Главная
Все спрашивают
Обязательная маркировка товаров в 2025 году: подробный обзор для продавцов

    Обязательная маркировка товаров в 2025 году: подробный обзор для продавцов

    Статья поможет избежать штрафа до 500 тысяч рублей

    С 1 марта 2025 года расширился список товаров, подлежащих обязательной маркировке. Теперь под правило подпадают детские вещи, нижнее бельё, пижамы, майки, купальники, носки и другие изделия лёгкой промышленности, а также новые товары из других категорий. Если вы производите или ввозите такие товары — маркировать их нужно обязательно.

    В статье вы узнаете:

    • какие товары подпадают под маркировку;
    • как делается маркировка товара;
    • когда нужно будет маркировать остатки;
    • какие штрафы грозят за нарушение.

    Материал подготовлен вместе с директором по контрольно-надзорной деятельности «Честного знака».

    Что такое маркировка товаров и зачем она нужна

    Маркировка продукции — это процесс нанесения на товар специальной информации, позволяющей идентифицировать продукт, отследить его движение, подтвердить подлинность и обеспечить соблюдение требований законодательства. Маркировка играет важную роль в защите прав потребителей и борьбе с контрафактной продукцией.

    Маркированный товар: что это значит для покупателя 

    Это гарантия качества и безопасности продукции, прослеживаемая до конечного потребителя. Продавцу маркировка помогает развивать честную конкуренцию. Контрафактные продукты могут стоить дешевле, чем в среднем на рынке, а из-за низкого качества они снижают интерес покупателей.

    С марта 2023 года маркетплейсы стали полноценными участниками оборота системы маркировки «Честный знак». Маркировка для маркетплейсов призвана бороться с нелегальным оборотом и обеспечивать безопасность приобретаемой продукции, в том числе защищать бизнес от недобросовестной конкуренции. Когда рынки обеляются, серый сегмент уходит, освободившиеся ниши дают возможность честным игрокам занять их место и увеличить свою долю в отрасли. 

    Антон Гущанский,
    Антон Гущанский,
    директор по контрольно-надзорной деятельности ЦРПТ (оператор государственной системы маркировки «Честный знак»)

    Словарь маркировки: основные термины простыми словами

    • «Честный знак» — национальная система цифровой маркировки и прослеживания товаров, разработанная для борьбы с контрафактом и повышения прозрачности товарооборота в России.
    • ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий) — оператор системы «Честный знак», отвечающий за её внедрение, развитие и техническую поддержку.
    • УОТ (участник оборота товаров) — юридическое или физическое лицо, зарегистрированное в системе «Честный знак» и осуществляющее производство, импорт, хранение, продажу или иные действия с маркированной продукцией.
    • КИЗ (контрольно-идентификационный знак) — уникальный код в формате Data Matrix, присваиваемый каждой единице товара и содержащий всю информацию о товаре, его производителе, характеристиках.
    • Data Matrix — двумерный штрихкод (2D-код), используемый в системе маркировки для нанесения КИЗ.
    • КЭП (квалифицированная электронная подпись) — электронная подпись, которая имеет юридическую силу. С её помощью подписывают документы при работе с системой маркировки и при электронном документообороте.
    • ЭДО (электронный документооборот) — способ обмена юридически значимыми электронными документами между организациями. Для этого используется КЭП.
    • УПД (универсальный передаточный документ) — документ, объединяющий функции счёта-фактуры и товарной накладной, используемый в рамках ЭДО для передачи товаров.
    • ОСУ (объёмно-сортовой учёт) — способ ведения учёта маркированной продукции, при котором учитывается общее количество товара по характеристикам (например, по типу или сорту), без отслеживания каждой отдельной единицы.

    Кто должен маркировать товар

    Маркировкой товара занимается тот, кто первым вводит его в оборот: производитель или импортёр.

    Если вы сами шьёте одежду или изготавливаете товары — маркировать должны вы. Но есть нюанс: самозанятые не могут работать с маркировкой. Нужно быть зарегистрированным как ИП или юрлицо.

    Иногда маркировать нужно и продавцу. Например, если вы закупили немаркированный товар и теперь хотите продавать его, особенно на маркетплейсах. Осталась часть партии — заказываете коды КИЗ и наносите их сами.

