Товары можно условно разделить на две категории: товары на стадии эксперимента (их маркировка остается на усмотрение производителя) и товары с обязательной маркировкой.
Товары на стадии эксперимента (пилотные группы). Эксперимент проходит перед введением обязательных требований по маркировке, чтобы участники системы познакомились с ней и система маркировки смогла проверить, как лучше наносить коды: на упаковку, на этикетку, в виде штрихкода или, может, RFID-чипа, как на меховых изделиях. Товары из этого списка можно продавать как с маркировкой, так и без: участие в эксперименте для бизнеса бесплатное и добровольное. Например, с 1 декабря 2023 года начался эксперимент по маркировке радиоэлектроники.
Товары, которые подлежат обязательной маркировке. Эти категории без кодов продавать уже нельзя. Маркировка в 2023 году была обязательна уже для 16 категорий товаров. Это лекарства, табачные и никотиносодержащие изделия, товары легкой промышленности, молочные изделия и сыры, меха и шубы, шины, фотооборудование, обувь. В этом году к списку добавились: пиво и слабоалкогольные напитки, упакованная вода, БАДы, безалкогольные напитки, антисептики и медицинские изделия.