:08 GMT+0300 (Moscow Standard Time)