    Какие товары обязательно нужно маркировать

    Товары можно условно разделить на две категории: товары на стадии эксперимента (их маркировка остаётся на усмотрение производителя) и товары с обязательной маркировкой.

    • Товары на стадии эксперимента (пилотные группы). Эксперимент проходит перед введением обязательных требований по маркировке, чтобы участники системы познакомились с ней, а система маркировки смогла проверить, как лучше наносить коды: на упаковку, на этикетку, в виде штрихкода или, возможно, RFID-чипа, как на меховых изделиях.
    • Товары, которые подлежат обязательной маркировке. Эти категории без кодов продавать уже нельзя. С 1 марта 2025 года вступили в силу новые правила маркировки. Теперь коды нужно наносить на большее количество товаров. 

    Как узнать, подлежит ли товар маркировке «Честный знак»? Посмотрите таблицу ниже. В ней собрали полный список категорий и даты, с которых маркировка становится обязательной. 

    Категория товара

    С какого числа обязательно маркировать

    Майки, детская одежда, купальные костюмы, колготки, галстуки, нижнее бельё, головные уборы, гетры

    С 1 марта 2025 года

    Бакалея

    С 1 марта 2025 года

    Парфюмерно-косметическая продукция и бытовая химия

    С 1 марта 2025 года

    Моторные масла

    С 1 марта 2025 года

    Велосипеды

    С 1 сентября 2024 года

    Корма для животных

    С 1 сентября 2024 года

    Растительные масла

    С 1 сентября 2024 года

    Технические средства реабилитации

    С 1 сентября 2024 года

    Безалкогольное пиво

    С 1 сентября 2024 года

    Икра лососевых и осетровых видов рыб

    С 1 мая 2024 года

    Напитки безалкогольные, соки

    С 1 сентября 2023 года

    Гигиенические средства и антисептики

    С 1 сентября 2023 года

    Медицинские изделия

    С 1 сентября 2023 года

    БАДы

    С 1 сентября 2023 года

    Пиво и слабоалкогольные напитки, упакованные в кеги

    С 1 апреля 2023 года

    Жидкости для электронных сигарет

    С 25 декабря 2022 года

    Табак для употребления путём нагревания и смеси для кальянов

    С 15 марта 2022 года

    Бутилированная вода

    С 1 декабря 2021 года

    Молочная продукция

    С 1 июня 2021 года

    Одежда

    С 1 января 2021 года

    Текстиль для дома

    С 1 января 2021 года

    Шины

    С 1 ноября 2020 года

    Фотооборудование

    С 1 октября 2020 года

    Лекарства

    С 1 июля 2020 года

    Сигареты и папиросы

    С 1 июля 2019 года

    Обувь

    С 1 июля 2019 года

    Шубы и меховые изделия

    С 12 августа 2016 года

    Актуальность календаря проверяйте на сайте «Честного знака»

    Как происходит маркировка товара: весь процесс от а до я

    Чтобы промаркировать товар и проверить КИЗ, вам понадобится доступ к системе «Честный знак». Как его получить и что делать после регистрации, рассказали дальше.

    1. Получить усиленную квалифицированную электронную подпись (КЭП)

    КЭП нужна, чтобы зарегистрироваться в системе маркировки «Честный знак» и получить для своих товаров коды КИЗ. Получить КЭП можно только в аккредитованных удостоверяющих центрах, например в Федеральной налоговой службе (ФНС) или УЦ «Тензор». Для работы с КЭП вам понадобится специальное лицензированное программное обеспечение «КриптоПро».

    2. Подключить электронный документооборот (ЭДО)

    Для того чтобы взаимодействовать с «Честным знаком», нужно подключить электронный документооборот (ЭДО). Для этого нужно заключить договор с оператором ЭДО. Выбрать подходящего по условиям оператора можно из списка операторов, аккредитованных ФНС

    Все сертифицированные операторы ЭДО, например «СБИС», «Диадок», работают с системой «Честный знак» и автоматически передают нужную информацию. Яндекс Маркет работает с обоими этими операторами: «Диадок» («СКБ Контур») и «СБИС» («Тензор»). Другие операторы не подойдут — роуминг с ними не поддерживается. 

