Связь маржи и выручки можно представить в виде формулы: Маржа = Выручка — Переменные расходы.
Всё это — переменные расходы, которые зависят от количества произведенной продукции. Чем больше изделий изготовит Полина, тем выше будут переменные расходы. Маржа бизнеса Полины — это разница между выручкой и всеми переменными расходами:
Например, вы продаете книги и ваши переменные расходы не менялись на протяжении года. Однако в мае 2023 года маржа составила 250 000 рублей, в июне — 200 000 рублей, в июле, августе и сентябре — всего по 120 000 рублей. Если маржа снижается, в бизнесе нужно что-то менять. Возможно, покупателей не устраивает ассортимент и его нужно обновить. Или ускорить доставку. А может, надо сократить переменные расходы и пересмотреть договоренности с поставщиками.
Важно: маржинальность может быть отрицательной. Например, если бы в ноябре выручка была 700 000 рублей, а маржа была бы −100 000 рублей, то показатель маржинальности был бы равен −14,3%. Для бизнеса на стадии запуска это нормальный показатель.
FMCG-товары: маржинальность — от 10 до 20%
Повседневные товары, спрос на которые всегда высокий. Например, стиральный порошок, косметика, шампуни, носки и детские подгузники. Конкуренция в нише чрезвычайно высокая, делать большую наценку нельзя: мгновенно обойдут конкуренты и покупатели отвернутся от продавца с дорогим товаром повседневного спроса.
Преимущественно дорогие товары с долгим сроком службы. Например, бытовая техника, стройматериалы, инструменты, компьютеры. Эти товары пользуются постоянным, но умеренным спросом. Конкуренция в нише преимущественно высокая.
Сезонные товары: маржинальность — более 50%
Товары с высоким спросом в определенные периоды. Их можно продавать с высокой наценкой — до 300–500%. Например, цветы, наборы шоколада, квас, мороженое. К высокомаржинальным товарам относят товары люксовых брендов, элитные сорта чая и кофе.
Важно: регулярно пересматривайте ассортимент и адаптируйте ваше предложение к изменяющимся потребностям покупателей.
Затем посмотрите, где можно сократить переменные расходы. Например, вы упаковываете товар в дорогую японскую бумагу. Проверьте, действительно ли ваша упаковка помогает повысить продажи и удовлетворенность клиентов. Это можно сделать двумя способами: прочитать отзывы о товаре или продать тестовую партию с более дешевой упаковкой. Если выяснится, что затраты на упаковку не покрываются эффектом от продаж, вам стоит поискать более дешевую альтернативу — например, заказать готовую упаковку промышленного производства.
Начните зарабатывать вместе с Маркетом
Стать продавцом