    Чтобы зарегистрироваться в «Честном знаке», ЭДО вам не понадобится. Но он пригодится, чтобы продавать и покупать маркированные товары и взаимодействовать с «Честным знаком». Передача КИЗ сопровождается оформлением универсального передаточного документа (УПД), где прописываются все контрольные знаки. Если продавец хочет передать свой товар другому юрлицу, он должен оформить такой УПД и отправить его посредством электронного документооборота.

    Алина Козина,
    Алина Козина,
    старший менеджер продукта в Яндекс Маркете

    3. Зарегистрироваться в системе «Честный знак»

    После того как вы оформили электронную подпись, пора регистрироваться в системе маркировки «Честный знак». Для этого вам нужно:

    • перейти по ссылке (для маркировки фармацевтических товаров и меховых изделий вам нужны будут другие ссылки);
    • идентифицировать свою электронную подпись (для этого достаточно следовать инструкциям на сайте);
    • заполнить форму заявки на регистрацию, указав телефон и электронную почту.

    Когда заявку одобрят (а это происходит в течение суток), вам на почту придёт ссылка для входа в личный кабинет. Там вам нужно оформить свой профиль и описать товары. Пошаговую инструкцию и полезные советы по регистрации можно найти на сайте честныйзнак.рф в разделе «С чего начать». К примеру, калькулятор технических решений поможет вам выбрать необходимое оборудование для вашей категории товаров и ваших объёмов продаж.

    4. Описать товары в каталоге

    Следующим шагом производитель или импортёр должен описать свои товары в Национальном каталоге маркируемых товаров (НКМТ). Это своего рода энциклопедия, где содержится вся информация о товарах, подлежащих обязательной маркировке: описание, потребительские свойства, все необходимые сертификаты и разрешения. 

    Внести данные в каталог можно двумя способами:

    • Вручную по инструкции. Для этого вам надо выбрать вкладку «Каталог» на верхней панели главного окна личного кабинета в системе «Честный знак». Вы можете либо описывать каждый товар отдельно, либо импортировать данные из Excel-файлае.
    • Загрузить карточки из ГС1 РУС, если вы являетесь его активным членом. 

    5. Получить доступ к регистратору эмиссии

    Регистратор эмиссии — это устройство, которое генерирует зашифрованные цифровые коды и передаёт их в систему «Честный знак». Без него невозможно получить коды маркировки. Производители и импортёры получают доступ к регистратору удалённо и бесплатно. Для этого нужно:

    1. Подать заявление. Выберите в личном кабинете раздел «Договорные документы» вкладка «Предоставление кодов маркировки» Составить и отправить заявление.
    2. Подписать договор, который на основании вашего заявления сформирует оператор системы. Договор появится в разделе «Договорные документы» вкладка «Предоставление кодов маркировки» Проверить и подписать документы.
    3. Заполнить анкету на получение регистратора. Сделать это можно в том же разделе «Договорные документы».
    4. Оператор проверит вашу анкету и пришлёт вам заявку на доступ к регистратору эмиссии. Вы её подписываете так же, как и договор.

    6. Заказать коды маркировки

    Для маркировки в системе «Честный знак» нужен КИЗ — контрольно-идентификационный знак. Это уникальный код маркировки, который содержит всю информацию о товаре, его производителе, характеристиках. 

    Код маркировки — это инструмент, позволяющий покупателю и контролирующему органу подтвердить безопасность и легальность товара либо при выявлении несоответствий отказаться от его покупки. Если продукт, который вы производите, подделывают, то система «Честный знак» поможет разобраться и привлечь нарушителя к ответственности.

    Антон Гущанский,
    Антон Гущанский,
    директор по контрольно-надзорной деятельности ЦРПТ (оператор государственной системы маркировки «Честный знак»)

    Для заказа кодов вам нужно в личном кабинете на сайте «Честного знака» перейти в раздел «Станция управления заказами» и заполнить форму, где указывают название товара и его описание. Каждый КИЗ стоит 50 копеек без учёта НДС, но в некоторых случаях можно получить коды бесплатно — например, если вы продаёте жизненно необходимые лекарства закупочной стоимостью менее 20 рублей. 

    7. Купить оборудование

    После того как в заказе появится статус «Эмитирован», этикетки можно распечатать. Для того чтобы напечатать КИЗ и считывать их, вам понадобится оборудование:

    • 2D-сканер или терминал сбора данных для считывания кодов. Для больших объёмов товаров более удобен беспроводной терминал, чем сканер, который нужно подключить к компьютеру.
    • Термопринтер или термотрансферный принтер для печати соответственно чёрно-белых и цветных этикеток. 

    Если вы не производитель, а импортёр, вместо этого шага вам нужно: 

    1. Промаркировать товары на таможенном складе или на иностранном производстве. Не забудьте отправить в систему отчёт о нанесении кодов маркировки.
    2. Заполнить и подать таможенную декларацию с информацией о маркированных товарах. Декларация заполняется в электронном виде. В графе 31 дополнительно укажите коды маркировки на каждую единицу продукции. Дождитесь положительного решения таможни по указанным товарам. 
    3. Подать в систему «Честный знак» информацию о том, что товары теперь продаются. Данные вводятся через личный кабинет на сайте вручную, с помощью импорта из таблицы или интеграции по API.

    8. Нанести маркировку 

    После покупки КИЗ у вас есть 60 дней, чтобы ввести их в оборот — распечатать и наклеить на свои товары и добавить данные в систему маркировки. 

    Для этого в разделе «Документы» в личном кабинете «Честного знака» нужно заполнить и отправить форму, в которой вы указываете, какие именно коды вы уже пускаете в продажу. За несоблюдение этого срока и продажу товаров с просроченными кодами будет штраф.

    Когда продавец привозит на склад маркируемый товар, он должен предоставить Маркету электронный УПД. В этом документе перечислены контрольные марки, товар с которыми продавец должен привезти на склад. Если они во время приёма товара совпали с фактическими, то Маркет подписывает документ своей электронной подписью, и оператор ЭДО сам его загружает в «Честный знак». 

    Алина Козина,
    Алина Козина,
    старший менеджер продукта в Яндекс Маркете

    Как маркировать товар на Маркете по моделям FBS, DBS и Экспресс

    Маркетплейс не маркирует товары, а только передаёт данные об их движении. Маркировкой занимается продавец, он же передаёт коды маркетплейсу. Схема маркировки на Маркете зависит от модели работы.

    Алина Козина,
    Алина Козина,
    старший менеджер продукта в Яндекс Маркете

    При моделях FBS, DBS и Экспресс Маркет работает без делегирования кодов. Это значит, что Маркет не добавляет коды маркировки в чек и не отслеживает их движение. В этом случае Маркет не является участником оборота товаров (УОТ), поэтому продавец может не указывать коды маркировки в личном кабинете.

    По моделям FBS и DBS ответственность за работу с кодами маркировки остаётся у продавца и не переходит к маркетплейсу.

    По моделям FBS и DBS ответственность за работу с кодами маркировки остаётся у продавца и не переходит к маркетплейсу. Вводить коды в личном кабинете можно, если продавцу так удобно вести отчётность

    Как маркировать товар для продажи на Маркете по модели FBY

    При модели FBY схема другая: ответственность за коды маркировки переходит к Маркету с момента поступления товара на склад. Но есть исключения, о которых расскажем в таблице ниже. Базовая схема работы по модели FBY без исключений выглядит так:

    По модели FBY вы отгружаете товары уже с кодами маркировки.

    По модели FBY вы отгружаете товары уже с кодами маркировки. На них подписывается УПД, после чего товар поступает в продажу, а коды полностью переходят на Маркет

    В схеме есть исключения: кто отвечает за коды маркировки (Маркет или продавец), зависит от того, на каком этапе маркировки находится категория: базовом, переходном или завершающем. Это условное разделение для общего понимания, которое мы придумали в Маркете. 

    Этап маркировки

    Требования к продавцу

    Требования к поставке

    Требуется ли УПД

    Базовый

    Начать маркировать товары, произведённые с определённой даты

    • Остатки, произведённые до начала маркировки, можно поставлять без маркировки
    • Остатки, произведённые после начала маркировки, принимаются только маркированными

    Нет

    Переходный

    Для новых остатков возможен ОСУ или поэкземплярный учёт

    Остатки без маркировки могут быть приняты до установленной законом даты. После приёмки нужен УПД с типом учёта

    Да, но при ОСУ коды не переходят на маркетплейс

    Завершающий

    Поэкземплярный учёт каждой единицы товара при поставке на маркетплейс

    Остатки без маркировки не принимаются. При поставке коды проверяются в ГИС МТ, после приёмки формируется УПД

    Да, коды переходят на маркетплейс

    Разберём на примерах категорий, для которых маркировка становится обязательной с 1 марта:

    1. Базовый этап: антисептики
      С 1 марта 2025 года обязательно нужно маркировать все партии антисептиков, произведённые после этой даты. Товары, выпущенные до 1 марта, можно привозить на склад Маркета без маркировки до 31 августа 2025 года. Поэтому важно успеть распродать немаркированные остатки до конца августа.
    2. 2. Переходный этап: одежда и бельё

      С 1 марта 2025 года стартует третья волна маркировки товаров лёгкой промышленности. До 31 июля товары, произведённые до этой даты, можно поставлять на склад Маркета без УПД и кодов маркировки. Если к 1 августа останутся немаркированные остатки, их необходимо будет вывезти или утилизировать.

    3. 3. Завершающий этап: велосипеды
      С 1 марта 2025 года обязательно маркировать все велосипеды без исключения. Немаркированные остатки на склад Маркета больше не принимаются. Такие товары необходимо сразу вывезти или утилизировать.

    Подробнее о правилах работы с маркированными товарами на Маркете читайте в Справке. Там мы собрали детали по каждой категории: что меняется в марте 2025 года и какие изменения будут в следующие месяцы. Информация регулярно обновляется.

    Что будет, если не маркировать продукцию

    За производство, продажу, хранение и покупку товаров без маркировки можно получить штраф, а вся партия может быть конфискована. Сумма и форма штрафа зависят не только от количества немаркированного товара, но и от его категории. 

    За нарушение в крупном размере (стоимость товаров — от 400 000 рублей) и особо крупном размере (стоимость товаров — от 1,5 млн рублей) производителям и продавцам может грозить уголовная ответственность, вплоть до лишения свободы.

    Нарушение

    Штраф

    Уголовная ответственность

    Товар не маркирован

    До 500 000 рублей

    Штраф до 1 млн рублей либо лишение свободы до 5 лет за нарушение в особо крупном размере

    Поддельные коды маркировки

    До 400 000 рублей

    Лишение свободы до 6 лет

    Отсутствие регистрации в установленные сроки

    До 10 000 рублей с конфискацией — для должностных лиц; до 50 000 рублей с конфискацией — для малого юрлица; до 100 тысяч рублей с конфискацией — для среднего или крупного юрлица

    Не предусмотрена 

    Где узнать об обновлениях в законе о маркировке товаров

    Точную информацию о правилах маркировки и перечне товаров можно узнать в нормативных документах:

    • Федеральный закон от 25.12.2018 № 488-ФЗ объясняет, как функционирует маркировка.
    • Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р перечисляет все категории товаров, подлежащих маркировке, и постоянно обновляется, когда добавляются новые категории.
    • Постановление Правительства РФ от 26.04.2019 № 515 разъясняет правила маркировки. Кроме этого, по каждой группе товаров есть отдельное постановление правительства, в котором указаны сроки, правила маркировки именно в этой группе. Например, Постановление Правительства РФ от 05.07.2019 № 860 утверждает правила маркировки обуви.
    • Честныйзнак.рф — официальный сайт системы маркировки «Честный знак» — рассказывает обо всех обновлениях и новостях. На сайте есть база знаний и виртуальное сообщество, где можно найти ответы на любые вопросы о маркировке.

    Всё самое важное об обязательной маркировке товаров

    • Маркировка уже необходима для большинства категорий товаров и скоро станет обязательной для всех. Можно подключиться к системе маркировки товаров «Честный знак» уже на стадии эксперимента и получить коды КИЗ бесплатно.
    • Маркировка нужна, чтобы защитить рынок от подделок, федеральный и региональные бюджеты — от убытков, а людей — от некачественной и опасной для здоровья и жизни продукции. 
    • Работа с маркировкой на маркетплейсе зависит от выбранной модели работы. Если вы работаете по модели FBY, изучите внимательно  инструкции в Справке
    • За наличие маркировки отвечают и производитель, и импортёр, и продавец.
    • Производство и продажа немаркированных товаров, а также товаров с поддельной маркировкой грозят конфискацией, штрафами и уголовной ответственностью.
    Вам может быть интересно
    • 3D-принтер: какие товары печатать, чтобы заработать
        3D-принтер: какие товары печатать, чтобы заработать
      • Поставляйте товары с гарантией дохода за 45 дней
      читать ещё